Найти тему
Личность и мир

Причины невроза. То, что спрятано очень глубоко

Оглавление

Почему мы получаем проблемы с неврозами? Откуда они вообще берутся? Попробуем разобраться?

Сперва немного сухой теории.

Под каждым неврозом есть фундамент – структура личности. Слышали наверное такое понятие: невротическая личность? Что это такое?

Это человек, личностно хрупкий, с внутренними бессознательными конфликтами, со слабыми навыками взаимодействия с собой и с другими. И как следствие – с плохими границами личности, то слишком жесткими, то с размытыми, дырявыми и легко сливающимися там, где не надо.

Такой человек словно все время проживает какой-то свой негативный сценарий. Для него самого этот сценарий незаметен. В схематерапии эти сценарии называют: СХЕМА. Или оно же: ранняя дезадаптивная схема.

Вот есть адаптивное что-то (поведение), а есть дезадаптивное: негативная схема поведения.

В фундаменте любой негативной схемы (или иначе – негативного жизненного сценария того или иного вида) всегда лежит вполне себе конкретная ненаполненная базовая потребность.

Таких ненаполненных потребностей у одно человека может быть несколько. Одна пустая потребность может в итоге рождать 2-5 схем, не обязательно все сразу, вполне хватит одной, чтобы испортить себе жизнь.

Что такое сами схемы и как именно они себя проявляют – можно почитать в этом разделе. Что-то там уже есть.

Как возникают эти негативные сценарии – схемы?

Например, ненаполненная в детстве потребность у ребенка в безопасной привязанности может в дальнейшем формировать схемы:

  • - покинутости / нестабильности (здесь всегда будет очень высокий уровень личностной, фоновой тревожности у человека);
  • - недоверия / ожидания насилия (здесь высок шанс развития крайних состояний от агрессии до депрессии);
  • - эмоциональной депривации (человек не может создавать близкие связи даже будучи в близких якобы отношениях, он закрыт эмоционально);
  • - дефективности / стыда (здесь и тревожность, и депрессия, и невозможность адекватно завоевать и построить свое место под солнцем);
  • - социальной изоляции (очень тяжелая схема широкого спектра действия с тяжелыми же последствиями).
Ненаполненная потребность, и что может происходить в дальнейшем - какие схемы могут возникнуть на ее базе
Ненаполненная потребность, и что может происходить в дальнейшем - какие схемы могут возникнуть на ее базе

Самооценка – это тоже базовая потребность. Для ребенка очень важно найти ответ на вопросы: "Кто я?" и "Какой я?" Если ответы отрицательные, то возникает благоприятная почва для формирования схемы дефективности.

Эмоциональная связь с другими тоже относится к наиважнейшей базовой потребности ребенка. Если ребенок растет в ситуации равнодушия к его внутреннему миру, то он не понимает, что это такое. В итоге он не только не распознает свои эмоции (люди обычно это озвучивают как "я не знаю, чего я хочу"), но и не способен распознавать чужие эмоции. Он словно вечно изолирован и от себя, и от других.

Аналогично во всех остальных схемах, их всего 18 – есть причина для ее возникновения. И эта причина в основном закладывается в детстве. В редких случаях схема может сформироваться уже во взрослом состоянии. Но тогда и выбираться из нее намного проще, она возникла в зрелом возрасте, она не настолько устойчива и агрессивна.

Гораздо более устойчивей схема, возникшая и укоренившаяся в раннем детском возрасте.

Например, нарушения все в той же базовой безопасности по утверждению некоторых исследователей могут возникать уже внутриутробно – плод получает через кровь все гормоны тревожности от мамы. Он уже формируется в «страшных», небезопасных для него условиях.

А затем мы пытаемся вылечить его от гиперактивности, например, от нарушения концентрации внимания, от аутизма и так далее. Мама получает на руки уже проблемного ребенка, что вынуждает ее предпринимать неверные шаги в процессе воспитания. И это замыкает проблему в круг.

Это не означает, что теперь надо положить себя в футляр и не доставать оттуда до родов. Это означает, что можно хотя бы минимизировать негативное влияние на формирующегося ребенка. И уметь регулировать свои эмоции. Мы же не едим что попало во время беременности. А как же с культурой мыслей и чувств?

В каждой из схем незрелая психика ребенка вырабатывает свой собственный детский способ выживания. И это реально про то, как же выжить ему в этой непростой для него ситуации. Эти способы выживания в схематерапии называют копинговыми режимами.

Например, если ребенок не получает от матери чувство защищенности, важности, самоценности, то он научается «заслуживать» любовь и терпеть ее отсутствие: отказываться от себя ради других, например, быть хорошим, вести себя правильно, чтобы его любили.

Затем человек вырастает, становится взрослым. А действует он все также – своим детским способом выживания:

Один из детских способов выжить (наполнить свою потребность) - копинговый режим и его результат. Потребность опять остается ненаполненной
Один из детских способов выжить (наполнить свою потребность) - копинговый режим и его результат. Потребность опять остается ненаполненной

Все уже давно изменилось, вся ситуация меняется в переходном возрасте, переворачивается как песочные часы, а человек продолжает действовать своим излюбленным способом, много раз спасавшим его в детстве.

Рядом со схемой покинутости может поселиться схема самопожертвования, например. Или еще что-то. Итоговая картинка всегда будет уникальной. Способы «спасения» будут переплетаться друг с другом и закреплять, поддерживать друг друга.

Печаль только в том, что во взрослом состоянии этот способ выжить уже не работает. Либо сильно мешает получать желаемое.

Сформированная схема покинутости / нестабильности заставляет ее хозяйку соглашаться на невыгодные для нее отношения: быть любовницей мужчины в браке, терпеть унижение и холодность. Для нее холод – означает любовь. Потому что это как у мамы. Открытость и эмоции, стремление быть во взаимности вызывает напряжение и отторжение. Это не любовь, это что-то отвратительное.

И теперь уже взрослый человек не наполняет свою базовую потребность.

Он не умеет. Он одно принимает за другое.

Вот так-то…

Если напрямую, сразу в лоб, сказать человеку с проблемами в отношениях, что у тебя нет нормальных отношений просто потому, что ты не научился их строить, он в лучшем случае просто откусит тебе голову. Что многократно происходит в комментариях. Почему?

Потому что в эту секунду его самооценка из искусственно завышенной становится адекватной, а значит - низкой. А это автоматически ведет к потери энергии.

Мозг этого не допустит, он раздует самооценку и сбежит вместе с хозяйкой. В очередную жизненную трагедию.

Это все очень печально конечно же.

Что делать, чтобы исправить ситуацию?

Печально, что требуется долгий путь, чтобы мягко человека спустить с его высот психзащит на землю. Чтобы найти его личный способ компенсировать неизбежное падение самооценки, пройти этот непростой этап.

А затем выработать новые способы взаимодействий вместо излюбленных и неработающих.

Например, в случае, описанном выше, научиться замечать и принимать взаимность. А отверждение или использование перестать принимать за любовь.

И уж тем более не считать любовью жестокое обращение.

Придется многому научиться заново. Научиться уважать себя. Не давать себя в обиду. Уметь отстаивать свои ценности. Чувствовать сердцем, что я - ЦЕННОСТЬ! Я - жизнь. Жизнь во мне не может быть плохой или дефектной, она ценна просто так.

И в моих силах выбирать способы, как именно жить эту жизнь.

Я выбираю хорошее.

Природа очень милосердна, она дает нам множество шансов. Мы можем научиться другим, более здоровым способам наполнения своих потребностей, достижения своей индивидуальной радости. До конца жизни у нас есть эта возможность.

Даже без посторонней помощи. Просто сама жизнь нас этому научила. Так бывает, да.

Мы можем наполняться дополнительно и с помощью своих более здоровых частей-ролей своей личности, покрывая дефициты. И в итоге чувствуем себя вполне себе неплохо. Ну и что, что дырка в бочке, зато у меня есть много ведер с водой, которыми я заполняю свои пустоты. И это тоже неплохо.

Но однажды вдруг что-то идет не так. Нагрузка, давление со стороны внешней среды оказывается выше наших возможностей с ней справляться.

В статье про потоковые состояния я писала о подобной нагрузке и о том, что происходит, если эта нагрузка превышает наши возможности. Или наоборот, если она ниже наших возможностей.

Мы выпадаем из потока адекватного развития, эволюционного пути. Если выпадаем надолго или слишком глубоко в овраг – то приходит болезнь. Невротическая. Прошу не путать с биологическими болезнями в виде инфекций или других повреждений жизненно важных органов. В неврозе с органами все в порядке, ломается сама душа.

А потом человек приходит и вопит – а как мне остановить поток своих мыслей, как мне убрать панику, как мне перестать бояться выходить на улицу, как вернуть нормальный сон?

Ну вот. И как? Вот как просто так, а? Да никак. Даже если вы с помощью простейших методов коррекции состояний научитесь регулировать свои мысли и эмоции (что очень даже неплохо на самом деле), глубинная причина не всегда будет убрана. А значит – до встречи через несколько лет. Опять накопится что-то и взорвется, но уже в другом месте.

Понимать, что именно с нами происходит – это уже полдела. Мы перестаем быть слепыми. А значит, у нас появляется возможность выбирать: поступать так, как привык или попробовать расширить свои возможности.

Всем здоровья )

________________________

Вы можете подписаться на «Личность и Мир» в нашем Телеграм-канале.

Всю информацию о том, как найти этот канал, как связаться со мной, можно найти на главной странице блога и в закрепленной там же теме:

________________________

©Татьяна Леднева