В кабине находится Будда. Значок в оранжевом одеянии наблюдает, как пилот быстро выполняет драматический поворот в последнюю минуту, чтобы посадить A319 на узкую взлетно-посадочную полосу. Дюжина пассажиров, некоторые из которых провели последние несколько минут, сжимая подлокотники сидений, взрываются аплодисментами.
Это просто еще один обычный рабочий день в Международном аэропорту Паро в Бутане (PBH), который широко считается одним из самых технически сложных мест посадки самолетов в мире. Маневрирование на короткой взлетно-посадочной полосе между двумя 18 000-футовыми пиками требует как технических знаний, так и стальных нервов.
Аэропорт и его сложные условия только добавляют таинственности путешествиям в Бутан, гималайское королевство с населением около 800 000 человек.
Уникальные условия прилета и вылета из Паро означают, что джамбо-джеты здесь неуместны. Но для любителей авиации это часть привлекательности посещения Земли Громового Дракона.
Начнем с главного: Паро «сложный, но не опасный», говорит капитан Чими Дорджи, который уже 25 лет работает в национальной государственной авиакомпании Бутана Druk Air (также известной как Royal Bhutan Airlines).
«Это испытание для мастерства пилота, но это не опасно, потому что если бы это было опасно, я бы не летал».
Что делает Паро уникальным.
Сочетание географических факторов делает Паро – и большую часть Бутана – визуально ошеломляющим. Они также делают полеты в Паро и обратно весьма специализированным навыком.
Паро — аэропорт категории C, что означает, что пилоты должны иметь специальную подготовку, чтобы летать там. Они должны выполнять посадку вручную, без радара. Как говорит Дорджи, пилотам крайне важно знать ландшафт вокруг аэропорта — испортите его даже на долю дюйма, и вы можете приземлиться на крышу чьего-то дома.
«В Паро вам действительно нужны местные навыки и знание местности, компетентность в этой области. Мы называем это обучением областной компетентности или обучением области или обучением маршруту от полета из любой точки мира в Паро».
Бутан, расположенный между Китаем и Индией, более чем на 97% состоит из гор. Его столица, Тхимпху, находится на высоте 7710 футов (2350 метров) над уровнем моря. Паро находится немного ниже, на высоте 7382 футов.
«На больших высотах воздух разреженный, поэтому самолету по сути приходится лететь быстрее», — объясняет Дорджи, который в дополнение к управлению самолетами теперь обучает пилотов и бортпроводников Druk Air. «Ваша истинная скорость полета будет такой же, но ваша скорость полета относительно земли будет намного выше».