У Японцев особая психология. Все самое лучшее, качественное, передовое в стране восходящего солнца принято оставлять для себя. Именно эта негласная установка породила феномен JDM-автомобилей.
JDM (Japanese Domestic Market) – это сокращение от "Японский внутренний рынок". Оно используется для обозначения товаров, произведенных исключительно для внутреннего рынка Японии. Но эта аббревиатура плавно перетекла в автомобильную культуру, которая быстро распространилась за границы Японии. Эти автомобили часто отличаются по дизайну, характеристикам и комплектации от тех, которые продаются на экспортных рынках.
Спроси у любого владельца тюнингованной японской машины, что такое JDM для него, и он не задумываясь ответит, что это образ жизни. Истинные ценители «JDM» делают все возможное, чтобы добиться оригинальности и на все 100% соответствовать стилю. Побродив по просторам интернета, можно найти немало различных форумов, блогов и групп в соцсетях, где собираются молодые люди, чтобы обсудить предмет своего обожания. Они консультируются друг с другом по поводу того, где и по какой цене можно приобрести запчасти и элементы тюнинга, продать или купить «японца», и просто общаются.
Характерными чертами этих автомобилей являются:
- Первое, что приходит на ум, — это качество. Японские автомобили известны своей надежностью и долговечностью. Они проходят строгие тесты и проверки, прежде чем попасть на рынок. Это означает, что вы можете быть уверены в своем авто даже через много лет после покупки.
- Второе — это инновации. Японские производители всегда на шаг впереди. Они внедряют самые современные технологии и решения, которые делают их автомобили не только безопасными, но и удобными в использовании. От систем безопасности до гибридных двигателей — японцы всегда на высоте.
- Третье — это дизайн. Японские автомобили часто выделяются своим уникальным стилем. Они могут быть как спортивными и агрессивными, так и элегантными и классическими. В любом случае, они всегда привлекают внимание на дороге.
Но что действительно делает JDM культом, так это культура и сообщество вокруг них. Автолюбители со всего мира объединяются, чтобы обмениваться опытом, советами и просто наслаждаться своими автомобилями. Это не просто машины, это образ жизни.
Популярные JDM-машины:
Прошло достаточно времени, чтобы определились лучшие из лучших JDM-машин. У каждой из них свои неоспоримые достоинства, что делает составление привычного рейтинга бессмысленным.
Honda DC2 Integra Type R (1995–2001)
Integra третьего поколения в версии Type R, дебютировавшая в Японии в 1995 году, задумывалась как 100%-ная driver’s car. Для этого двигатель ручной сборки, получивший фирменную систему изменения фаз газораспределения VTEC, форсировали до 200 л.с., увеличили жесткость кузова и шасси, использовали самоблокирующийся дифференциал, а также облегчили конструкцию за счет отказа от части шумоизоляции, кондиционера, подушек безопасности и установки на 10% более тонкого лобового стекла. Под сокращение попали даже гидроусилитель руля и система ABS! Результат того стоил: журналисты самых авторитетных профильных изданий признали Honda DC2 Integra Type R лучшим в истории переднеприводным автомобилем по управляемости.
Honda NSX-R NA-1 (1992–1995)
Уже базовый NSX, который вышел на рынок в 1990 году, во многом был революционным автомобилем. Это первая серийная модель с алюминиевым несущим кузовом. Кроме того, в конструкции спроектированного с чистого листа трехлитрового V6 использовалась новейшая высокоэффективная система изменения фаз газораспределения VTEC, а место гидроусилителя руля занял электрический бустер. В доводке шасси машины принимал активное участие Айртон Сенна, чемпион мира в «Формуле-1». Не довольствуясь этим, с 1992 по 1995 год Honda тиражом всего 483 экземпляра выпустила экстремальную, трековую R-версию среднемоторного спорткара. Она отличалась сниженным на 120 кг весом, доработанными в гоночном ключе двигателем и шасси, а также элементами отделки двухместного кокпита из карбона.
Nissan Skyline GT-R R33 (1995–1998)
Проработанная аэродинамика, жесткая подвеска и технологические деликатесы вроде привода 4×4 и полноуправляемого шасси с электроприводом превратили Skyline GT-R R33 в настоящую бомбу. В 1996 году спорт-купе Nissan первой из серийных моделей преодолело знаменитую трассу Нордшляйфе менее чем за восемь минут. В том же году ограниченным тиражом выпустили версию NISMO 400R с 400-сильным мотором, созданным на базе двигателя спортпрототипа для гонок в Ле-Мане. Но не меньшую известность Skyline GT-R R33 получил как очень удачная платформа для разнообразных тюнинг-проектов.
Toyota Supra Mk IV Turbo JZA80 (1993–2002)
При работе над моделью четвертого поколения (А80) большое внимание уделялось снижению веса спорткара. Кроме того, модель получила новый, трехлитровый двигатель, который в сочетании с последовательным турбонаддувом выдавал более 320 л.с. в исполнении для зарубежных рынков. Наконец, Supra Mk IV Turbo досталась использующая технологии «Формулы-1» высокоэффективная тормозная система с возможностью дозировки усилия на каждом колесе в отдельности.
Toyota MR2 GT-S W20 (1989–1999)
MR2 второго поколения, пожалуй, самую необычную модель Toyota 1990-х, называют baby Ferrari не только за внешнее сходство с моделями из Маранелло. Компактный заднеприводный спорткар со среднемоторной компоновкой был изначально заточен на драйв, и этот акцент усилили при подготовке к запуску в серию W20, для чего к доводке шасси привлекли известных автогонщиков. Топовой стала версия GT-S с турбомотором на 220 л.с., что в сочетании с малым весом превратило машину в настоящую ракету.
Toyota Chaser JZX100 (1996–2001)
Высокая надежность, возможность форсировки рядной турбошестерки с изменяемыми фазами газораспределения до 1000 л.с. и наличие блокировки дифференциала превратили заднеприводные версии Toyota Chaser шестого поколения (JZX100) в звезду первой величины в состязаниях по дрифтингу. В этом качестве модель востребована и сегодня.
Subaru Impreza WRX 22B STi (1998)
В 1994 году Subaru начала выпуск для внутреннего рынка спецверсий Impresa WRX, STi. В аббревиатуре зашифровано название спортивного подразделения компании, Subaru Tecnica International. Особенно ценится Subaru Impreza WRX 22B STi, выпущенная тиражом чуть более 400 экземпляров в 1998 году в честь трех подряд побед среди производителей в чемпионате мира по ралли. Помимо двигателя с увеличенным до 2,2 л рабочим объемом и двухдискового керамического сцепления, машина получила, в частности, окрашенный в уникальный оттенок синего кузов с расширенными колесными арками, особые капот, передний бампер, регулируемое заднее антикрыло и настройки подвески с амортизаторами Bilstein, а также красные тормозные суппорты и колесные диски увеличенного до 17 дюймов диаметра. По сведениям из разных источников, все предназначенные для Японии Impreza WRX 22B STi были распроданы в течение от получаса до двух суток.
Mitsubishi Lancer Evolution IV (1996–1998)
Lancer Evolution, которые Mitsubishi выпускала с 1992 по 1998 год, официально предназначались только для внутреннего рынка. Самой совершенной в этой группе стала модель четвертого поколения. Как и ее предшественники, она имела под капотом 280-сильную турбочетверку, но, по некоторым данным, фактическая мощность превышала заявленную, которая являлась результатом джентльменского соглашения между японскими автомобильными компаниями, заключенного ради повышения безопасности на дорогах страны. Evo IV в версии GSR первым в семействе получил фирменную систему полного привода Active Yaw Control с контролируемым электроникой распределением крутящего момента между задними колесами, что наделило модель феноменальной цепкостью в поворотах.
Mazda RX-7 FD3S Series 8 (1998–2002)
Элегантный дизайн кузова, взрывной характер и уникальный саундтрек роторного двигателя серии 13B-REW с последовательным турбонаддувом, идеальная для спорткара развесовка по осям 50:50 превратили Mazda RX-7 третьего поколения в мечту многих поклонников драйва. Под занавес карьеры, начавшейся в 1992 году, исключительно для японского рынка была выпущена восьмая серия модели. На вершине линейки находились версии RS и облегченная RZ, отличавшиеся среди прочего форсированным до 280 л.с. двигателем и более короткой главной передачей, что дало заметный выигрыш в разгонной динамике.
Субкультура JDM в России:
В России популярен как тюнинг во всех его пониманиях, так и японские машины. Поэтому у отечественных автолюбителей естественным образом сформировалась симпатия к JDM. Конечно, нечасто можно видеть авто, обклеенное различными стикерами, да и широкими дисками «балуются» немногие. Не рискует большинство автовладельцев тонировать машину вкруг и уменьшать клиренс настолько, чтобы она «ползла» по дороге, так как это наказуемо сотрудниками ГАИ. Зато увидеть «японца» в обвесах можно довольно часто, особенно на Дальнем Востоке России. Субкультура не просто существует, она развивается и с каждым годом привлекает все большее количество молодых автолюбителей.
JDM style:
Так или иначе культура JDM плавно перетекла в JDM-style, где любой автомобиль подвергался тюнингу в "Японском стиле". В наших краях стало популярным модернизировать Отечественные автомобили, но чаще всего этим доработкам подвергались ВАЗ 2001 - ВАЗ 2007 и чуть менее чаще последующие модели.
Главными элементами JDM-стиля являются обвесы, широкие диски, карбоновые детали, тонировка и прочие навороты. Также машина должна быть не моложе 2000 года (данное правило соблюдалось не всегда). Но если говорить четко и конкретно, что такое JDM style? Эти автомобили обязательно должны быть посажены. Низкий клиренс, как и обвесы, является неотъемлемой частью данного стиля. JDM-автомобили буквально лежат на асфальте. Конечно, в условиях российских дорог осуществить такое будет крайне сложно (но нашлось не мало автолюбителей которые подвергали свои автомобили такой доработке, чего только стоят сотни тысяч видеороликов где подкладывают доски под автомобиль, для того что бы преодолеть "лежачий полицейский"). Низкий клиренс необходим для того, чтобы участвовать в кольцевых гонках. Чем ниже посадка, тем, соответственно, ниже и центр тяжести.
Подведем итоги:
JDM Style (JDM) – это красиво и необычно, это возможность выделить свой автомобиль из огромного потока городских машин. Но к данному вопросу следует подходить осторожно и внимательно, и, если нет навыка в тюнинге, лучше обращаться к специалистам, так как велика вероятность, что авто будет испорчено. Более того, осуществив что-либо из вышеописанного неправильно, не так, как предполагает стиль JDM, потом придется краснеть под взорами разбирающихся в области тюнинга людей.