Кто чаще всего выгорает – руководитель или линейный сотрудник? Правда ли, что к выгоранию больше расположены люди “помогающих” профессий? И можно ли отследить выгорание на ранней стадии?
Продолжаем разбираться в этой, не побоимся сказать, горящей теме. Сегодня обсудим основные причины, проблемы и предвестники, по которым можно заметить, что с человеком что-то не так.
***
Итак, выгорание – это состояние длительного эмоционального, физического и психического истощения, потеря мотивации и ресурсов. Ключевое слово тут – «длительного», ведь если вы чувствуете себя усталым пару недель, это может решиться отпуском или завершением долгого проекта, после чего снова появятся силы. А вот если на работе плохо месяц и более, то надо разбираться.
Так как данный феномен исследовали, в первую очередь, у представителей помогающих профессий (те, кто работает в помощь людям – соцработник, психиатры, врачи, учителя), бытовало мнение, что выгорание свойственно именно им. Грубо говоря, врач или соцработник может выгореть, а уборщица или айтишник-интроверт не должны. Но реальность сложнее. Выгорают все! Ведь факторы, которые к этому приводят, мало связаны с характером работы. Скорее, они связаны с её условиями.
Основные причины эмоционального выгорания:
- Отсутствие позитивных подкреплений в процессе работы
- Неудовлетворенные основные потребности на работе
- Хронический стресс
- Негативное самоотношение
Рассмотрим подробнее.
Отсутствие позитивных подкреплений
Позитивное подкрепление – это похвала, благодарность, признание заслуг. Диапазон широк: от «спасибо, что помог с отчётом» до премии и награды лучшему сотруднику. На любой должности человеку необходимо чувствовать, что его ценят.
Возьмём уборщицу. Обычно она неплохо делает свою работу и это никак не отмечают – за что тут хвалить, её для этого и наняли. Зато офис-менеджер регулярно указывает на мелкие недостатки: тут разводы остались, здесь можно ещё раз протереть… В результате уборщица изо дня в день слышит только замечания и считает, что ею вечно недовольны.
Замените «уборщицу» на любую другую профессию, результат тот же.
Превентивная мера – периодически говорить «спасибо». И уборщице тоже! Не обязательно искать особые поводы, можно сказать хорошие слова за обычные дела и сделать это вполне естественным образом:
- Давно хочу поблагодарить, что заботитесь о чистоте нашего офиса, тут приятно находиться.
- Вы хорошо подготовились к совещанию. Благодаря этому оно прошло быстро и эффективно. Спасибо!
- Заметила, как красиво стала выглядеть наша страничка в соцсетях. Ты отлично её ведёшь.
Очень просто. И очень действенно – хоть для уборщицы, хоть для директора.
Неудовлетворенные потребности
В профессиональной жизни у человека есть три основные потребности:
- Автономность
- Компетентность
- Связанность
Автономность – это возможность самостоятельно принимать решения на работе. Как я буду выполнять задачу, каким способом? Руководитель ставит задачу, определяет сроки и ресурсы для её выполнения, а сотрудник выбирает, каким образом он получит результат. Если же начальник – поклонник микроменеджмента и контролирует каждый шаг, то никакой автономности не будет. А у сотрудников вырастут недовольство и стресс (а у самого руководителя – количество головняков). Всё это ускоряет выгорание для обеих сторон.
Компетентность означает, что каждому важно чувствовать себя профессионалом. Для этого необходимо понимать, что ты делаешь нужное дело и у тебя это получается. Так что руководитель просто обязан разговаривать со своими сотрудниками об их эффективности и результатах.
Связанность – потребность, которую часто упускают из виду. Она не менее важна, чем остальные. Это наличие взаимоотношений на работе, адекватного общения и дружеских привязанностей. Если человек не воспринимает себя частью коллектива, «своим среди своих», то у него появляется чувство ненужности и одинокости.
Когда провисает какая-то одна потребность, с этим ещё можно справляться. Но две и более – уже беда. Все эти потребности есть и у врачей, и у бухгалтеров, и у директоров, и у поваров.
А прибавить ещё и хронический стресс…
Хронический стресс
По своей сути, эмоциональное выгорание – это реакция на длительный стресс. И наоборот, хронический стресс создаёт хорошую почву для выгорания. Когда действия руководства непредсказуемы, в компании есть гонка вперёд-вперёд-вперёд и даже некогда подвести нормальные итоги, в работе постоянно десять проектов и нет времени между ними адекватно переключаться… Вот тогда люди, а особенно на руководящих должностях, выгорают. И не просто утомляются, а сгорают, как спички.
Иногда доходит до физических проблем. Не будем углубляться в статистику, но очень многие руководители не могут завести детей, так как живут в регулярном стрессе. А вот после увольнения нормально беременеют и рожают. Что уж говорить про ежедневное самочувствие, моральное здоровье и ресурсы.
Самоотношение
Это установка относительно себя самого, ответ на вопрос «Какой я». Мы тщательно прорабатывали взаимосвязь между отношением к себе и выгоранием (даже провели исследование и написали научную работу) и увидели, что чем позитивнее человек относится к себе, тем ниже уровень выгорания. Справедливо и обратное: чем выше уровень выгорания, тем хуже человек относится к себе.
Особая проблема у отличников. Когда ты требуешь слишком многого, то и ты сам, и окружающие не будут дотягивать до идеала, что приводит к тревоге, напряжению и стремлению быть «быстрее, выше, сильнее». Поэтому перфекционисты выгорают быстрее.
Можно ли распознать выгорание на ранней стадии?
У выгорания есть три фазы:
- Напряжение: мне тяжело, но пока терпимо. Здесь человек начинает работать ещё больше, чтобы разобраться с тем, что его тяготит – скорее закончить неприятный проект, взять дела на дом, засидеться допоздна. Это редко помогает.
- Резистенция: сопротивление выгоранию. Здесь происходит эмоциональное отстранение от проблем, от коллег: это попытка защититься от стресса. Но как же от него защититься, когда вы каждое утро ходите на ту же самую работу?
- Истощение: полная потеря мотивации, интереса к работе и жизни, самобичевание и букет проблем с ментальным (и часто физическим) здоровьем.
«Поймать» это состояние на ранних порах вполне возможно.
Вот красные флаги эмоционального выгорания:
- Человек становится раздражительным, может рявкнуть в ответ на невинный вопрос.
- Начинает отказываться от ответственности, находить кучу причин, почему не стоит что-то делать. Особенно заметно, если раньше он за подобные проекты брался без проблем.
- У него портится отношение к другим людям (начальству, коллегам, клиентам), рассуждения становятся циничнее.
- Появляются жалобы на здоровье. Постоянно не высыпаюсь, голова болит, вялость, обострение хронических заболеваний.
Всё это поводы спросить: «У тебя всё хорошо? Как ты себя чувствуешь? Чем я могу тебе помочь»?
Кстати, интересный вопрос – а как быть, если вы видите, что ваш коллега/начальник/друг прямо сейчас испытывает выгорание? Вряд ли вы можете отправить его в отпуск или велеть работать поменьше. Эту тему мы хотим обсудить в одной из следующих статей. И что руководителю делать со своими «горящими» сотрудниками мы, конечно, тоже обсудим.
Но уже сейчас можем рекомендовать обратиться к психологу, который специализируется на теме эмоционального выгорания, сможет его диагностировать и провести реабилитацию. Если у вас есть на примете человек, которому это актуально, пожалуйста, поделитесь с ним данной информацией.
Резюмируем
Хоть между выгоранием и личностью человека есть прямая связь, но всё-таки чаще всего причины этого состояния – внешние. Сотрудники выгорают из-за условий труда, а точнее – плохого менеджмента. Их не ценят, не замечают хорошее, тычут носом в плохое, заваливают работой, не дают обратной связи и свободы действий… Выгорание в такой среде случится обязательно, это лишь дело времени.
Важно понимать, что выгорание – проблема не только психологическая. Выгорание дорого обходится всей компании. Синдром выгорания провоцирует нарушение трудовой дисциплины в компании и снижение экономических показателей, что приводит к увольнению «выгоревших» сотрудников и повышает текучесть персонала, увеличивая затраты на подбор новых эффективных человеческих ресурсов.
Обучение руководителей – лучшая профилактика эмоционального выгорания у сотрудников. Развивая свои управленческие компетенции, руководители смогут улучшить общую атмосферу в коллективе и повысить эффективность работы всей организации.