Статья написана по материалам научной статьи "Убийства в семье" Юрия Мирановича Антоняна и Елены Михайловны Тимошиной // Вестник Московского университета МВД России. 2022. No 1. С. 27–37. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-27-37
---
Важным источником формирования причин убийств, в частности, в семье, выступают особенности воспитания.
Имеется множество доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми эмоциональными контактами, уважительным отношением к детям активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение мирно разрешать конфликтные ситуации и др.
Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.
Напротив, чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) по самым разным причинам, в том числе объективным, нередко вызывают у последних эмоциональный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности.
У психологически отчужденного ребенка формируется высокая тревожность при полном чаще всего непонимании ее природы и истоков неясной для него, но ожидаемой агрессии, в целом восприятие среды как враждебной и, как следствие, тоже враждебное отношение к ней.
По механизмам импринтинга подобные контакты с окружающим миром становятся стабильной, хотя бессознательной или плохо осознаваемой, установкой. Она может сохраниться на всю жизнь, проявляясь в самых различных формах, — от упреждения мнимой опасности с помощью насилия до постоянного недоверия другим.
Как показали эмпирические изыскания, психологические раны, наносимые ребенку жестоким насилием в детстве, уходят в глубины психики и начинают вести там автономное существование. Они могут не меняться даже при благоприятных в дальнейшем жизненных обстоятельствах и проявиться вдруг в деструктивных и даже весьма жестоких действиях.
Если объектами их агрессии становятся дети и подростки, это позволяет предположить, что на психологическом уровне они иногда пытаются покончить жизнь самоубийством, нападая на эти жертвы и пытаясь тем самым стереть впечатления своего собственного детства или отрочества. В других случаях они нападают на женщин, которые намного старше их по возрасту, что дает основание думать, что это агрессия против их матерей — опять-таки на психологическом уровне.
Изучение убийств мужем своей жены показало, что часто преступник воспитывался в семье, в которой доминировала мать, отца или не было, или он был слабовольным, обычно подчинялся жене.
Это следовало из рассказов самих осужденных, к такому выводу можно было прийти по результатам их тестирования.
Ребенок и подросток вырастал в атмосфере женского владычества, а поэтому в жены себе бессознательно искал такую женщину, которая могла бы руководить им, именно она, но не он, должна была обеспечить семейное процветание и воспитывать детей.
Чаще всего такая пара — слабохарактерный муж и правящая жена без конфликтов доживает до глубокой старости, либо кто-нибудь из супругов понимает, что его вторая половина совсем не то, что ему (ей) было нужно, и они, в общем-то, мирно расходятся.
Однако не исключено, что в какие-то моменты на мужа нисходит озарение, что жена им во всем не по праву командует, и это озарение, как правило, приходит в состоянии алкогольного опьянения, когда и происходят избиения жены.
Полный текст научной статьи здесь: https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-27-37
Подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/info7prav