Как интересно, что популярное мнение однозначно трактует обиду как нечто негативное, плохое и деструктивное, от чего следует избавиться.
Достаточно аргументированно и логично на первый взгляд, обида – это манипуляция и результат неоправданных ожиданий. Что она отнимает силы и истощает внутренние ресурсы. Эту эмоцию называют детской, незрелой.
Но если сделать шаг назад и посмотреть шире – то у обиды (как и любой другой эмоции) есть две стороны и в ней можно найти положительный смысл.
Обида – интересный механизм.
И если разобрать ее составляющие, то мы обнаружим – грусть и злость. Первая вызвана неоправданными ожиданиями или потерями, вторая – действиями другого человека, которые к этому привели. Вроде как и злится нельзя и проявить злость грустно, тем более не только для ребенка, но и для взрослого достаточно сложно это выразить.
И если бы механизма обиды не существовало, скорее всего в любых неприятных для нас обстоятельствах мы бы транслировали злобу, устраивали скандалы и не пытались найти конструктивный выход.
Но у нас есть обида. И она помогает.
Например, выразить свои потребности, показать ценность другого человека и желание сохранить хорошие отношения. Для наглядности – сравним два сообщения:
1. «Ты обманщик, говорил, что починишь кран, но опять ничего не сделал!».
2. «Меня расстроило, что ты не помог с ремонтом, хотя обещал».
Суть посланий одна, но восприятие и ответная реакция будет разной.
В первом случае транслируется только злость, обвинения, вероятнее всего скандал разгорится с новой силой. Во втором – негодование тоже есть, но выражается огорчение и остается ценность отношений. Открыты двери к диалогу.
Так вот, обида – это естественная здоровая эмоция. Она появляется, когда нас обесценивают, нарушают границы, игнорируют потребности и пренебрегают. И именно она помогает доносить свою позицию, отстаивать границы и настраивать коммуникацию, пусть и не совсем понятным способом.
Но здесь есть нюансы. К примеру, случаи неадаптивной обиды, когда человек ожидает от других то, на что они изначально неспособны. Или не совсем адаптивной обиды, когда эмоции вызывают не реальные факты, а основанные на собственных когнитивных искажениях домыслы и фантазии, приписанные близкому человеку.
В таком случае следует сделать выбор – продолжать наступать на грабли и безосновательно ждать другого результата, или принять реальное положение дел и закрывать свои потребности в других обстоятельствах.
А что если... Не стоит винить себя за то, что вы испытываете обиду. Это просто эмоция, как и все другие, на которые способен человек. Следует понимать, что она выполняет важную функцию. Но при этом не менее важно уметь критически оценить – адаптивна она или нет, понимая о механизме обиды достаточно легко выразить свои чувства.
Автор: Русаков Андрей Владимирович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru