Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Страдание и мужество: выбор между привычкой и свободой

Оглавление

В мире, где эмоциональные страдания стали обыденностью, мы часто сталкиваемся с парадоксом: многие люди предпочитают оставаться в болезненном состоянии «несчастья», чем сделать решительный шаг к изменению своей жизни. Как заметил Мераб Мамардашвили:

«Многие люди готовы вечно страдать (как «несчастный»), чтобы не страдать один раз (как «мужественный», т.е. «решительный»)».М.К. Мамардашвили, доктор философских наук, профессор МГУ.

Эта мысль открывает перед нами глубокое понимание человеческой природы и нашего отношения к страданиям, управляющего нашим поведением.

Страх перемен и иррациональные убеждения

Тревога перед изменениями – это одна из главных причин, по которой мы выбираем страдание. Мы склонны воспринимать привычное состояние, даже если оно болезненно, как более безопасное, чем неопределенность или последствия, которые несет с собой решение. Эта тревога коренится в иррациональных убеждениях, которые человек может формировать и подкреплять на протяжении жизни. Например, человек может считать, что «лучше оставаться в болезненном, но привычном, чем испытывать возможно больший дискомфорт, связанный с новыми проблемами, потому что я не смогу их вынести».

Признание того, что изменения могут быть в краткосрочной перспективе трудными и даже болезненными, а в долгосрочной перспективе это может привести к нужной цели, достичь конкретного результата уже может стать первым шагом к переменам. Отсюда можно задать себе вопрос: «какова цена моей тревоги?», «помогает ли она мне или мешает достижению важного для меня?». Решительность – это не отсутствие сомнений, это способность действовать.

Мужество и решительность

Мамардашвили акцентирует внимание на мужестве как способности принимать трудные решения. Быть «мужественным» – значит не избегать дискомфорта, фрустрации, страданий, а сталкиваться с ними лицом к лицу. Это требует внутренней силы и готовности выйти из зоны привычки.

«Мир устроен таким образом, что самые существенные события в нем, например, закон или беззаконие, и т. д., зависят от усилий, совершаемых каждым отдельным человеком. А усилие означает, что чего-то нет, пока не совершено усилие»М.К. Мамардашвили

Функциональное перенесение фрустрации, дискомфорта может привести в долгосрочной перспективе к изменениям и улучшениям в нашей жизни. Это требует от нас определенного мужества и именно в этом смелом выборе кроется возможность для изменений. Мамардашвили использует метафору «нравственных мускулов», подчеркивая, что ребенок не в состоянии поднять стул без должной физической силы. Аналогично, для того чтобы «поднять» мысль или «поднять»/совершить определенный поступок, необходимы особые «мускулы». «Только благодаря этим мускулам в мире происходят события». Но они не образуются сами по себе это вопрос функциональных поведенческих действий.

Страдание как способ избежать ответственности

Часто страдание становится способом избежать ответственности за свою жизнь. Когда человек остается в роли «несчастного», он может оправдывать свои действия или бездействие внешними обстоятельствами. Многими способами он пытается избежать принятия решений и действий, необходимых для изменения его жизни. Ведь лучше, например, перепоручить, навязать ответственность за себя кому-нибудь другому: родителям, партнеру (мужу, жене), своим детям, и т.д. Альберт Эллис утверждал, что такое поведение является иррациональным и деструктивным, которое в конечном итоге приводит к бесполезным страданиям, а «лучшие годы жизни наступают, когда человек решает, что его проблемы принадлежат ему», поскольку каждый из нас имеет возможность влиять на свою жизнь. Принятие этой ответственности может быть пугающим, но именно оно открывает двери к помогающим изменить свою жизнь чувствам.

Путь к миру внутри себя

Мамардашвили напоминает, что жизнь – это постоянное движение и изменение. Более того:

Твоя жизнь – это усилие во времени. Не существует никаких механизмов, которые сами собой, независимо от твоего усилия и твоего мужества, что-то в мире обеспечивают.М.К. Мамардашвили

Для Мамардашвили усилие – экзистенциальное понятие. Оно может удерживаться человеком и может длиться, но оно не может поддерживаться неким автономным механизмом. Только прикладывая и удерживая усилие, мы можем поддерживать человеческие феномены, поскольку:

«Истина, красота, добродетель и так далее существуют в той мере, в какой они в каждый данный момент питаются и непрерывно воспроизводятся возрождаемым и непрерывно заново проделываемым усилием. Существование некоторых вещей есть существование, держащееся на гребне волны усилия. Волна усилия несет существование чего-то во времени и в длительности, но мы, будучи ограниченными психическими существами, видим длительность и не видим поддерживающую ее волну».М.К. Мамардашвили

Это коренным образом идет в разрез с иррациональным отказом от важных, перспективных/выгодных реализаций дел/проектов и пр., из-за того, что их обременительные аспекты кажутся слишком трудными, и их якобы не должно быть. Рационально-эмоциональная терапия (КПТ) предлагает инструменты для работы с нашими убеждениями и чувствами. Мы можем научиться распознавать иррациональные убеждения, убирать их как вредные и заменять их здоровыми и гибкими убеждениями. Это не только помогает нам справляться со страданиями, но и открывает новые горизонты к совсем иной жизни.

Автор: Геннадий Елисеев
Психолог, РЭПТ-КПТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru