Найти в Дзене

Почему андрагогика является неотъемлемой частью современного образования

Оглавление

В данной объемной статье хочу рассказать о разнице в подходах обучения людей на протяжении всей жизни. Наверняка многие из нас задавались вопросом — почему современные методы образования для взрослых существенно отличаются от тех классических методик, к которым мы привыкли в детстве?

Сегодня подход к образованию изменился: вместо того чтобы получать одну профессию на всю жизнь, люди стремятся к непрерывному обучению. Этот принцип называется «lifelong learning» — обучение на протяжении всей жизни.

Педагогика занимается воспитанием, развитием и обучением детей и подростков. Однако у обучения взрослых есть свои особенности, и ими занимается отдельная наука — андрагогика.

К 2012 году люди создали 1.6 зеттабайта информации. Это равносильно десяткам миллиардов смартфонов с флешками максимальной вместимости! По прогнозам, к 2025 году мы произведём порядка 180 зеттабайт данных. Это число сложно представить в человеческом масштабе.
Источник: IDC's Data Age 2025 study
Источник: IDC's Data Age 2025 study

Темпы генерации и накопления информации, а также её доступность, повлияли на восприятие знаний и образования. Энциклопедические сведения и механические навыки быстро теряют актуальность, поэтому образовательные подходы, опирающиеся на зубрёжку и многократное повторение однообразных действий, становятся неэффективными.

Возникает потребность в развитии мета навыков — способности синтезировать информацию из различных источников, объединяя ее с собственным опытом и формируя уникальную базу знаний. Например, научившись какой-то мощной формуле в Excel у каждого из нас возникают разные ощущения и формируются индивидуальные базы знаний в головах: кто-то просто запоминает сферу применения данной формулы на основания обучающего материала, а кто-то уже мыслит на шаг вперед и пытается объединить эти знания с чем-то другим из своего обширного опыта, чтобы повысить эффективность какого-либо бизнес-процесса.

Мы все знакомы с педагогикой, но многие из нас никогда не слышали о андрагогике.

Почему так происходит, если обе науки зарождались одновременно?

Традиционно основное внимание уделялось развитию личности и приобретению навыков в детские и юношеские годы, то есть в рамках педагогики. Профессиональное развитие и освоение навыков обычно происходило через цеха и мастерские для рабочих или университеты для специалистов точных и гуманитарных наук, доступ к которым до середины XX века имели только определённые социальные слои. Выбор профессии совершался в молодом возрасте, и человек занимался ей всю свою жизнь. Поэтому до 1980-х годов андрагогика как метод была недостаточно востребована.

Источники: Pew Research Center, РБК Тренды
Источники: Pew Research Center, РБК Тренды
Многие взрослые люди не испытывали необходимости в переобучении или освоении новых навыков. Наши бабушки, дедушки и даже родители часто работали на одном предприятии или в одной сфере на протяжении всей жизни, и это было обычным делом.

Мир стал более открытым в 80-е, благодаря падению Берлинской стены, что предоставило новые возможности для работы на международном рынке. Технологический прогресс привёл к изменениям в производственных процессах компаний, включая автоматизацию и перенос деятельности в страны с более дешёвой рабочей силой. Это потребовало от людей, столкнувшихся со сложностями в середине карьеры, пройти дополнительное обучение. В ответ на эти вызовы андрагогика стала практическим подходом к образованию взрослых, описанным в труде Малкольма Ноулза «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики».

Как мы будем обучаться в постиндустриальном мире?

В настоящее время роботы всё чаще выполняют механическую работу с использованием современных технологий. Возрастает спрос на творческие области, где требуются иные навыки и подход — большая самостоятельность, свобода и инновации. Рынки фриланса активно развиваются: один человек может работать над проектами для различных компаний. Эта тенденция сохранится и в будущем. Растёт потребность в разработке новых образовательных моделей, предоставляющих новые компетенции. В связи с быстрыми изменениями в социально-экономической сфере и глобализацией рынка труда, образовательные модели придётся обновлять гораздо чаще, чем десять лет назад.

Источники: YouDo, РБК Тренды
Источники: YouDo, РБК Тренды
Современный мир делает сотрудников ключевыми фигурами в компании, где их личность и индивидуальность играют более важную роль, чем коллектив и институты. Поэтому развитие каждого из нас через процесс непрерывного обучения — даже не возможность, а необходимость в современной реальности!

Учиться никогда не поздно: особенности обучения взрослых

Забудьте о школьном обучении. Оно важно в свое время. И никак не во взрослой жизни.

Андрагогика — это методология обучения взрослых, которая фокусируется на осознанном подходе к образованию, стремлении к самостоятельности, осмысленности и практической направленности. Она принимает во внимание жизненный опыт, социальные, бытовые и временные обстоятельства учащихся.

Андрагогический подход позволяет взрослым создавать индивидуальные образовательные траектории, которые можно адаптировать и корректировать на протяжении всей жизни, учитывая их потребности и особенности.

Как создать идеальные условия для обучения, подходящие именно вам?

Первым делом определите свой индивидуальный стиль обучения. Для этого выполните несколько практических заданий.

  • Вспомните весь свой образовательный опыт и отметьте те моменты, когда вы чувствовали себя уверенно, получали удовольствие от учебы и видели результаты. Эти воспоминания помогут вам определить, какие условия вам подходят.
Например, я четко помню, что мне нравились примеры из реальной жизни, мастер-классы профессионалов, кто изредка присутствовал на наших лекциях в Политехе. А вот гольная теория и лекции заставляли меня засыпать на галерке. Значит можно сделать вывод — для более качественного усвоения знаний мне нужно визуализировать пример из реальности, а лучше — с помощью какого-нибудь профессионала своего дела, кто будет для меня неким прототипом кумира.

Необходимо проанализировать негативный опыт и причины, по которым обучение было неприятным. Изучите форматы обучения, скорость усвоения материала, методы передачи информации (визуальные, аудиальные, кинестетические). Определите, какой стиль обучения вам удобнее: групповой или индивидуальный, участие в дискуссиях или предпочтение самостоятельного изучения.

Проанализировав свой опыт, вы сможете определить оптимальные условия для обучения, которые будут наиболее результативны и удобны для вас.

Что я, собственно, и сделал: вспомнил, что мне нравилось и что мешало в процессе обучения и попробовал устранить минусы, добавив как можно плюсов, чтобы давать моим заказчикам максимум пользы — ведь наверняка у взрослых людей будут схожие предпочтения. Как минимум пока, из отзывов, мой формат непринужденного обучения в развлекательной игровой форме на бизнес-игре Supply Game подходит подавляющему большинству участников. Что говорит о правильности выбранной мной стратегии.

Рекомендация: Обратите внимание не только на учёбу, но и на другие аспекты вашей жизни, которые могли повлиять на образовательный процесс. Возможно, у вас было хобби или вы занимались в кружках. Как эти занятия отразились на вашем обучении?

  • Внимательно изучите все плюсы образовательного опыта — это идеальная среда для вашего обучения. Постарайтесь воссоздать ее.
  • Организация обратной связи является важным элементом для успешного обучения и развития.
Да-да, обратная связь крайне важна — именно поэтому я прошу всех по завершении игры заполнить краткий опросник в Google Forms. Чтобы сделать следующее мероприятие еще лучше!
Рекомендация: можно использовать различные способы, такие как общение в семье, обсуждение с коллегами на работе, поиск поддержки и советов в интернете или участие в профессиональных мероприятиях.

  • Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу и начинайте исследовать свои уникальные качества.
Рекомендация: в этом вам поможет психотерапия, саморефлексия и различные доступные тесты личности.

Однако существует одна огромная сложность на образовательном пути…

Как мотивировать себя на завершение обучения до конца?

Мотивация играет ключевую роль в образовательном процессе. В отличие от детей, которых можно заставить учиться с помощью строгости, у взрослых такой подход не сработает. Хотя и без строгости дети зачастую понимают важность и безвыходность ситуации — учить нужно, иначе не сдашь ЕГЭ. А вот взрослым то ЕГЭ не сдавать… Зачастую обучение у нас — сугубо индивидуальная потребность, на которую мы готовы отдавать ту небольшую часть свободного времени, которая осталась от рутины… И если времени совсем нет — на обучение и не останется времени. Так сказать — по остаточному принципу многие учатся.

Награды тоже могут быть неэффективны, если взрослый проходит программу лишь для получения приятного бонуса, не углубляясь в материал. Важно уметь активировать внутреннюю мотивацию и управлять ею.

Мотивация в обучении для взрослых состоит из двух основных пунктов: умения ставить цели, самостоятельно выбирать навык или знание и умения управлять своим вниманием. Задавайте себе вопросы о том, что вы получаете от обучения, на чем сейчас сфокусировано ваше внимание.

Как научиться выявлять и преодолевать негативные установки

Когнитивные установки бывают положительными и отрицательными и возникают как реакция на внешние обстоятельства. Они нужны для защиты психики от излишнего стресса и предлагают готовые схемы мышления, которые либо предотвращают повторение негативного опыта, либо способствуют позитивному развитию событий.

Важно научиться распознавать негативные установки как в обучении, так и в повседневной жизни, и преобразовывать их в позитивные. Это требует высокого уровня осознанности.

Например, многие люди могут думать: «У меня нет таланта к изучению языков, поэтому я не смогу выучить французский». Важно заметить как эта установка влияет на ваше поведение и выявить ограничения, переформулировать ее в позитивный вариант.

Необходимо размышлять об этих аспектах и постоянно развивать свою внутреннюю мотивацию для успешного завершения обучения.

Заключение: как наслаждаться процессом обучения?

В сфере педагогики часто уделяется большое внимание итогам образовательного процесса, таким как экзамены, тесты и зачеты. Иногда кажется, что учимся не для получения знаний, а для успешной сдачи экзамена, после которого все забывается.

Андрагогика фокусируется не только на результатах, но и на самом процессе обучения. Важно ценить каждый этап образования, отслеживать изменения в своём мышлении и ценностях в реальном времени. Это позволит лучше адаптировать учебный опыт к повседневной жизни, корректировать процесс обучения и испытывать положительные эмоции, которые способствуют лучшему запоминанию и пониманию информации.

В завершении статьи хочу подытожить: для обучения нужно найти тот комфортный ритм, который вам подходит идеально. Того специалиста — кого уважаете и в кого верите. Утвердить удобный вам график и формат обучения. И только после этого приступать к процессу, не отвлекаясь на негативные мысли, которые непременно будут вас сопровождать, если что-то из этого будет не так. Индивидуальный подход и персонализация — особенность последнего десятилетия, на мой взгляд. И, однозначно, на этом будут построены образовательные платформы будущего.. Я это уже замечаю.

Играй, учись, побеждай!

Больше о бизнес-игре SUPPLY GAME можно узнать здесь.

Другие полезные статьи: