На самом деле, долгое время считалось, что Ту-334 мог бы стать лучшей заменой Ту-134, вместо Sukhoi Superjet (SSJ). Этот самолет, разработанный для российского рынка, был готов к производству практически одновременно с началом работ над SSJ. Один из ключевых отличий Ту-334 — это размещение двигателей в хвостовой части, что снижает вероятность попадания в них посторонних предметов с взлетно-посадочной полосы.
Интересно, что Ту-334 совершил свой первый полёт в феврале 1999 года и получил сертификат в декабре 2003 года, за несколько лет до первого полёта SSJ. Возможно, если более активно продвигали Ту-334, его популярность и конкурентоспособность были бы значительно выше на рынке гражданской авиации.
При рассмотрении документа становится очевидно, что вопрос о возможной эксплуатации Ту-334 тогда не поднимался. Нормы и требования к самолету были предельно жесткими: взлет запрещался при прогнозируемом обледенении, при температуре от минус 30 до плюс 30 градусов Цельсия, и только с идеальной сцепкой полосы с землей.
При сравнении со SSJ весьма наглядно проявляется разница: там допускался взлет при температуре от минус 54 до плюс 40 градусов, а также с различных типов покрытия, покрывшего полосу. Одним словом, Ту-334 требовал максимальной подготовки и условий для полета - это непростое задание для условий реальной эксплуатации.
Проблема импортозамещения в авиационной отрасли становится все более актуальной и сложной. Рассмотрим, например, полёты Ту-334 и SSJ, которые опровергают общепринятое предположение о лучшей защищенности двигателей сзади.
Фото и видео посадки этих самолетов на мокрую полосу показывают, что брызги летят прямо в двигатели обоих моделей. Однако, на самолетах с двигателями под крылом, вроде SSJ, в двигатели фактически почти ничего не попадает.
Наиболее острой стала проблема с импортозамещением у Ту-334 из-за установки единственной модели двигателей, Д-436, разработанной украинским предприятием "Прогресс". Эти двигатели также использовались на Ан-148 и Бе-200. После 2014 года возникли затруднения с поставками и поддержкой украинских двигателей для Бе-200, что серьезно повлияло на его эксплуатацию. Полёты Ан-148 в России были приостановлены в марте 2018 года.
Таким образом, становится ясно, что вопрос импортозамещения в авиационной промышленности не только связан с техническими аспектами, но и имеет политические и экономические последствия.
Несмотря на все свои технические достоинства, Ту-334 столкнулся с серьезными проблемами в плане экономической эффективности. Времена, когда укороченный фюзеляж и пониженная высота были в цене, давно ушли, уступив место более современным и инновационным подходам.
Например, Boeing смог приспособить свой модельный ряд, что позволило компании удерживать лидирующие позиции на рынке. Однако, Ту-334 так и остался отдельным проектом, не сумев стать широко распространенным среди авиакомпаний.
Важным фактором, игравшим против Ту-334, стало расположение двигателей в хвосте. Это решение, которое когда-то считалось инновационным, сегодня является неэффективным для пассажирских самолетов с большим количеством мест.
Вместе с тем, концепция унификации, которая могла бы быть ключевым преимуществом Ту-334, так и не была в полной мере реализована. Эта проблема привела к тому, что семейство Ту-204 не получило должного распространения на рынке, ухудшив перспективы развития и внедрения Ту-334.
Ту-334, несмотря на свои инженерные достоинства, оказался недостаточно конкурентоспособным из-за отсутствия эффективности в экономическом плане. Желание создать модель, которая стала бы удачным дополнением к уже существующей линейке, встретило серьезные трудности из-за изменяющихся требований и новых технологий в авиационной отрасли.
Последние десятилетия XX века стали свидетелями резкого ухудшения общей ситуации в авиационной отрасли. Несмотря на достижения, все же существовали недостатки, которые нельзя было игнорировать.
Экипажи, состоявшие из трех членов казалось расточительством в 1990-е годы и оставалось серьезной проблемой. Унифицированные конструкции, казавшиеся удобными, в результате оказались перетяжеленными, и это негативно сказывалось на экономических показателях.
Компания "Туполев" была вынуждена пересматривать свои стратегии и предложения. На конкурс "Росавиакосмоса" была подана заявка не на модель Ту-334, а на новый проект Ту-414, который признавался более перспективным. Поражение перед RRJ означало не только потерю, но и подтолкнуло к пересмотру подходов к разработке самолетов. Оценки туполевцев, самих разработчиков, не оставляли сомнений: Ту-334 был обречен в сравнении с конкурентными моделями.
История Ту-334, начавшаяся в предыдущем десятилетии, закончилась неожиданно рано. Этот рейс, казалось бы, был лишь началом, но его закрытие сделало его страничку в истории авиации лишь мимолетным эпизодом. С теми вызовами, с которыми столкнулся Ту-334, пришлось бороться в будущем, уже другими средствами и решениями.