Мы часто сами себе не признаемся в том, что в глубине души надеемся, что все наши проблемы рано или поздно разрешатся сами собой, еще чуть-чуть, небольшое усилие или немного времени и будет все хорошо. Жена перестанет пились, муж начнет помогать по дому, ситуация в стране изменится и получится, наконец, взять ипотеку.
Но жизнь идет, а надежды тают, погружая нас в большую тоску!
Дело в том, что мы теряем ясность, теряем свою собственную способность творить свою жизнь, ожидая внезапных, с неба свалившихся, перемен. И часто надежда на чудо закрывает от нас что-то важное, подлинное, глубокое.
Давайте разбираться глубже: как возникает желание вместо ясности и осознания, заткнуть дыру боли надеждой на внезапное освобождение и о чем нам все время хочет рассказать эта надежда.
Для чего же нужно чудо:
1. Чудо как обезболивающее. Чудо поможет, когда нужно себя утешить, расслабиться, уснуть в сновидении о прекрасном будущем. В соц.сетях и на ТВ большой популярностью пользуются сюжеты про внезапное обретение богатства, любви, выздоровления, успеха. На простом человеческом желании ожидать чудес, сидя на печи, строится целый жанр в телеиндустрии. Например, популярные на федеральных каналах сериалы чаще всего относятся к жанру «женщина в беде». Это всегда истории а-ля «Золушка», где простая бедная девушка встречает миллионера, который любит ее прекрасной и чистой любовью или что-то в этом роде. Такие фильмы пользуется популярностью т.к. они успокаивают и настраивают на то, что ничего делать не нужно, можно и дальше спокойно жить, ничего не меняя, а рано или поздно Бог, судьба, красивый миллионер заметит твои страдания, возьмет за ручку и отведет в дивный прекрасный мир жизни без проблем.
2. Чудо как апогей чувственных переживаний и основа для эндогенной наркомании. Некоторые люди могут воспринимать жизнь как интересную только когда в ней присутствуют будоражащие события, яркие эмоциональные всплески, высокий градус напряжения. Жизнь в этом случае словно качается на качелях: от переживаний ужаса, горя, сильной тревоги – к эйфорической радости и обратно. Это мир очень сильных эмоций и героических преодолений.
Например, человек идентифицирует себя с образом Спасателя, он может ощутить себя хорошим отцом, мужем, руководителем только на фоне героического преодоления серьезных проблем. В этом случае, образ чуда необыкновенно притягателен. Он сияет драматичной красотой жизненного контраста, когда только путь сквозь немыслимые тернии создает из итогового события неимоверную радость, окутывает ореолом величия и славы.
С физиологической точки зрения здесь наблюдается привязанность к гормональным всплескам, возникающим на фоне резкого отпускания напряжения. Сейчас это называют эндогенной наркоманией (зависимость от выработки собственных эндорфинов, адреналина, окситоцина и т.д.). В рамках этой стратегии, человек склонен преувеличивать возникающие на жизненном пути сложности или даже создавать их на пустом месте, чтобы потом почувствовать радость освобождения. Такая стратегия изматывает психику и может привести к серьезным невротическим расстройствам.
3. Чудо как обновление. Многие люди привычно обесценивают события и явления, с которыми сталкиваются в мире или видят их все в мрачном свете. Мир таких людей сер и безрадостен. Добро и красота считаются недоступными и все погружается в однотонность цинизма. Но даже в этом мире скрывается маленькая надежда на чудо, надежда на избавление от обесцвеченности жизни. Оно видится как событие, которое не связано с привычной логикой существования, что-то, что способно открыть новый мир, нового себя.
Причины возникновения такого мировосприятия следующие:
- Цинизм. Отрицание существования положительных смыслов, отказ видеть красивое и хорошее как защитная реакция от разочарований.
- Жизнь в однотипных шаблонах (дом-работа – работа – дом и все одно и то же). Мышление сковано привычным восприятием, которое не оставляет возможности для того, чтобы увидеть что-то новое, открыться новому. Такой человек считает, что уже точно знает, что такое жизнь и какая она и не верит в реальность других представлений. Но одновременно с этим присутствует бессознательная тяга что-то новое увидеть, эта тяга выглядит, как ожидание чуда.
- Эгоистическая привязанность к собственным представлениям о себе («а я такая и почему я должна меняться?», «я добрая и хорошая, но меня никто не ценит», «я умная, а рядом дураки одни» и т.д.)
Такое мировосприятие создает ощущение скорлупы, тесноты пространства из которого хочется поскорее сбежать. Чудо здесь выступает как разрыв, выход, рождение. Оно ассоциируется с такими счастливыми событиями как встреча любимого (любимую), творческий прорыв, рождение ребенка и т.д. Но мы не видим, что выход из такого положения чаще связан с такими «неприятными» событиями как несчастная любовь, ломка ожиданий, увольнение, банкротство. По сути, ведь они и есть то самое чудо! Оно позволяет уйти от эгоистического мировосприятия, от надежд на то, что мир мне даст, все что мне нужно, а я никому ничего не должен. именно после такого слома привычного, открываются новые возможности, которые до этого были просто не востребованы и не видны. Разве это уже не чудо?
А что если вообще не делить жизнь на чудесные события и не-чудесные, оценивая все с точки зрения своего «знания» мира? Что если эта привычная бессмысленная серость тоже есть всего лишь одна из красок разума, создающего для нас многообразие вариантов реальности? Зацикленность на ожидании того, что жизнь непременно должна принять для нас удобную для понимания форму, приводит к кризисным состояниям.
По сути, мы привыкли обесценивать все свои опыты, которые, может, и привели нас в некий тупик жизни, но зато они могут стать основой для возрастающей мудрости, для понимания того: как действовать дальше и как творить ту реальность, в которой мы можем чувствовать себя гармонично.
Что же конкретно делать?
Вера в чудо привела нас к пониманию того, что на самом деле, мы хотим не столько богатство и успешный успех, сколько просто иметь возможность расслабиться, успокоиться и перестать бегать за призрачными целями и создавать на своем пути сложные ситуации, которые вдальнейшем надо героически преодолевать.
В каждом из наших опытов, среди горы обесценивания и осуждения себя и мира, мы можем видеть, как просвечивается необыкновенно красивое явление: вера в то, что все это можно изменить.
И действительно, очистив свое сознание от шаблонных представлений, мы вдруг обнаружим, что всегда знали о возможности быть иными, о возможности красивой и счастливой жизни. Но она заключена вовсе не в том, что судьба просыпет на нас мешок денег, или случится резкое изменение политики в стране, а в том, что мы, наконец, осознаем нашу способность творить и осознавать то, во что мы постоянно погружаемся, а дальше перестать воспроизводить те мысли и действия, которые загоняют нас в тупики.
Отпустить ожидание чуда - не означает смириться с серой действительностью, отпускание - означает отход от привычного оценивания жизни. Мы, не зная, что такое жизнь, сами пририсовываем ей краски, которые потом на нас же и давят своей однозначной безапеляционностью. Все, что нужно – только осознать производность этих красок от нашего же разума и перестать воспроизводить в своем сознании до боли приевшийся шаблон.
Чудо создает наш разум, как художник, выбравший фоном для своего, сияющего доблестью, героя суровый ландшафт и предгрозовое небо. Мы можем не признаваться себе в этом, но нам нравится героизировать самих себя, нравится испытывать что-то очень и очень яркое, будоражащее воображение. Именно поэтому вера в чудо так притягательна. Она как пьянящий напиток обволакивает и часто не дает выйти из замкнутого круга. Ее коварство в том, что надежда на чудо – это и есть надежда на выход из круга. Но надежда, которая опирается на внешние силы, на некоего «управителя», который создаст эту новую возможность чувствовать себя по-другому, обречена на провал. Ведь жизнь и так уже изо всех сил старается нас направить, через ту боль, которую вместо того, чтобы разобраться с ней, мы продолжаем лелеять, ожидая просто снятия бремени напряжения.
Вместо рассматривания истинной причины наших бед, мы часто принимаем анальгетик надежды. Если выплюнуть, наконец, эту сладкую конфетку чуда, соприкоснуться с собственной болью, можно открыть для себя новый, неизведанный, не распиленный на однозначности мир.
Когда весь мир начинает видеться чудом, уже не нужно создавать особые условия для проявленности божественного. Оно везде, «есть всяческая во всем». И только настройки нашего разума предпочитают создавать узкую щель для прохождения света, чтобы суметь спрятать во тьме всю блажь от неведения и забытья самого себя.
Если вас интересует тема психологии, на этом ТГ- канале вы сможете найти много интересной информации: статьи, видео, обсуждения. У вас будет возможность задать вопрос и получить на него профессиональный ответ: https://t.me/myslysily
Записаться на прием можно ЗДЕСЬ.