Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ
В мае 1109 года норвежская флотилия, ведомая Сигурдом I Магнуссоном, достигла побережья нынешней Португалии. Вскоре скандинавские драккары и кнорры вошли в «территориальные воды» Аль-Андалуса – так в эпоху Средневековья назывались владения мусульман на Пиренеях. К моменту прибытия норманнов 2/3 Пиренейского полуострова (за исключением его северной и северо-восточной частей) были оккупированы маврами.
Центральная и южная части нынешней Португалии входила в состав Бадахосского эмирата. Потомки норвежских викингов очень слабо разбирались в крайне запутанной геополитической ситуации, существовавшей в то время между испанскими королевствами и эмиратами Аль-Андалуса. Судя по отрывочным сведениям скандинавских летописей и саг, норманны практически ничего не знали о Реконкисте, а иберийских (пиренейских) мусульман – мавров они вообще считали язычниками.
Добравшись до португальского города Синтра, правитель Норвегии задумал обратить местных жителей в христианство. Разумеется, мусульманская диаспора категорически отказалась от подобной участи. Тогда обозленные варяги взяли штурмом Синтру, дочиста разграбив город. Всем местных мусульман, отказавшихся креститься, Сигурд Iприказал казнить.
Спустя пару недель печальную участь Синтры разделил Лиссабон. Третьим по счёту португальским городом, познавшим на себе силу норвежских мечей и ярость потомков беспощадных викингов, стал нынешний Алкасер-ду-Сал. Знаменитый средневековый исландский скальд, историк и летописец – Снорри Стурлусон в привычном лаконичном стиле повествует о том, как норвежская рать обошлась с жителями захваченного города:
«После этого Сигурд конунг направился со своим войском на запад в языческую Испанию [Аль-Андалус] и подошел к городу, который называется Алькассе [Алкасер-ду-Сал]. Там у него произошла четвертая битва с язычниками [мусульманами]. Он взял город, перебил много народу, так что город опустел. Они взяли там огромную добычу»[1].
Обогнув юго-западную оконечность Пиренейского полуострова и миновав Гибралтарский пролив, скандинавская эскадра вошла в западную часть акватории Средиземного моря. В то время вдоль побережья Южной Испании и близ Балеарских островов постоянно курсировали многочисленные пиратские флотилии, как мусульманские, так и христианские.
Примечательно, что в первой же масштабной морской битве, состоявшейся на водах Средиземноморья, противником Сигурда I Магнуссона выступили его соотечественники – пиратская эскадра, состоявшая из норманнских экипажей. Норвежцы разгромили варяжских корсаров, проложив себе свободный путь к Балеарскому архипелагу.
Балеарские острова и близлежащие к ним морские торговые пути в начале ХII века имели заслуженную репутацию самой опасной части Средиземноморья. На Балеарах обосновались десятки самых разных корсарских синдикатов и бандитских сообществ. Мусульманские пиратские шайки из Аль-Андалуса, мавры с побережья нынешнего Марокко и Алжира, берберские флибустьеры, сицилийские норманны и прочий самый разношерстный сброд со всего средиземноморского побережья – все они систематически грабили морские торговые караваны, совершая дерзкие разорительные нападения на прибрежные города и поселения.
Первым, кто основательно «разворошил» и изрядно «прессанул» многочисленные пиратские гнёзда на Балеарских островах, стал юный норвежский король. Войско Сигурда I последовательно истребило корсарские шайки и постоянные места дислокации крупных морских банд, расположенные на трёх островах – Форментере, Ибице (Ивисе) и Менорке. Самая большая добыча была взята норманнами на острове Форментера. Там же бесстрашные и неудержимые в бою скандинавы перебили наибольшее количество пиратов, взяв приступом хорошо укрепленную горную цитадель мавров-флибустьеров.
«Наведя шороху» на Балеарских островах, норвежский флот проследовал на Сицилию. Местный правитель – 14-летний граф Рожер (будущий основатель и первый монарх Сицилийского королевства), будучи по происхождению своему высокородным скандинавским выходцем из Нормандии, очень тепло, дружелюбно и торжественно принял у себя правителя Норвегии и его войско.
Весной 1110 года флотилия Сигурда I Магнуссона покинула гавань гостеприимного Палермо, взяв курс прямиком к побережью Палестины. В июне «скандинавская армада» достигла внешнего рейда Аскалона. Как известно, этот портовый город на тот момент находился под властью фатимидского Египта. Воинственный и соскучившийся по ратным подвигам норвежский государь надеялся, что местные сарацины непременно захотят сразиться с ним, но вышло иначе.
Вот какие сведения о прибытии норманнов на Святую Землю сообщает Альберт Ахенский – известный летописец событий Первого крестового похода, а также периода создания Иерусалимского королевства: «…король Сигурд подошел к Аскалону и бросил якорь в гавани города. Он простоял там день и ночь, ожидая, не выйдет ли встретиться с ним на суше или на море кто-то из горожан, с кем он мог бы случайно или намеренно устроить бой… но жители Аскалона затаились и не решались выходить»[2].
Простояв несколько дней напрасно на рейде Аскалона, разочарованный малодушием фатимидского наместника, норвежский правитель направил свои корабли в Яффу. Там его лично встречал Балдуин I – первый коронованный монарх Иерусалимского королевства. О том, насколько пышным, торжественным и насыщенным по программе свой был приём, оказанный скандинавскому государю, рассказывает Дэн Джонс – известный современный британский историк-медиевист:
«Сигурду выпала честь первым из западных королей посетить Утремер[3], и встречали его по-королевски. Монархи вступили в Иерусалим во главе торжественной процессии "всего духовенства, одетого в альбы и другие великолепные церковные одежды и распевавшего гимны и песни". За процессией последовал тур по святым местам Иерусалима и окрестностей, после которого два короля вместе окунулись в Иордан»[4].
Балдуин I подарил своему высокому гостю несколько реликвий, наиболее ценной из которых стала щепа от Святого Креста Господня, на котором, согласно преданию, был распят Иисус Христос. С благодарностью принимая столь редкий и важный религиозный священный дар, Сигурд I Магнуссон торжественно поклялся, что отныне он будет всё возможное для того, чтобы распространять христианство в своих владениях. Скандинавский король также обещал всемерно содействовать учреждению архиепископства в Норвегии.
Единственной военной кампанией на Святой Земле, в которой приняли активное участие Сигурд I и его воины, стала осада Сидона (современный ливанский город Сайда). Этот портовый город, расположенный на побережье Леванта, иерусалимский король два года назад пытался подчинить своей власти, но так и не смог ни взять его, ни принудить гарнизон к капитуляции.
Главной причиной неудачной осады Сидона в августе-сентябре 1108 года стало отсутствие флота у Балдуина I. Теперь, когда благодаря союзу с Сигурдом I, в распоряжении правителя «Святого города» имелось и пятитысячное норманнское войско, и мощная многочисленная флотилия, Балдуин I вполне обосновано надеялся на успешное завершение осады.
Сидон был блокирован со стороны моря и суши 19 октября 1110 года. Морскую блокаду осуществлял норвежский флот. К скандинавам чуть позже присоединилась венецианская флотилия, которую возглавлял дож Орделафо Фольеро. Фульхерий Шартрский – известный хронист, личный духовник и капеллан Балдуина I Иерусалимского пишет, что норвежская эскадра состояла из 55 кораблей[5]. Дамасский историк Ибн аль-Каланиси сообщает в своей летописи, что у «короля северных франков было более 60 кораблей с воинами»[6].
Осада Сидона в общей сложности длилась 47 дней, а завершилась она добровольной капитуляцией гарнизона, который 5 декабря сложил оружие в обмен на слово чести и гарантии со стороны Балдуина I. Он обещал сохранить жизнь и свободу всем жителям и защитникам Сидона, если те сдадутся по доброй воле до того, как прольётся христианская кровь. Слово своё правитель «Святого города» сдержал.
На сегодняшний день в распоряжении историков имеется два наиболее подробных описания осады Сидона, принадлежащих перу средневековых авторов. Упомянутый Ибн арабский историограф аль-Каланиси описывает кульминацию осады следующим образом:
«…франки окружили его [Сидон] с земли и с моря. В это время египетский флот все еще находился в порту Тир, но не мог прийти на помощь Сидону. Франки за несколько дней изготовили осадную башню, закрыв её ветками кустарника, циновками и сырыми шкурами волов для защиты от камней и греческого огня. Они установили башню на колеса, а в день сражения снабдили ее оружием и водой, чтобы гасить пламя. Когда это увидели защитники Сидона, их сердца дрогнули, поскольку они боялись, что их постигнет та же участь, что и жителей Бейрута»[7].
Снорри Стурлусон– главный летописец деяний Сигурда I Магнуссона на «Святой Земле», как и положено скальду – эпически, эмоционально, в гротесковой и воинственно-суровой манере в стихотворной форме запечатлел для потомков подробности осады и падения Сидона:
«Король норманнов, скальды поют,
Осадил языческий город Саэт:
Осадные орудия с ужасным шумом
Фронтоны и крыши камнями сокрушают.
Городская стена шатается тоже, – она падает;
Норманны почерневшие стены
В красный цвет окрасили –
Король победил, город теперь под его рукой»[8].
Как видно из представленных отрывков, версия в изложении исландского скальда выглядит наиболее героической, соответствуя по своему стилю и содержанию эпическим скандинавским сагам. Однако на самом деле поэтический вариант повествования о покорении Сидона, рассказанный Снорри Стурлусон – всего лишь красивая выдумка автора, призванная максимально возвеличить деяния Сигурда I. Таким вот нехитрым образом, самые рядовые (с точки зрения военного искусства события) усилиями красноречивого скальда превращаются в героические эпопеи и подвиги.
Сочтя своё паломничество на Святую Землю полностью исполненным, в самом конце 1110 года норвежский король и его войско покинули Иерусалимское королевство. Один из очевидцев отплытия скандинавской флотилии поведал на страницах своей хроники о том, что корабли норманнов были столь чрезмерно перегружены добычей и военными трофеями, что борта драккаров максимально близко опустились к морской поверхности. Однако, не желая расставаться с награбленным добром, но и не имея возможности его надёжно и полноценно разместить на своих судах, потомки викингов подвешивали предметы роскоши, одежду, дорогие ткани и утварь прямо к мачтам[9].
Как положено истинным потомкам Одина и Тора, норвежцы пустились в обратный путь при полном параде, отремонтировав и вычистив свои корабли. Каждое судно было оснащено парусами из самой дорогой ткани – разноцветного шёлка. На флагманском корабле Сигурда I Магнуссона и драккарах, принадлежавших норвежской знати, паруса были из самых дорогих и ослепительно ярких отрезов позолочённой парчи.
Из Яффы «норманнская армада» проследовала на Кипр, а оттуда, обогнув западное побережье Малой Азии, скандинавские мореплаватели через пролив Дарданеллы вошли в воды Мраморного моря. В Константинополе, который северяне, начиная с эпохи викингов, называли Миклагард – «великий город», норвежским паломникам был устроен очередной торжественный и пышный приём.
Как всегда, самые важные подробности находим у главного эксперта-консультанта сегодняшней публикации – Снорри Стурлусона: «Кирьялакс кейсар [император Алексей I Комнин], узнав о приезде Сигурда конунга, велел открыть те ворота Миклагарда, которые называются Золотыми. В эти ворота въезжает кейсар в Миклагард, когда он долго отсутствовал и возвращается с победой. Кейсар велел устелить коврами все улицы города от Золотых Ворот до Лактьярнира [императорского дворца]. Там самые великолепные палаты кейсара… Сигурд конунг и все его люди въехали в Миклагард с большим великолепием и направились в самые роскошные палаты, где все было приготовлено для их приема»[10].
Пышный приём, череда затяжных пиров и застолий, спортивных состязаний и игр, устроенных в честь норвежских пилигримов, а также траты на их обеспечение и проживание обошлись казне Алексея I Комнина в огромную сумму эквивалентную весу 270 килограммов монет, ювелирных изделий и посуды, сделанных из чистого золота.
Летом 1111 года Сигурд I Магнуссон покинул гостеприимный Константинополь. Дальнейший путь предводителя скандинавских паломников-воителей пролегал по суше. Дело в том, что значительная часть норвежских воинов осталась в византийской столице. Опытный в делах вербовки и найма военной силы Алексей I Комнин сделал норвежским бойцам-профессионалам щедрое предложение.
Базилевс позвал скандинавов к себе на службу, обещав очень высокое жалование, на фоне которого все трофеи, добытые северянами в походе, показались им всего лишь пригоршней медяков. Желающих вступить в ряды варяжской императорской гвардии оказалось так много, что Сигурд I не рискнул возвращаться на родину по морю. Норвежский правитель справедливо опасался, что оставшихся воинов будет недостаточного для безопасного плавания по морям, просторы которых бороздят многочисленные пиратские и вражеские эскадры.
Поменяв свои драккары и кнорры на лошадей, повозки, припасы и необходимое снаряжение, король Норвегии отправился из Константинополя в Болгарию. Согласно преданию, в знак своего уважения и расположения к византийскому императору Сигурд I подарил Алексею I Комнину позолоченные головы драконов, которые украшали его флагманский драккар.
Сухопутная часть экспедиции прошла без каких-либо происшествий, неприятностей и неожиданностей. Скандинавские пилигримы проследовали через владения трёх европейских держав – Болгарии, Венгерского королевства и Священной Римской империи, благополучно добравшись до Дании. Тамошний король Нильс на своих кораблях помог Сигурду I и его воинам переправиться к южным берегам Норвегии.
На родную землю скандинавский государь-паломник вернулся в самом конце 1111 года (по другим сведениям – в начале 1112 года). Таким образом, вся экспедиция, позже получившая красивое название – «Норвежский крестовый поход», продолжалась более четырёх лет. Вполне логично, что в последствие подданные в знак уважения стали величать своего короля Сигурд Крестоносец.
Интересный факт. Английский средневековый хронист Ордерик Виталий в своей «Церковной истории», датируемой первой четвертью XII века, утверждает, что Сигурд I, возвращаясь из Византии, посетил Киев. Там норвежский король якобы нашёл себе невесту – дочь князя Мстислава Владимировича, старшего сына Владимира II Всеволодовича Мономаха[11].
В скандинавских и западноевропейских источниках дочь Мстислава Владимировича (соответственно внучку Владимира II Мономаха) называют норманнским именем – Мальмфрида. В русских летописях о ней нет никаких упоминаний. В любом случае, Ордерик Виталий заблуждается. В 1111 году Сигурд I Магнуссон Киева не посещал. Согласно мнениям историков, специально занимавшихся изучением этого вопроса, брак Мальмфриды Мстиславовны Киевской и норвежского короля состоялся в период между 1112 и 1115 годами.
Что касается, самого Сигурд I Крестоносца, то дальнейшая его судьба сложилась неоднозначно. Ему не довелось более участвовать в дальних заморских экспедициях и биться с врагами на полях сражений. Только в конце августа 1123 года после смерти своих братьев-соправителей Сигурд I сделался единоличным правителем Норвегии.
Свои обещания, данные Балдуину I Иерусалимскому во время своего пребывания на Святой Земле, норвежский государь исполнил. Он узаконил повсеместное введение церковной десятины во всех уголках своих владений, а также добился учреждения первой скандинавской епархии в Ставангере, которую отныне и впредь возглавляли высшие католические иерархи в сане архиепископа.
Сигурд I, оправдывая собственное прозвище – Крестоносец, в конце 1123 года откликнулся на призыв шведского короля Инге II Младшего и римской католической церкви, послал норвежское войско в провинцию Смоланд (юго-восточные территории современной Швеции). Целью этого похода было подавление восстания местных язычников, никак не желавших принять христианство и отказаться от поклонения своим древним богам.
В личной жизни Сигурда I всё было очень сложно и запутано. Он, вступив в затяжной конфликт с католической церковью, в конце концов, развёлся с Мальмфридой Мстиславовной. Главной причиной расторжения брака было отсутствие сыновей-наследников. У Сигурда и Мальмфриды родилась только одна единственная дочь Кристина (в будущем она станет матерью норвежского короля Магнуса V).
На своей наложнице Боргхильде Олафсдоттир, ради которой он и развёлся, норвежский правитель так и не женился. 40-летний Сигурд I Крестоносец скончался 26 марта 1130 года во время эпидемии чумы. Норвежскую корону он передал своему незаконнорожденному единственному сыну – Магнусу IV Сигудссону, рожденному от той самой Боргхильды Олафсдоттир.
Магнус IV правил менее пяти лет, после чего был свергнут с престола своим дядей, ослеплён и позже убит в одной из междоусобных битв. Мальмфрида Мстиславовна после скандального развода до смерти своего неверного и неблагодарного мужа жила в Норвегии, а затем перебралась в Данию, где вышла замуж за ярла Эрика. В 1134 году он стал датским королём, взойдя на трон под именем Эрика II, позже прозванного Достопамятным. В сентябре 1137 года Эрик II погиб, и дальнейшая достоверная судьба Мальмфриды Киевской, увы, неизвестна.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Снорри Стурлусон. Круг Земной / Ответственный редактор: М. И. Стеблин-Каменский. Издание подготовили: А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. – М.: Издательство «Наука», 1980. С. 484.
[2] - Albert of Aachen. Historia Ierosolimitana. History of the Journey to Jerusalem / Ed., trans. S. B. Edgington. – Oxford, 2007. Р. 800-801.
[3] - термин Утремер (иначе – Отремер или Утреме) в дословном переводе с французского языка (Outre-mér) означает «Земля за морем». До эпохи Крестовых походов определение Утремер обозначало какую-либо далёкую заморскую территорию без указаний на конкретное море или страну. После завершения Первого крестового похода термин Утремер приобрёл конкретную географическую привязку. Именно этим определением – Утремер европейцы, говорившие на французском языке, стали называть государства, созданные крестоносцами на территории Сирии, Леванта и Палестины – Иерусалимское королевство, княжество Антиохийское, а также графства Эдесса и Триполи.
[4] - Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 161.
[5] - Фульхерий Шартрский. Иерусалимская история / Перевод с латинского, вступительная статья и примечания А. Н. Слезкина. – СПб.: Евразия, 2020. С. 156.
[6] - Виймар П.Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003. С. 184.
[7] - Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019. С. 51-52.
[8] - Snorri Sturluson. Heimskringla // Saga of Sigurd the Crusader and His Brothers Eystein and Olaf. [электронная версия] / Wikisource, бесплатная онлайн-библиотека. 26.11.2022. URL: https://en.wikisource.org/wiki/Heimskringla/Saga_of_Sigurd_the_Crusader_and_His_Brothers_Eystein_and_Olaf (дата обращения 03.09.2024).
[9] - Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 163.
[10] - Снорри Стурлусон. Круг Земной / Ответственный редактор: М. И. Стеблин-Каменский. Издание подготовили: А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. – М.: Издательство «Наука», 1980. С. 487-488.
[11] - Рыжов В. А. Крестовый поход викингов // Военное обозрение. 29.04.2022. URL: https://topwar.ru/195478-krestovyj-pohod-vikingov.html (дата обращения 04.09.2024).
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Снорри Стурлусон (1178-1241) – известный исландский скальд, историограф-летописец, юрист, политик и общественный деятель. Он, прежде всего, известен как автор фундаментальных произведений – «Младшая Эдда» и «Круг Земной». «Младшая Эдда» представляет собой обширный сборник самых разных сюжетов скандинавской мифологии. «Круг Земной» – это обширный свод саг, исторических событий, преданий и легенд, посвященных норвежским конунгам от эпохи Раннего Средневековья до 1177 года.
По мнению большинства историков, литераторов и лингвистов, «Круг земной» один из наиболее полных и уникальных сборников, повествующих не только о норвежских конунгах и королях, но и о жизни народов Северной Европы в эпоху завоеваний викингов. В тексте произведения также содержатся некоторые редкие сведения о самых разных государствах Средневековья – Дании, Византии, Франции, Италии, Киевской Руси, Англии.
Дэниел (Дэн) Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.
Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».
Франческо Габриели (1904-1996) – известный итальянский медиевист, авторитетный европейский востоковед, профессор арабского языка и литературы Римского университета. Сфера его научной деятельности – изучение средневековой истории стран Азии и Ближнего Востока, литературы арабских стран и истории ислама. Профессор Габриели – один из главных авторов второго издания фундаментальной «Энциклопедии ислама». В своём фундаментальном труде – «Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама» он собрал и обобщил труды семнадцати авторов средневекового Востока.
Фульхерий Шартрский (1058-1127) – французский священник и известный хронист. Автор сочинения «Иерусалимская история» (лат. Historia Hierosolymitana) – одного из наиболее ценных и достоверных трудов, описывающих события Первого крестового похода и раннюю историю Иерусалимского королевства. Над «Иерусалимской историей» Фульхерий трудился более четверти века – с 1101 по 1127 гг., используя ценнейшие и ныне утраченные первоисточники из Иерусалимской библиотеки. События хроники охватывают события с Клермонского собора (1095) до вспышки чумы, охватившей Иерусалимское королевство в 1127 году.
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Утремера» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Начало царствования Балдуина I
Часть 2-я. Три сражения при Рамле: Иерусалимское королевство против фатимидского Египта
Часть 3-я. Главные итоги правления Балдуина I Иерусалимского
Часть 4-я. Финал жизненного пути Танкреда де Отвиля
Часть 5-я. Наследие Раймунда IV Тулузского
Часть 6-я. «Норвежский крестовый поход» (начало)
Часть 7-я. «Норвежский крестовый поход» (окончание)
Часть 8-я. История Балдуина II Иерусалимского: восхождение к вершинам власти
Часть 9-я. Локальные успехи и фатальные ошибки Рожера Салернского
Часть 10-я. Битва на «Кровавом поле»
Часть 11-я. Стезя Балдуина II: управлять державой, не выпуская меча из рук
Часть 12-я. Семейные раздоры иерусалимской королевской четы
Часть 13-я. Династические дрязги княжества Антиохийского
Часть 14-я. Графства Триполи и Эдесса: короткий период стабильности и процветания
Часть 15-я. Имад ад-Дин Занги – новый и опаснейший враг Латинского Востока
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)