Найти в Дзене
Говорите лучше всех

Как связаны когнитивные функции и неумение слушать?

Существует определённый набор когнитивных навыков, которые нужны не только для общения, но и для обучения, а также для выполнения задач, направленных на достижение целей в повседневной жизни. Этот набор объединяет так называемая исполнительная функция. В реализацию этой функции вовлечены три процесса:

  • оперативная память
  • самоконтроль
  • когнитивная гибкость

Самоконтроль - способность игнорировать информацию, которая не относится к делу и подавлять нежелательные реакции. В общении самоконтроль - это умение ждать, когда кто-то закончит говорить, прежде чем начать высказываться самому.

Оперативная память - способность временно хранить информацию с целью её использования для решения коммуникативных задач. Оперативная память помогает:

  • запоминать, объединять и использовать информацию, полученную от нескольких собеседников и формулировать ответ;
  • выслушать рассказ и понять его смысл;
  • слушать, запоминать и выполнять сложные инструкции.

Когнитивная гибкость - умение целенаправленно переключаться между задачами. Когнитивная гибкость включает в себя умение:

  • переключаться с одной темы на другую в разговоре;
  • соблюдать разные правила общения на работе и дома.
Формирование и развитие исполнительной функции начинается в младенчестве и продолжается в подростковом возрасте. Однако наиболее активное становление этой функции происходит в дошкольном возрасте. Исполнительная функция помогает детям контролировать собственные мысли, эмоции и поведение, чтобы они могли планировать простые действия, решать задачи и выполнять задания

С трудностями реализации исполнительной функции связывают целый ряд таких нарушений как тревожное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности, общее недоразвитие речи и нарушение звукопроизношения. Эти нарушения проявляются не только у детей, но и у взрослых. Это не всегда связано с тяжёлыми патологическими процессами. Основная причина - недостаточное развитие исполнительной функции. Это проявляется в следующих моментах:

  • неумение выслушать собеседника;
  • доминирование в разговоре;
  • перебивание собеседников;
  • неприемлемая речь и высказывания;
  • трудности удержания темы разговора;
  • сложности с запоминанием инструкций, сообщений;
  • застревание в беседе, трудности переключения на другие темы
Все перечисленные проблемы вполне поправимы, поскольку исполнительные функции не только поддаются коррекции, но и повышает качество жизни у взрослых и детей

Картина Василия Бакшеева "Житейская проза" показывает трудности, которые испытывают собеседники, когда не могут проявить гибкость и самоконтроль. Самые приятные житейские моменты превращаются в тягостное событие, участие в котором хочется избежать любыми правдами и неправдами. Если бы персонажи картины проявили самоконтроль и когнитивную гибкость, то назывался бы сюжет "Необыкновенная поэзия" и настроение было бы совсем другим

-2

Спасибо, что прочитали! Спасибо за внимание!

Автор текста - Шамардина Анастасия, логопед для взрослых с опытом работы 18 лет. Лёгкой вам речи!