Здравствуйте, уважаемые читатели!
Осенью 2024 года нашему автомобильному рынку суждено испытать серьезное потрясение – будет существенно повышена ставка утилизационного сбора. Мне сложно судить о том, насколько данное решение было необходимым и, будем надеяться, оно даст шанс отечественным автопроизводителям на рост производственных показателей.
А вот для тех автопроизводителей, что импортировали автомобили в нашу страну, наступят менее радужные времена. Впрочем, точно такие же времена наступят и для потенциальных покупателей… И в этой статье я хотел бы порассуждать на предмет того, какие китайские автопроизводители могут покинуть наш авторынок.
Про уникальность авторынка образца 2024 года
Первое, что хотелось бы заметить, наш авторынок в современной истории ещё не оказывался под таким доминирующим влиянием автопроизводителей одной страны. Разве что в самом начале 90-х, когда исключительно наши, отечественные, производители поставляли свою продукцию.
Но с 2022 года настало время Китая. Если в предыдущие годы он делал робкие попытки закрепиться на нашем рынке, конкурируя с корейскими автопроизводителями и предлагая больше опций за меньшие деньги, то с 2022 года наблюдается активная экспансия автопроизводителей, некоторых из которых раньше лично я бы посчитал экзотикой. Что-то вроде Brilliance в предыдущие, докризисные, года.
Так кто же станет кандидатом на выход? Я выделил несколько групп производителей, которые на протяжении 2023-2024 годов показали разные показатели продаж, но у них есть общая черта – они импортируют готовые автомобили в нашу страну.
Малоузнаваемые бренды
В этой группе наиболее вероятным кандидатом на уход я назову бренд Livan. Это преемник достаточно знаменитой в своё время компании Lifan, автомобили которого продолжают колесить по дорогам нашей страны, не смотря на то, что Lifan в 2020 году стал банкротом.
Почему я так считаю? Этот бренд в 2023 году показал очень низкие показатели продаж – всего 1235 проданных автомобиля, а первым на рынок он представил хэтчбек Livan X3Pro, который такой популярности, как некогда Lifan X60, не снискал. Учитывая, что планов о локализации производства не озвучивалось, рискну предположить, что продажи ещё больше упадут из-за роста стоимости автомобиля, что может стать триггером для принятия решения о сворачивании производства.
Ещё хотелось бы упомянуть бренд JAC. Очень редкий гость на дорогах. Когда ездил на диагностику своего автомобиля, отметил, что в шоуруме продаётся и эта марка. Если верить информационному плакату, кроссовер готовы отдать за 1,7 миллиона, что по нынешним ценам достаточно дёшево. Но, похоже, не находится покупателя. Я, например, считал и считаю, что JAC – это история скорее про коммерческий транспорт, на который и будет делаться упор. Ранее ходили слухи, что будут локализовывать производство модели JS6, но это вряд ли сильно поможет бренду в целом.
Чешутся руки здесь упомянуть бренды, которые позиционируют себя как люксовые, но они и на текущий момент представлены декоративно, поэтому остановимся только на масс-сегменте. Которые я упомянул выше.
Крупные китайские бренды на местном авторынке
Здесь я вижу два кандидата. Первый – это FAW. Это старейший китайский автопроизводитель, однако на нашем рынке первое его появление в середине 2010-х фурора не произвело, а вторичный заход после 2022 года тоже удачным не назовёшь. Около 10 тысяч проданных автомобилей в 2023 году, не слишком активное закрепление официальных дилерских центров в регионах. Да и сами предлагаемые модели дешёвыми точно не назовёшь. А должны стать ещё дороже. Как в таких условиях конкурировать с ведущей тройкой на нашем рынке (это я про Haval, Chery и Geely)?
Вторым кандидатом я, как ни парадоксально, назову Changan. Хотя сама компания озвучила достаточно амбициозные планы по присутствию на нашем авторынке (да и продажи, скажем прямо, были неплохи), но всё же некоторые вопросы имеются. Например, почему в Россию поставляются автомобили без ожидаемого многими полноценного «зимнего пакета»? Моделей, не спорю, много, но и здесь аналогичная проблема – стоимость импорта повысится, конкурентность – снизится. Как следствие, планы могут быть пересмотрены и ситуация вернётся к той, которая была до 2022 года. Когда в год продавалось несколько тысяч экземпляров и дилерские центры были только в крупных городах.
Другие мои статьи
Смогут ли через пять лет автомобили китайских брендов потеснить корейские на рынке РФ?
Volkswagen AG собирается закрывать немецкие автомобильные заводы и увольнять персонал
С уважением, Юрий (kua1102)