Найти тему
Generalissimus

Хроники Утремера. Часть 10-я. Битва на «Кровавом поле»

Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть ЗДЕСЬ

На рассвете 28 июня 1119 года Рожер Салернский получил ошарашивающие известия от своих караульных о том, что его лагерь со всех сторон окружён превосходящими силами мусульман. Регент Антиохийского княжества так и не узнал, что минувшей ночью Неджмеддин Иль-Гази бен Артук, воспользовавшись услугами местных проводников, успешно осуществил операцию по скрытной переброске своих войск в Сармадскую долину.

Несколькими днями ранее Рожер ошибочно убедил себя и своё ближайшее окружение в том, что холмистый рельеф равнины, окаймленной цепью невысоких гор, послужит отличной и надёжной защитой лагерю, в котором расположилось антиохийское войско. И вот теперь этот самый «надёжный рельеф» помог противнику незаметно приблизиться к стану графа Салернского, полностью окружив его двойным кольцом.

У крестоносцев и союзных им контингентов – армян и сирийских христиан не оставалось иного выбора, как пойти на прорыв из ловушки, в которую они сами угодили из-за самонадеянности своего предводителя. Войско Иль-Гази бен Артука имело, как минимум, двукратное численное преимущество и подавляющий перевес в кавалерии, выражавший коэффициентом 8-10:1. При таком крайне неблагоприятном соотношении шансов на успех у христиан было очень мало.

Обе противоборствующие стороны готовились к битве практически одинаково. Пётр, архиепископ Апамеи отслужил мессу, произнёс эмоциональную речь, вдохновляя воинов Христовых на ратные подвиги, призывая к их мужеству и доблести. Далее состоялась процедура массового причащения антиохийских воинов и отпущения им грехов.

В это же время в стане мусульман кади (верховный судья) Абу-л-Фадль ибн аль-Хашшаб призывал арабов, бедуинов, сельджуков и туркмен приложить все свои силы для достижения победы и не пожалеть собственных жизней ради истребления неверных, как того требовал суровый кодекс джихада – священной войны во имя торжества ислама.

Рыцарь-крестоносец, молящийся перед началом похода. Миниатюра из из манускрипта «Большой хронике» Матвея Парижского (середина ХIII века)
Рыцарь-крестоносец, молящийся перед началом похода. Миниатюра из из манускрипта «Большой хронике» Матвея Парижского (середина ХIII века)

Рожер Салернский разделил свои силы на пять отрядов – «баталий». Каждая такая «баталия» состояла из двух линий – кавалерии и пехоты. На обоих флангах христианского войска расположились по две «баталии», стоявшие друг за другом на расстоянии нескольких десятков метров. Численность фланговых «баталий» составляла от 800 до 1000 человек.

Правым крылом руководил Жоффруа Монах, сеньор Мараша, а левым – рыцарь Робер де Сен-Ло. Рожер Салернский со своим отрядом, состоявшим из отборных рыцарей, личной стражи и телохранителей – всего около 300 человек, находился на левом фланге. Пятую «баталию» – резервный отряд кавалерии (200-300 армянских и сирийских всадников) возглавил барон Ги де Френель.

Рядом с резервом находились священники в главе с архиепископом Петром. Священнослужители взяли в поход точную копию Истинного Креста. Несколькими годами ранее король иерусалимский Балдуин I передал в дар патриарху Антиохийскому щепу от Святого Креста Господня. Эту щепу архиепископ Пётр прикрепил к реплике Истинного Креста, искренне надеясь, что эта святая христианская реликвия дарует крестоносцам победу.

Армия Неджмеддина Иль-Гази бен Артука окружила боевые позиции христиан полумесяцем, обращенным вогнутой стороной к противнику. Традиционно сражение началось с нескольких бешеных наскоков мусульманских конных лучников на передовые «баталии» антиохийского воинства. Осыпая врага тучами стрел, выкрикивая боевые кличи, запугивая неприятеля свистом, дикими возгласами и всевозможными гортанными звуками, туркмены и сельджуки кружили привычную свою «карусель».

Дебют битвы остался за крестоносцами. Христианское войско не нарушило своих боевых порядков, умело прикрываясь щитами, а также прицельно и убойно отстреливаясь из дальнобойных арбалетов. Также не удалось беснующимся тюркам увлечь за собой противника в ходе неоднократных попыток имитации ложного отступления.

-3

После успешного отражения нескольких стихийных наскоков исламской конницы Рожер приказал кавалерии передовых баталий контратаковать сарацин. Антиохийский регент надеялся по примеру счастливого исхода предыдущих подобных битв одолеть «безбожных сарацин» при помощи таранного удара тяжёлой кавалерии.

Неоднократно эта нехитрая тактика, примененная в самые критические и переломные моменты сражений, сеяла среди доблестных воинов ислама панику, обращая их в повальное и паническое бегство. Недаром известный курдский историк Ибн аль-Асир в своём главном фундаментальном труде под названием «Полный свод всеобщей истории» констатировал, что слишком часто тысяча мусульманских всадников во время битвы не выдерживает сплоченного удара трёх сотен конных франков-рыцарей.

Однако 600 рыцарей и тяжёлых кавалеристов, имевшихся в распоряжении Рожера, на этот раз оказалось недостаточно для того, чтобы переломить исход боя в пользу христиан. Туркмены и сельджуки понесли ощутимые потери во время двух последовательных контратак крестоносцев, но не дрогнули и не попятились. Более того, тюркские лучники приноровились к стрельбе по вражеским коням. Не имея возможности поразить хорошо защищенных рыцарей и сержантов, исламские стрелки выводили из строя их лошадей.

Общая стратегическая ситуация складывалась не в пользу христиан. Контратака тяжёлой кавалерии успехом не увенчалась. Иль-Гази бен Артук закончил перегруппировку своих сил. Более половины его войска ещё участвовали в сражении, и эмир Алеппо готовился бросить их в решающую атаку. С самого раннего утра над Сармадской долиной стояла нестерпимая жара. Неожиданно в лицо антиохийским воинам подул сухой и горячий ветер, швыряя в лицо защитникам Христовой веры раскаленный песок и пыль.

Видя, что момент истины настал, Иль-Гази бен Артук бросил вперёд практически всех воинов, которые ещё не утратили боеспособности. Мусульманская конная лава охватила позиции Рожера с трёх сторон. Первой разгрому подверглись левофланговые баталии, которыми командовал Роберт Сен-Ло. Самым слабым звеном войска антиохийского оказались армянские и сирийские контингенты. Видя, что дело принимает крайне неблагоприятный оборот, они первыми обратились в бегство, не подозревая о том, что все пути к отступлению ещё до начала сражения были перекрыты вражескими заслонами.

-4

Арабский историк Камаль ад-Дин ибн ал-Адим с нескрываемым восторгом описывает кульминационную развязку сражения: «…и мусульмане обрушились на франков, сея хаос и разрушения. Аллах даровал победу мусульманам, а франки были побеждены. Тюрки воевали блестяще, нападая на врагов со всех сторон. Они действовали слаженно, как один человек. Стрелы летели подобно саранче, и франки – и пехота, и всадники – были побеждены. Кавалерия была уничтожена, стрелы косили пехоту, их слуги и гулямы [рыцари] были взяты в плен»[1].

Несмотря на начавшееся бегство своих малодушных союзников и истребление передовых «баталий», Рожер Салернский до самого конца продолжал неистово и отчаянно биться с превосходящими силами мусульман, оказавшись в полном окружении. Столь же отчаянная и ожесточенная схватка развернулась вокруг копии Истинного Креста. Антиохийские священники, рыцари и простые воины до последней возможности защищали святыню, прикрывая её своими изувеченными и окровавленными телами.

Лично участвовавший в битве Готье Канцлер – придворный историограф и главный секретарь Рожера Салернского в своей хронике под названием «Антиохийские войны» поведал о том, как погиб отважный, но излишне рискованный и самонадеянный регент: «…князь подвергался смертельной опасности, грозившей ему отовсюду. И хотя люди его со всех сторон лежали мёртвыми, он не отступал и даже не оглядывался. <…> и вот Рожер получил пугающий силы удар по голове мечом, который рассёк его череп и проник в мозг»[2].

Английский историк Уильям из Мальмсбери (1090-1142) в одной из своих хроник изложил романтизированную и явно надуманную версию гибели Рожера Салернского. Английский историограф сообщал, что регент не пал в битве, а был пленён. Хитрый правитель Антиохии заявил, что отдаст свой меч лично в руки мусульманскому предводителю – «турецкому вождю». Когда польщенный столь высокой честью эмир приблизился к Рожеру, тот ловким ударом меча отрубил голову исламскому государю. Телохранители эмира тут же набросились на Рожера, изрубив его своим саблями[3].

Сражение на Сармадской равнине завершилось полнейшим разгромом и практически полным уничтожением христианского воинства. При оценке потерь авторы первоисточников – и европейских, и восточных показывают редкий пример единодушия, указывая на то, что мусульмане лишились нескольких десятков воинов, а урон крестоносцев исчислялся тысячами убитых[4].

В частности, уже упоминавшийся в сегодняшней публикации сирийский средневековый летописец Камаль ад-Дин пишет, что «из мусульман погибло 20 человек, а франки потеряли 15 000 воинов»[5]. Фульхерий Шартрский, находившийся во время битвы при дворе Балдуина II Иерусалимского, сообщает, что «антиохийцев пало 7000, а турки не потеряли 20 человек»[6].

Гибель Рожера Салернского. Средневековая миниатюра
Гибель Рожера Салернского. Средневековая миниатюра

В тот же день – 28 июня сдался на милость победителей и отряд Райнальда Мазуара, посланный накануне Рожером Солернским на захват Сармады. Первоначально Райнальд и его воины забаррикадировались в одной из крепостных башен, надеясь, что соотечественники их выручат. Однако, узнав о том, что Рожер пал в битве и всё войско его уничтожено, антиохийцы сложили оружие.

В общей сложности в плен к мусульманам попали 70 рыцарей и несколько сотен простых воинов. Готье Канцлер, и сам оказавшийся в плену, в своей хронике указывал на то, что простолюдинов, включая армян и сирийских христиан Иль-Гази пленил «более 500 человек». Участь большинства пленников оказалась суровой, трагичной и незавидной.

Рыцарей и знатных воинов, за которых можно было получить выкуп, эмир приказал отправить в Алеппо. С христианскими невольниками их хозяева обращались жестоко, грубо, цинично и уничижительно. Вассалов и соратников павшего Рожера периодически избивали палками, привязывали к позорным столбам, выставляя их для всеобщего глумления толпы.

Пленников кормили отходами, содержали в грязных и душных застенках, постоянно унижали и оскорбляли. Простолюдинов-христиан с позволения своего эмира беспощадные и свирепые туркмены частично перебили забавы ради, а наиболее молодых и крепких продали в рабство на близлежащих невольничьих рынках.

Готье Канцлер, которого Иль-Гази оставил в живых, чтобы тот поведал правителям Утремера все подробности уничтожения антиохийского войска оставил письменные свидетельства тех мук и страданий, что выпали на долю пленников: «…сарацины снимали с уцелевших крестоносцев кожу или рубили им головы прямо на месте, а оставшимся стянули руки за спиной, заковали ноги в цепи, и, как собак, связали вместе за шеи по двое. На следующее утро связанных пленников под палящим солнцем нагими привели к ближайшему винограднику, где многих подвергли пыткам, а затем изрубили мечами. Остальных увели в Алеппо на смерть, в рабство или с намерением взять за них выкуп…»[7].

Иль-Гази бен Артук отпускает Готье Канцлера, чтобы тот поведал христианам Утремера о катастрофе, постигшей Рожера Салернского и его войско. Гравюра Гюстава Доре (1877)
Иль-Гази бен Артук отпускает Готье Канцлера, чтобы тот поведал христианам Утремера о катастрофе, постигшей Рожера Салернского и его войско. Гравюра Гюстава Доре (1877)

Для Неджмеддина Иль-Гази бен Артука одержанная над крестоносцами победа стала подлинным апофеозом военно-политического могущества. Радуясь своему триумфу, эмир Алеппо отдал своим воинам в награду практически всю добычу, захваченную в лагере Рожера. О своих полководческих заслугах и величайшей победе Иль-Гази в самых ярких красках и тонах оповестил всех влиятельных и могущественных исламских правителей Ближнего Востока.

Авторитет Неджмеддина Иль-Гази возрос настолько, что некоторые эмиры и даже султаны стали называть его «Новой звездой исламской веры». Багдадский халиф в знак уважения и восхищения прислал «величайшему победителю неверных франков» самый дорогой халат, сделанный специально на заказ и расшитый золотыми нитями.

Почивая на лаврах великого военачальника и защитника правоверных мусульман, эмир Алеппо упустил вполне реальный шанс максимально развить и закрепить достигнутый успех. Несмотря на то, что в распоряжении Иль-Гази не было осадных машин и приспособлений, он вполне мог попытать счастья под стенами Антиохии.

Рожер и практически все его вассалы погибли или оказались в плену. Во владениях княжества царили паника, растерянность, траур и безвольное ожидание скорого нашествия сарацинских полчищ. Антиохию защищал малочисленный гарнизон, а Балдуин II Иерусалимский и Понс Триполитанский привели свои войска для её защиты только во второй половине августа.

Однако Неджмеддин Иль-Гази, несколько недель к ряду без перерыва пировавший по случаю знаменательной победы, ограничился лишь тем, что отправил свою свирепую и жадную до грабежей туркменскую конницу во владения Рожера Салернского. Мусульманские отряды опустошили окрестности Антиохии, после чего, отягощенные добычей и трофеями, покинули пределы княжества.

Известный британский профессор-медиевист Томас Эсбридж, оценивая итоги битвы в Сармадской долине, приводит комментарий следующего содержания: «Мусульманин, живший в Дамаске, упоминал об этом сражении как об одной из самых знаменательных побед ислама, заметив, что лежавшие на поле боя трупы лошадей напоминали ежей из-за большого количества воткнутых в них копий. Поражение было настолько катастрофическим, а число убитых так велико, что антиохийцы в последствие окрестили место сражения Ager Sanguinis – Кровавым полем»[8].

Только благодаря пассивности и безынициативности Иль-Гази бен Артука, а также своевременному прибытию в Антиохию войска Балдуина II Иерусалимского и его последующим решительным действиям княжество Антиохийское на этот раз избежало политической катастрофы. Оно сохранило свой прежний статус самостоятельного государства Утремера, находящегося в вассальной зависимости от правителя Иерусалимского королевства.

Однако значительных территориальных потерь избежать не удалось. Прямым следствием катастрофического поражения Рожера Салернского в битве на «Кровавом поле» стала утрата в последующие месяцы значительной части юго-восточных владений княжества. Из-под власти правителей Антиохии были отторгнуты десятки городов, крепостей и замков с прилегающими к ним землями, в том числе Сармада, Харим, Атареб, Зардана, Эль-Бара, Марра, Кафартаб. Во многом непоправимый и фатальный исход кампании 1119 года превратил Антиохийское княжество на длительное время в самое слабое в военном и политическом отношении государство Латинского Востока.

Красным цветом обозначены территории Антиохийского княжества, которые были утеряны им после поражения в битве на «Кровавом поле». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_на_Кровавом_поле#/media/Файл:Антиохия_княжество_1119.svg
Красным цветом обозначены территории Антиохийского княжества, которые были утеряны им после поражения в битве на «Кровавом поле». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_на_Кровавом_поле#/media/Файл:Антиохия_княжество_1119.svg
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019. С. 60-61.

[2] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 163-164.

[3] - Morton N. The Field of Blood: The Battle for Aleppo and the Remaking of the Medieval Middle East / Chapter 3, The Battle (1119). – New York: Basic Books, 2018 [электронная версия] // Электронная библиотека Google Книги. 2011-2024. URL: https://books.google.ru/books?id=ldQmDwAAQBAJ&pg=PT82&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=2#v=onepage&q&f=false (дата обращения 07.09.2024).

[4] - Matthew of Edessa's Chronicle // Translated from Classical Armenian by Robert Bedrosian / Sources of the Armenian Tradition. – New York: Long Branch, 2017. Р. 134;

- William of Tyre. A History of Deeds Done Beyond the Sea. Vol. 1. – New York: Columbia University Press, 1943. Р. 530;

- Усама ибн-Мункыз. Книга назидания / Пер. М. А. Салье. [Под ред. и с примеч. И. Ю. Крачковского; вступ. статьи И. Ю. Крачковского и Е. А. Беляева]. – 2-е изд. – М.: Издательство восточной литературы, 1958. С. 196;

[5] - Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019. С. 61.

[6] - Фульхерий Шартрский.Иерусалимская история / Перевод с латинского, вступительная статья и примечания А. Н. Слезкина. – СПб.: Евразия, 2020. С. 176.

[7] - Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 175.

[8] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 165.

-8
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.

Франческо Габриели (1904-1996) – известный итальянский медиевист, авторитетный европейский востоковед, профессор арабского языка и литературы Римского университета. Сфера его научной деятельности – изучение средневековой истории стран Азии и Ближнего Востока, литературы арабских стран и истории ислама. Профессор Габриели – один из главных авторов второго издания фундаментальной «Энциклопедии ислама». В своём фундаментальном труде – «Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама» он собрал и обобщил труды семнадцати авторов средневекового Востока.

Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов.

Дэниел Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.

Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».

Фульхерий Шартрский (1058-1127) – французский священник и известный хронист. Автор сочинения «Иерусалимская история» (лат. Historia Hierosolymitana) – одного из наиболее ценных и достоверных трудов, описывающих события Первого крестового похода и раннюю историю Иерусалимского королевства. Над «Иерусалимской историей» Фульхерий трудился более четверти века – с 1101 по 1127 гг., используя ценнейшие и ныне утраченные первоисточники из Иерусалимской библиотеки. События хроники охватывают события с Клермонского собора (1095) до вспышки чумы, охватившей Иерусалимское королевство в 1127 году.

-9

ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Утремера» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Начало царствования Балдуина I

Часть 2-я. Три сражения при Рамле: Иерусалимское королевство против фатимидского Египта

Часть 3-я. Главные итоги правления Балдуина I Иерусалимского

Часть 4-я. Финал жизненного пути Танкреда де Отвиля

Часть 5-я. Наследие Раймунда IV Тулузского

Часть 6-я. «Норвежский крестовый поход» (начало)

Часть 7-я. «Норвежский крестовый поход» (окончание)

Часть 8-я. История Балдуина II Иерусалимского: восхождение к вершинам власти

Часть 9-я. Локальные успехи и фатальные ошибки Рожера Салернского

Часть 10-я. Битва на «Кровавом поле»

Часть 11-я. Стезя Балдуина II: управлять державой, не выпуская меча из рук

Часть 12-я. Семейные раздоры иерусалимской королевской четы

Часть 13-я. Династические дрязги княжества Антиохийского

Часть 14-я. Графства Триполи и Эдесса: короткий период стабильности и процветания

Часть 15-я. Имад ад-Дин Занги – новый и опаснейший враг Латинского Востока

Часть 16-я. Падение Эдессы

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)