Существует определённый набор когнитивных навыков, которые нужны не только для общения, но и для обучения, а также для выполнения задач, направленных на достижение целей в повседневной жизни. Этот набор объединяет так называемая исполнительная функция. В реализацию этой функции вовлечены три процесса:
- оперативная память
- самоконтроль
- когнитивная гибкость
Самоконтроль - способность игнорировать информацию, которая не относится к делу и подавлять нежелательные реакции. В общении самоконтроль - это умение ждать, когда кто-то закончит говорить, прежде чем начать высказываться самому.
Оперативная память - способность временно хранить информацию с целью её использования для решения коммуникативных задач. Оперативная память помогает:
- запоминать, объединять и использовать информацию, полученную от нескольких собеседников и формулировать ответ;
- выслушать рассказ и понять его смысл;
- слушать, запоминать и выполнять сложные инструкции.
Когнитивная гибкость - умение целенаправленно переключаться между задачами. Когнитивная гибкость включает в себя умение:
- переключаться с одной темы на другую в разговоре;
- соблюдать разные правила общения на работе и дома.
Формирование и развитие исполнительной функции начинается в младенчестве и продолжается в подростковом возрасте. Однако наиболее активное становление этой функции происходит в дошкольном возрасте. Исполнительная функция помогает детям контролировать собственные мысли, эмоции и поведение, чтобы они могли планировать простые действия, решать задачи и выполнять задания
С трудностями реализации исполнительной функции связывают целый ряд таких нарушений как тревожное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности, общее недоразвитие речи и нарушение звукопроизношения. Эти нарушения проявляются не только у детей, но и у взрослых. Это не всегда связано с тяжёлыми патологическими процессами. Основная причина - недостаточное развитие исполнительной функции. Это проявляется в следующих моментах:
- неумение выслушать собеседника;
- доминирование в разговоре;
- перебивание собеседников;
- неприемлемая речь и высказывания;
- трудности удержания темы разговора;
- сложности с запоминанием инструкций, сообщений;
- застревание в беседе, трудности переключения на другие темы
Все перечисленные проблемы вполне поправимы, поскольку исполнительные функции не только поддаются коррекции, но и повышает качество жизни у взрослых и детей
Картина Василия Бакшеева "Житейская проза" показывает трудности, которые испытывают собеседники, когда не могут проявить гибкость и самоконтроль. Самые приятные житейские моменты превращаются в тягостное событие, участие в котором хочется избежать любыми правдами и неправдами. Если бы персонажи картины проявили самоконтроль и когнитивную гибкость, то назывался бы сюжет "Необыкновенная поэзия" и настроение было бы совсем другим
Спасибо, что прочитали! Спасибо за внимание!
Автор текста - Шамардина Анастасия, логопед для взрослых с опытом работы 18 лет. Лёгкой вам речи!