Найти в Дзене
Бортовой журнал kua1102

Смогут ли через пять лет автомобили китайских брендов потеснить корейские на рынке РФ?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Очень часто, практически в каждой записи блога про обзоры китайских кроссоверов или объемов продаж китайских автомобилей я сталкиваюсь комментариями, которые можно обобщить следующей фразой: «Через 5-10 лет китайский автопром вытеснит с рынка корейские и европейские марки». Поскольку самой объективной точкой зрения может быть та, которая основана на статистике, поэтому на исторических примерах я буду сравнивать динамику развития ярчайшего представителя азиатской автопромышленности KIA Motors и динамики развития флагманов китайских марок – Chery, Lifan, Haval и Geely.

Что косвенно определяет доминирование той или иной марки на рынке? Объемы продаж. Это абсолютно объективный показатель, который является отражением множества факторов успеха: надежности автомобиля, его ценовой доступности, потребительской привлекательности. Будут ли большие объемы продаж у не очень надежного автомобиля? Нет, т.к. никто не захочет покупать себе автомобиль, который сломается через год (например, выйдет из строя двигатель или коробка передач). Будут ли большие объемы продаж у автомобиля, который имеет проблемы с системой безопасности? Например, при ДТП не срабатывают подушки безопасности или кузов не сохраняет целостность. Нет, конечно же. Будут ли значительные объемы продаж у автомобилей, которые имеют очень высокую стоимость? Тоже нет, потому как статистически количество очень обеспеченных людей, которые могут позволить себе покупать очень дорогие автомобили, очень мало.

Поступившие комментарии к статье о Haval Jolion. Скришнот со страницы блога
Поступившие комментарии к статье о Haval Jolion. Скришнот со страницы блога

Таким образом, годовое количество проданных автомобилей той или иной марки достаточно объективно свидетельствует о дальнейшем потенциале марки.

KIA Motors на рынке Российской Федерации

Почему в качестве эталонного примера я выбрал эту марку автомобилей? Потому что все азиатские марки, не обладавшие должным «весом» в автомобильном мире проходили примерно одинаковый путь развития. В частности, на определенном этапе развития обязательно приглашались именитые дизайнеры и инженеры, успевшие поработать в крупных европейских автомобильных концернах. Например, на должность главного дизайнера KIA Motors пригласили известного Петера Шрайера, который до этого трудился в концерне Volkswagen. При этом также важно помнить, что KIA Motors является подопечным, если можно так выразиться, Hyundai Motor, т.к. была куплена этим концерном в конце 1990-х годов. Хендай обладает пакетом акций KIA Motors (почти 40%).

Датой появления автомобилей KIA Motors на рынке РФ можно считать 2005 год, когда на заводе ИжАвто стали выпускать автомобили KIA Spectra, а в 2006 году – KIA Rio, будущий бестселлер рынка. Сейчас, в 2021 году, некоторые автомобили марки KIA (например, Soul, Cerato и т.д.) собираются на калининградском заводе «Автотор». Ниже представлена динамика продаж автомобилей корейского концерна по годам на российском рынке, на основе данных официального сайта KIA [1] и статистического агрегатора [2]:

Общее количество проданных новых автомобилей марки KIA в период с 2005 по 2020 годы. Автор графики kua1102
Общее количество проданных новых автомобилей марки KIA в период с 2005 по 2020 годы. Автор графики kua1102

Надо отметить грамотную маркетинговую политику компании. Они смогли определить правильный фокус продаж, выпустив специально для российского рынка KIA Rio третьего поколения (это был 2011 год). Тогда, в начале 2010-х, рынок еще не требовал кроссоверов, а популярностью пользовались относительно компактные седаны (вспомните успехи продаж KIA Rio, Volkswagen Polo, Lada Granta и т.п.). Далее KIA вовремя переключился на новую фокус-цель и наладил продажи KIA Sportage, еще одно бестселлера рынка. Сам кроссовер был выведен на рынок еще в 1994 году, однако достаточно часто на дорогах сейчас мы можем видеть второе поколение кроссовера, которое производилось с 2004 по 2010 годы. Один в один в плане линий кузова с Hyundai Tuscon первого поколения. Ну а самый узнаваемый и, как мне кажется, наиболее красивый – это автомобиль третьего поколения, который выпускался с 2010 по 2015 годы. Базой для него выступил уже Hyundai ix35.

Динамика продаж автомобилей KIA Rio и KIA Sportage. Автор графики kua1102
Динамика продаж автомобилей KIA Rio и KIA Sportage. Автор графики kua1102

Причем, надо заметить, за корейскими автомобилями периодически тянулся шлейф проблем. Это и быстрая коррозия кузовных элементов и образование задиров в блоке цилиндров двигателя. Тем не менее, я выделю несколько важных факторов:

  • планомерное увеличение объемов продаж
  • сохранение в каждом классе многолетних лидеров продаж одной и той же модели

Как в 2006 году стал продаваться KIA Rio, так в 2021 году он не просто продаётся, а делает существенный вклад в общий объем продаж автомобилей на нашем рынке. Как KIA Sportage стал популярным кроссовером более 10 лет назад, так он им (согласно объемом продаж) и остаётся.

Обратите внимание на динамику роста продаж. Первые четыре года, когда автомобили только вышли на наш рынок, объемы продаж не превышали цифры 9 тысяч проданных в год автомобилей. Даже кризис 2014-2015 годов слабо отразился на продажах KIA Rio.

Продажи на российском рынке китайских автомобилей «большой четвёрки»: Chery, Lifan, Geely и Haval

Кто-то может, наверное, в этом месте статьи сразу пойти в комментарий и задать вполне резонный вопрос: «А почему ты вообще сравниваешь KIA, которая была основана в 1944 году с китайскими брендами, которые были основаны на 50 лет позже?». Этот математический факт оспаривать не буду. Lifan основана в 1992 году, Chery Automobile – в 1997 году, Geely Automobile – в 1986 году и, наконец, Haval самая молодая компания, основана в 2013 году.

Я считаю, что сравнивать их можно по той простой причине, что времени с точки входа на российский рынок прошло уже достаточно много и вполне можно сравнивать начальный период развития KIA Motors и соответствующие периоды китайских автопроизводителей.

Общее количество проданных автомобилей марок Chery, Lifan, Geely, GW и Haval в период с 2006 по 2020 годы. Автор графики kua1102
Общее количество проданных автомобилей марок Chery, Lifan, Geely, GW и Haval в период с 2006 по 2020 годы. Автор графики kua1102

Например, компания Lifan, как я уже рассказывал, в 2010 году на заводе «Дервейс», начала производить автомобили. Причём если сейчас об этой компании можно рассуждать скептически (мол, производили мультикультиваторы и потом решили переключиться на автомобили), но вспомните бум продаж кроссовера Lifan X60, например. А компанию Chery так вообще можно считать «китайским KIA», т.к. они проделали очень схожий путь – в 2003 году они создали собственное конструкторское бюро, в 2006 году на всё том же калининградском заводе «Автотор» начали сбор автомобилей, а годом ранее стартовали свои продажи на нашем рынке. Geely лицензию на производство автомобилей получила в 2001 году и в 2008 году начинаются поставки на российский рынок автомобилей Geely MK. А вот Haval можно считать наиболее изначально подготовленной компаний – у руководства перед глазами уже были примеры «как делать не надо» и бренд Haval взял изначально правильную стратегию выпуска кроссоверов и внедорожников.

Далее предлагаю сравнивать динамику прироста продаж для китайских и корейского брендов:

Динамика прироста продаж для шести моделей автомобилей. Автор графики kua1102
Динамика прироста продаж для шести моделей автомобилей. Автор графики kua1102

Абсолютно у всех брендов наблюдаются флуктуации в первые 2 года, далее идёт пик роста продаж и после него спад. И из этого спада Lifan и Great Wall не смогли выбраться. В этом плане показателен пример компании Chery. С его она начала свои продажи в России? Правильно, с Chery Amulet. В 2007 году было продано аж 17719 ед. автомобилей этой марки. Согласно [3] это была "нелицензионно скопированная версия автомобиля на платформе VW PQ32". Краш-тест этот автомобиль с треском провалил. Но, к чести компании, из кризиса 2014-2015 годов она смогла выбраться и даже в другой кризисный период 2019-2020 продемонстрировать рост продаж, в том числе благодаря выводу на рынок Chery Tiggo 7 Pro:

Chery Tiggo 7 Pro стал одним из самых продаваемых автомобилей. Автор фотографии kua1102
Chery Tiggo 7 Pro стал одним из самых продаваемых автомобилей. Автор фотографии kua1102

Но главная проблема концерна Chery - короткий срок жизни модели автомобиля. Просто вдумайтесь, что продавалось последние 4 года (2017-2020) - Chery Tiggo 2, Chery Tiggo 4, Chery Tiggo 7, Chery Tiggo 5, Chery Tiggo 7 Pro, Chery Tiggo 8, Chery Tiggo 8 Pro. Не находите, что это слишком большой список?

Значительный прирост продаж показал концерн Haval, который "вырос" из Great Wall, аж 282% прироста в 2019 году. Аналогичная ситуация была и у Geely, которая вышла на рынок с кроссовером Geely Atlas. Но, как говорится, есть один нюанс.

Возвращаясь к примеру KIA Motors, в случае успешного выпуска востребованной у покупателей модели (или моделей), мы должны видеть кратное увеличение количества продаж на начальном, с одной стороны, а с другой стороны – удержание стабильного покупательского спроса на популярные модели на протяжении достаточно долгого времени. У китайских концернов этого нет. Причина этого еще и в том, что китайцы выпускают действительно оснащенные автомобили, но про удобство интерьера, эргономику, даже и не задумываются.

Давайте для примера рассмотрим другой лидер продаж Haval F7x:

Блок управления всем подряд находится за джойстиком выбора режима работы коробки передач. Автор фотографии kua1102
Блок управления всем подряд находится за джойстиком выбора режима работы коробки передач. Автор фотографии kua1102

Он красив внешне, очень просторен, но складывается впечатление, что водители хотели впечатлить исключительно джойстиком выбора режима работы коробки передач. Но почему управление различными функциями собрано в хаотическом порядке в одном месте? Здесь и отключение ESP и подогрев стекла и управление кондиционером и... Любой объект эффективно функционирует только тогда, когда информация структурирована.

Поэтому, на мой взгляд, китайцы только тогда смогут конкурировать с европейскими и крупными азиатскими концернами, когда перестанут делать автомобили-гаджеты и задумаются о том, что человеку в автомобиле еще должно быть уютно. Свежий пример - на Haval Jolion нет регулировки рулевой колонки по вылету. Как такое может быть на современном автомобиле? Или почему на Haval H9 нет подогрева лобового стекла? И из таких мелочей складывается целостное впечатление о машине. Машина - это не только гаджет на приборной панели, время разгона с 0 до 100 км/ч. И вот когда это поймут китайские инженеры и дизайнеры, тогда китайские автомобили будут конкурировать с европейскими. Если же будет и дальше путь "Мы подсмотрели и сделали как у такого-то бренда", то ничего не изменится ни через 5, ни через 10 лет.

Другие мои статьи

Аргументы в пользу того, чтобы не рассматривать к покупке новый автомобиль китайского бренда

Анализ стратегии продаж новых автомобилей Chery на рынке РФ: как долго одна и та же модель продается?

Список источников

1. https://www.kia.ru/press/news/227/

2. https://auto.vercity.ru/statistics/sales/europe/2021/russia/

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Chery_Amulet

С уважением, Юрий (kua1102)