Одними из главных компонентов конструкции автомобиля выступают колёса и шины. Разнообразием этих компонентов коммерческий рынок привлекает. Однако запросто установить новый комплект колёс и шин на конкретный автомобиль представляется делом далеко не простым. Перед выполнением такой процедуры потребуется провести некоторые измерения. Вообще-то, процесс измерений не занимает много времени при условии правильного исполнения. Рассмотрим несколько важных моментов и дополнительных вещей, которые следует учитывать на установке автомобильных колёс.
Процедура монтажа колёс автомобиля
Дабы избежать ошибок, следует проводить измерение размеров колеса автомобиля при условии демонтированной шины. Измерения сжатия подвески проводятся при нормальной высоте дорожного просвета, в условиях нахождения транспортного средства на земле. Необходимо учитывать не только размеры колёс, но также клиренс (дорожный просвет).
Следует убедиться, что колёсно-шинная комбинация имеет клиренс относительно:
- подвески,
- выхлопной трубы,
- любых других потенциальных частей автомобиля,
которые могут оказывать сопротивление вращению. Удачный способ соответствовать этому требованию - сравнить новые колёса с ранее эксплуатируемыми автомобильными колёсами и шинами.
Если остаются сомнения, рекомендуется воспользоваться инструментом, подобным «ПРО-20», которым обеспечивается точная посадка автомобильных колёс и шин по месту. Также рекомендуется проверить зазоры до установки шин на новые колёса.
Какие измерения необходимо выполнить?
В общей сложности потребуется провести пять измерений, что позволит правильно выбрать новый комплект колёс автомобиля. Эти измерения следующие:
- Диаметр – измеряется наложением линейки поперёк боковой поверхности, без учёта кромки обода колеса - области, предназначенной для удержания шины на месте.
- Ширина - измеряется от внутренней части кромки обода колеса через верхнюю часть до другой кромки. Полученные диаметр и ширина - это базовые размеры, необходимые для определения внешнего вида автомобильных колёс.
3. Формат болтов - шаблоны колеса на четыре, пять, шесть, восемь ушек. В зависимости от модели автомобиля, способ измерения отличается.
4. Колёсный реверс - измеряется от задней части монтажной поверхности до задней кромки обода. Указывает эффект смещения подвески и клиренса тормозов.
Существует три распространенных типичных варианта смещения для колёсного обода, с которыми владелец автомобиля может столкнуться на практике:
- Нулевое смещение - монтажная поверхность ступицы, как правило, плоская и центрирована по центру колеса. Здесь нет необходимости выполнять измерения, поскольку смещение будет равно нулю.
- Негативное смещение - колесо имеет монтажную поверхность, расположенную ближе к задней стороне колеса. Вычисляется измерением расстояния от задней части монтажной поверхности обода до центральной линии.
- Позитивное смещение - поверхность крепления ступицы неглубокая, расположена ближе к уличной стороне колеса. Вычисляется измерением расстояния от задней части монтажной поверхности обода до осевой линии.
Виды гаечного крепления колёс автомобиля
В дополнение к правильному монтажу колёс автомобиля важным также видится правильно выполненный зажим гаек крепежа. Посредством правильно исполненного крепления автомобильное колесо точно встаёт на рабочем месте и центрируется надлежащим образом. Правильно сделанный выбор гаек крепления позволяют избежать вибраций или ослабления крепежа колеса по истечении времени.
Существует несколько различных вариантов крепёжных гаек автомобильного колеса, сведения о которых необходимы при покупке и монтаже новых колёс автомобиля. Поэтому логично отметить наиболее распространённые вариации гаек крепления:
- коническая посадка, также известная как «жёлудь» или «конус». Наиболее распространённый тип посадки с конусом 60º или 45°;
- сферическая посадка - также распространённый тип зажимной гайки автомобильного колёсного обода. Отличается округлым или шаровидным дном, плотно прилегающим к монтажной поверхности обода;
- хвостовая посадка - не менее популярный вид гайки крепления под «стиль хвостовика». Гайка отличается наличием специального хвостовика, который утапливается в конструкцию обода. Этот тип гайки с проушиной обычно требует применения шайбы;
- расширенная резьба или тип зажимной гайки, имеющей коническую форму с удлиненным хвостовиком. Часто такие встречаются на старых моделях машин где применяются укороченные колёсные шпильки;
- фланцевая посадка - такая обычно встречается на квадроциклах и других внедорожных транспортных средствах. Гайка здесь отличается наличием небольшого фланца, погружаемого в небольшое углубление на ободе.
Таблица выше показывает сопоставимость размеров в дюймах и миллиметрах для обычных метрических размеров наконечников, применяемых в конструкциях:
- Ford,
- Mopar,
- General Motors и др,
а также в конструкциях полноразмерных грузовых автомобилей, включая транспорт с крепежом на 6 и 8 гаек.
Процедура измерения выката автомобильной шины
Надлежащее измерение шины видится крайне важным действием при выборе этого компонента автомобиля, так как параметры шины оказывают влияние на многие составляющие:
- обороты двигателя,
- комплектацию автомобиля,
- проблемы с выкатыванием,
- дорожный просвет.
Что такое выкат шины автомобиля?
Выкат шины характеризуется размером (числом в миллиметрах), которое прокатывает шина, прежде чем возвращается к начальной точке промера. По сути, выкат можно измерить по окружности шины с помощью рулетки.
Для этого шину следует демонтировать с обода колеса, накачать воздухом и положить горизонтально. Далее необходимо обернуть ленту рулетки по окружности центральной части рисунка протектора.
Гоночные шины серии M / T традиционно изготавливаются из нейлона. По этой причине необходимо применять соответствующую процедуру проверки выката (окружности) шин при первом монтаже. Всегда рекомендуется проверять размер шины, прежде чем колесо будет установлено и закреплено гайками.
Перед монтажом шин серии M / T рекомендует проверить коды даты. Естественной характеристикой нейлона является сокращение структуры материала в течение длительного периода хранения. Период от момента производства не должен выходить за границу шести месяцев для обеспечения точных измерений.
Послемонтажное обслуживание шины автомобиля
После монтажа автомобильные шины рекомендуется накачать давлением воздуха до уровня 1,4 кг/см2, после чего резко понизить величину давления до значения, оптимального для хода по трассе (например, до 0,85 кг/см2).
Недопустимо оставлять шину накаченной более высоким давлением воздуха в течение длительного периода времени. Перед началом эксплуатации автомобиля все четыре шины должны иметь одинаковое давление воздуха в течение равного промежутка времени.
Автомобильные шины требуется подбирать в пределах максимум 12 мм размерной разницы, прежде чем начинать вождение. Если эта граница нарушена, обычно прибегают к методике исправления. Достигается выравнивание резины путём накачивания большим давлением меньшей по размеру шины с выдержкой некоторого времени для растяжения.
Нужно отслеживать этот процесс, дабы избежать чрезмерного растяжения материала. Процедура растяжения шин всегда сопровождается сбросом давления воздуха до 0 кг/см2, после чего вновь накачивается рабочее давление как для всех остальных шин. Такой подход явно покажет наличие или отсутствие растяжения резины.
Эту процедуру следует выполнять с учётом сезонного времени года и как можно ближе к началу эксплуатации автомобильных шин. Недопустимо накачивать шины автомобиля давлением выше 3 кг/см2, так как это действие грозит чрезмерной растяжкой резины.
Наружный размер шины автомобиля (диаметр)
Наружный размер - измеряемая величина диаметра шины, промеренная от верхней точки до нижней точки в положении, соответствующем установке укомплектованного колеса на автомобиле.
Наружный размер автомобильной резины измеряется при условии демонтажа колеса с транспортного средства, не под нагрузкой и при соответствующем давлении воздуха.
Наиболее точный способ расчёта наружного размера автомобильной резины - это выполнение измерения окружности с последующим делением полученного результата на цифровое значение: 3,1416”.
Расчёт наружного диаметра шины (в дюймах):
Размер по окружности равен 88,0”. Следовательно, полученный размер 88,0“ следует разделить на 3,1416 “, что даст результат - 28,01”. Точное определение наружного размера автомобильной резины поможет не только в плане подгонки резины на ободе, но также в плане коррекции передаточного числа и показаний спидометра.