Найти тему

Знаменитые гражданские самолеты мира: Boeing 314 Clipper (1938).

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Самолет Boeing Model 314 Clipper позволил Pan American Airways расправить крылья над Атлантическим и Тихим океанами. Карьера великолепной летающей лодки, построенной всего в 12 экземплярах, была прервана Второй мировой войной и появлением по-настоящему дальнего самолета.

Авиакомпания Pan American Airways (PAA) начала свою деятельность 19 октября 1927 года, осуществляя авиапочтовое сообщение между Ки-Уэстом, Флорида, и Гаваной, Куба, на гидроплане Fairchild FC-2. Международный характер маршрута и выбор гидросамолета стали важными факторами последующего расширения авиакомпании, поскольку под предпринимательским руководством Хуана Триппе она сосредоточилась на маршрутах в Карибский бассейн, Центральную и Южную Америку.

Благодаря прямым операциям и дочерним компаниям PAA в конце концов достигла Чили, и хотя F.VIIb / 3m составили костяк ее флота, дефицит подходящих посадочных площадок на континенте и обилие воды привели к тому, что гидросамолеты и летающие лодки также широко использовались. Восьмиместный Sikorsky S-38 стал основным на карибских маршрутах, прежде чем S-40 поступил в эксплуатацию в 1931 году как первый из так называемых "Клипперов’ авиакомпании. PAA была доминирующим перевозчиком США, обслуживающим международные маршруты на юг, но у нее также были амбиции в Атлантическом и Тихоокеанском регионах. Рассматривались совместные трансатлантические полеты с British Overseas Airways Corporation (BOAC), но у британской авиакомпании не было подходящего самолета для такого маршрута.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

22 ноября 1935 года PAA запустила свою первую почтовую службу Сан–Франциско-Манила. В качестве самолта был выбран летающий катер Martin M-130 "Чайна Клипер", рассчитанный на 41 место, этот же тип впервые начал обслуживать пассажиров 21 октября 1936 года.

Тем временем дизайнер Boeing Уэллвуд Билл считал, что у него есть конструкция, которая может соперничать с лодками Martin и Sikorsky на вооружении PAA. Его намерение состояло в том, чтобы машина имела трансатлантическую дальность полета, используя в качестве основы двигатели, хвостовое оперение и крылья бомбардировщика Boeing XB-15.

Компания Boeing представила проект PAA в феврале 1936 года, а 21 июня получила заказ на шесть самолетов плюс шесть вариантов. Обозначенный как Model 314 Clipper, большой "Боинг" впервые совершил полет над Пьюджет-Саундом, штат Вашингтон, 7 июня 1938 года. Он был оснащен коротким оперением и большим рулем направления, которые в совокупности оказались совершенно непригодными для управления направлением, что вынудило летчика-испытателя Эдди Аллена удерживать самолет прямо, используя дифференциальную мощность двигателей Wright R-2600 Double Cyclone.

Впоследствии была опробована конфигурация с двойным оперением, опять же с неудовлетворительными результатами, прежде чем Boeing пришел к компоновке центрального оперения и двух концевых пластин и рулей направления на концах каждого хвостового оперения. При удовлетворительном управлении Управление гражданской авиации получило сертификат и первую поставку в январе 1939 года; к 16 июня все шесть самолетов были в руках PAA. Двум клиперам был назначен маршрут Сан–Франциско -Гонконг, а остальные были предназначены для трансатлантических полетов, испытания которых начнутся 3 марта.

Тем временем PAA переделала шесть вариантов, но внесла изменения, включая более мощные двигатели и изменения в оснащении, чтобы удовлетворить потребности трех дополнительных пассажиров. Компания Boeing обозначила этот разработанный вариант как модель 314A, а PAA впоследствии довела свой более ранний самолет до того же стандарта.

20 мая 1939 года PAA совершила свой первый регулярный трансатлантический авиапочтовый рейс между Нью-Йорком и Марселем, Франция, в то время как второй Clipper отправился на Гавайи. 28 июня Clipper выполнил свой первый пассажирский рейс между Нью-Йорком и Лиссабоном, Португалия, а 8 июля - свой первый рейс в Северную Атлантику из Нью-Йорка в Саутгемптон, Великобритания.

Несомненный потенциал Clipper на маршрутах PAA был исчерпан началом войны, хотя авиакомпания смогла переключить свою эксплуатацию летающих лодок в основном на работу по государственным контрактам. Три новых самолета модели 314A были поставлены BOAC в 1941 году для использования на важнейших трансатлантических маршрутах, и "Клипперы" стали надежными транспортными средствами дальнего действия для президента Франклина Д. Рузвельта и премьер-министра Уинстона Черчилля. Те клиперы, которые пережили войну, были сняты с вооружения PAA в 1946 году, в то время как британские лодки вернулись в США в 1947 году. Все они были переданы эксплуатантам второго звена, и ни один из них не оставался пригодным для полетов очень долго. Их гибель ознаменовала конец эры летающих лодок большой дальности, поскольку наземные самолеты с достаточной дальностью полета для полетов между аэропортами стали более доступными.

Поддержите канал-поставьте лайк