Эксперты и дилеры дали прогнозы по изменению цен на новые автомобили в этой осени в России.
Ожидается значительный рост стоимости машин, который будет обусловлен несколькими факторами: возможным увеличением утилизационного сбора, инфляцией, повышением ключевой ставки и колебаниями валютных курсов. Autonews.ru обратился к специалистам, чтобы выяснить, какие модели автомобилей будут затронуты изменениями цен и какова обстановка в автосалонах в настоящее время.
Эксперт Антон Шапарин прогнозирует значительное увеличение цен на новые автомобили в этом году. Он отмечает, что основным фактором роста станет повышение утилизационного сбора, который планируют увеличить власти. По мнению Шапарина, это может стать постоянным трендом на российском авторынке. Он также отмечает, что компенсацией могла бы быть локализация производства, но китайские компании, кроме некоторых, не планируют этого делать.
Эксперт Шапарин утверждает, что цены на базовые «китайцы» вырастут на 300 тыс. рублей после первого увеличения утильсбора, что составит 10-20% от текущей стоимости. Также он предполагает, что АвтоВАЗ также поднимет цены на свои модели на сумму от 100 до 200 тыс. рублей.
Под увеличение цен также повлияют инфляция и валютные курсы. Согласно презентации Минпромторга, изменения утильсбора вступят в силу с 1 октября 2024 года. Шапарин заключает, что новые автомобили в России подорожают на треть к следующему году.
С начала текущего года в России планируется постепенное увеличение утилизационного сбора на иномарки с мощностью двигателя до 2,0 литров. Например, сначала сумма составит 556 тыс. рублей вместо прежних 306 тыс. рублей. К 2025 году плата за такие автомобили увеличится до 667 тыс. рублей, а в 2026 году — примерно до 800,8 тыс. рублей. К 2030 году она увеличится до 1,17 млн рублей.
Однако в правительстве уверены, что ужесточение не повлияет на цену местных автомобилей, так как государство возместит эти расходы для тех, кто уже осуществил локализацию производства.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов выразил мнение о возможном повышении цен на новые автомобили осенью текущего года - до 10%. Игорь Чикин, исполнительный директор Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», также прогнозирует 10-процентный рост цен на автомобили в связи с проблемами переводов с китайскими банками и высокой ключевой ставкой. Он отметил, что этот критический рост утильсбора затронет как импортные, так и отечественные автомобили.
Эксперт отметил, что в сентябре производители автомобилей могут уже учитывать будущие расходы в цене машин, несмотря на то, что повышение утилизационного сбора начнется только с октября. Он также предупредил о возможном увеличении цен на автомобили из Китая на 200 000 рублей из-за проблем с проведением платежей между отечественными дилерами и китайскими компаниями.
Помимо этого, взгляд эксперта указывает на возможное влияние роста ключевой ставки Центрального банка России и ужесточения требований к заемщикам на стоимость новых автомобилей. Он прогнозирует уменьшение количества предоставляемых кредитов и уменьшение числа желающих их получить.
Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта в ГК Альфа-Лизинг, подчеркивает, что рост «утиля» будет важным фактором для повышения цен. Она отмечает, что согласно новому проекту, сумма сбора может возрасти на 300–500 тыс. рублей на все новые автомобили, приобретаемые за границей, что приведет к увеличению их стоимости. В частности, цены на автомобили китайского производства будут в первую очередь затронуты. Снижение трафика в дилерские центры и уменьшение числа проданных автомобилей, как считает Тузов, будет стимулировать дилеров к повышению цен, чтобы сохранить рентабельность.
Взглянем на слова представителя дилерской компании «Авилон», Рената Тюктеева, который призывает клиентов быть готовыми к возможному увеличению стоимости автомобилей в этом сезоне. Он утверждает, что цены на среднюю ценовую категорию автомобилей могут вырасти уже в сентябре на минимум 180 тыс. рублей и более. Многие поставщики уже активно заполняют свои автопарки, чтобы иметь возможность ввозить большое количество транспортных средств до увеличения утильсбора. Такой подход поможет избежать резкого роста цен. Согласно прогнозам, стоимость этих машин может подняться на 20–30% от размера утильсбора.
Повышение ключевой ставки в июле Банком России послужит тормозом для авторынка, утруднит его развитие и реализацию потенциала, как отметил Тюктеев. Это произошло в рамках ужесточения требований к заемщикам и роста ключевой ставки до 18% годовых, что является первым повышением за семь месяцев. Решение было вызвано ускорением инфляции, предыдущее повышение произошло в декабре 2023 года, когда ставка выросла с 15 до 16%.
Эксперты предполагают, что подобные действия приведут к увеличению стоимости автокредитов и автомобилей. Автокредитование в настоящее время является важным фактором для авторынка в России, по данным Autonews.ru дилеров, до 70–80% всех автомобилей приобретается с помощью заемных средств.
Николай Иванов, директор департамента продаж новых автомобилей в компании "Рольф", высказал мнение о возможном увеличении цен на автомобили с 1 октября из-за предполагаемого повышения утильсбора. Он отметил, что в случае автомобилей параллельного импорта увеличение утильсбора сразу сказывается на цене, в то время как для официальных поставок изменения будут постепенными.
Иванов также подчеркнул, что помимо утильсбора на цены автомобилей может повлиять ключевая ставка, особенно если она увеличится 13 сентября. Это приведет к удорожанию корпоративного кредитования и увеличению затрат дилеров на содержание складов. Согласно эксперту, первыми возможными жертвами таких изменений станут автомобили, ввезенные по параллельному импорту.
По прогнозам специалистов дилерской компании «Ключавто», цены на автомобили предположительно увеличатся в осенний период на 5–10%. Основными факторами удорожания автомобилей будут повышение ключевой ставки Центробанка (что повлечет за собой увеличение стоимости автокредитов и расходов дилеров на транспортировку и хранение) и возможное повышение утильсбора на 70–85% с 1 октября.
В компании отметили, что увеличение цен в большей мере затронет импортированные автомобили, а в меньшей — местные автомобили с локализованным производством.
В автосалонах в данный момент происходят изменения ценовой политики. Обозреватель Autonews.ru после посещения нескольких московских шоурумов пришел к выводу, что крупные дилерские центры пересматривают свои прайс-листы к концу лета. Говоря о «официальных» моделях, в основном корректируются скидки, а не цены.
Летом некоторые дилеры предлагали клиентам скидки прямо от салона, что позволяло приобрести автомобиль дешевле, чем по рекомендованным ценам производителей. Однако теперь продавцы начали отменять эти «летние» скидки.
В автосалонах Москвы, в июле, клиентам предлагались выгодные условия на покупку китайских автомобилей Chery и Geely. Дилеры предлагали специальные скидки и бонусы, при условии, что покупка будет совершена в течение недели. Например, на Chery Tiggo 4 Pro дисконт составлял 100 тыс. рублей, а на Chery Tiggo 8 Pro Max можно было сэкономить до 200 тыс. рублей. Однако сейчас эти акции завершились.
Также в некоторых дилерских центрах Geely были предложены клиентам скидки на покупку автомобилей. Но сейчас эти программы закончились, и продавцы в некоторых случаях не упоминают о прямых выгодах от автопроизводителя, которые ранее действовали на некоторые модели Geely.
Весной было объявлено, что компания "Москвич" резко снизила цены на свои модели 2023 года, что привело к успешной реализации стока. Сейчас у дилеров основным образом представлены автомобили 2024 года выпуска. Несколько автосалонов в столице предупредили о предстоящем повышении цен на модели "Москвич" уже в сентябре. Официально эта информация не была подтверждена пресс-службой компании. С параллельным импортом автомобилей в Россию сложилась другая ситуация.
Под конец лета цены на некоторые модели автомобилей у дилеров выросли. Конкретно повышение стоимости затронуло автомобили, которые пользуются большим спросом на рынке - кроссоверы BMW X1 и X3, Kia Sportage, Toyota RAV4, несколько моделей Volkswagen и Hyundai Santa-Fe.
Тем временем дилеры стремились избавиться от излишков на складах, поэтому приняли решение снизить цены или предложить дополнительные скидки на некоторые менее популярные модели. Среди них оказались Suzuki Ertiga, Mitsubishi Xpander, Skoda Kamiq GT, Honda Crider и другие автомобили.