Что изменилось в сочинении ЕГЭ по русскому языку в 2025 году?
14 октября 2024 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2025 по русскому языку с участием Романа Дощинского, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по русскому языку.
Что же говорит о сочинении ЕГЭ по русскому языку Роман Дощинский? Обратимся к тезисам его выступления, которые касаются первого критерия оценивания сочинения: формулировки экзаменуемым ПОЗИЦИИ АВТОРА исходного текста:
1. Проблему, которую поставил автор текста, экзаменуемому не надо формулировать самим. Формулировка проблемы будет предложена в самом 27 задании.
2. Таким образом, 27 задание будет уникальным, неповторимым для каждого варианта, потому что в каждом варианте свой макротекст, и поэтому формулировка проблемы для каждого варианта индивидуальна и не повторяется из варианта в вариант.
3. До этого у нас была стандартизированная формулировка 27 задания. И первая причина, почему разработчики пошли на такой шаг, заключается как раз в том, чтобы воссоединить двух субъектов: пишущего и эксперта.
4. Мы не должны создавать ни для кого проблем: эксперт должен оценивать не все, что подумал экзаменуемый, а исходить из того, какой авторский коридор нам предлагает писатель, тот, кто создавал исходный текст и задумывал ту или иную концепцию для текста. Мы должны двигаться в едином ключе: эксперт и экзаменуемый.
Так как начать сочинение? Этот вопрос постоянно задают дети при написании любого сочинения, обучающего, контрольного, итогового и, тем более, сочинения ЕГЭ!
В данной статье попробую ответить на вопрос, нужно ли в сочинении ЕГЭ в формате 2025 года вступление. До этого года проблему в сочинении ЕГЭ выпускник должен был сформулировать сам, что он и делал во вступлении.
Помним, что сейчас проблема уже указана, и, казалось бы, можно сразу начать с подбора примеров-иллюстраций или с формулировки позиции автора
Что должно быть первым? Спорный вопрос! Об этом позже поговорим.
Мы знаем, что за вступление баллы не предусмотрены. НО!
Сейчас формулировка к заданию для написания сочинения ЕГЭ звучит так:
Сочинение ЕГЭ по русскому языку не может быть оценено высшим баллом, если оно будет написано по готовым шаблонным фразам (как в 9 классе пишут почти все ученики за редким исключением).
На экзамене в 11 классе, даже при регламентированном подходе к сочинению, выпускники должны решать задачу творчески! И только тогда можно рассчитывать на высокие баллы (если, конечно, грамотность не подведёт!).
На мой взгляд, сочинение ЕГЭ 2025 года по русскому языку должно содержать вступление, где мы размышляем о проблеме, указанной в задании. Вернемся к заданию 27:
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?».
Для чего нужно вступление?
- Оно поможет логически правильно построить работу.
- Два варианта из 5, с которыми я вас познакомлю уже содержат пример-аргумент для обоснования собственного отношения к позиции автора. А за это уже можно получить баллы!
Итак, варианты вступления к сочинению ЕГЭ 2025 года по русскому языку!
Теперь поговорим, как применить тот или иной вариант на практике.
Вариант 1*
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Возьмем текст В.П. Катаева из проекта демоверсии ЕГЭ по русскому языку.
Во вступлении можно описать жизненную ситуацию и подвести к формулировке указанной проблемы:
Также во вступлении, вместо описания жизненной ситуации, можно вспомнить литературных героев или известных исторических личностей.
Например, сочинение по тексту В.П. Катаева можно начать так:
Почему первое впечатление может быть обманчивым? Я думаю, для того, чтобы понять человека, узнать его, надо, как в пословице говорится, пуд соли с ним съесть. А мы очень часто судим о людях по их внешнему облику, одежде, манере держаться в обществе. И сразу мне вспоминается Юшка из одноименного рассказа А.П. Платонова: он был мал ростом, худ, вместо бороды у него росли редкие волоски, а глаза были, как подчеркивает автор, белые, как у слепого человека. Всю жизнь он ходил в одном и том же: летом - в порванных штанах и блузе, обувь не носил, зимой надевал еще полушубок, а на ноги - подшитые валенки. И односельчане издевались над ним, подшучивали, иногда даже жестоко и зло. И мало кто знал, какая чистая, благородная душа у этого человека! И, когда Юшка умер, вся деревня пришла проводить его в последний путь... И многим, мне кажется, было стыдно за то, что они не ведали, какой Человек скрывается под этими рваными, старыми одеждами. Вот и В.П. Катаев, рассказывая о наводчике Ковалеве, приводит читателя к мысли о том, что первое впечатление о человеке может быть ошибочным. Обратимся к тексту.
Варианты 2 и 3*
Варианты 4, 5 показаны на рисунке:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вступление к сочинению ЕГЭ по русскому языку необходимо. При определенном подходе к его написанию, вступление может уже содержать обоснование и позиции автора, и собственного отношения к ней. Кроме этого, ученикам именно во вступлении надо обозначить указанную в задании проблему, чтобы потом логически правильно перейти ко всем остальным частям сочинения.
Читайте другие мои материалы по обучению сочинению:
Спасибо за внимание! Тем, кто заинтересовался рисунками в статье, а это слайды из моей презентации, могу совершенно бесплатно выслать Вам редактируемый материал. Для этого Вы можете в комментариях написать адрес электронной почты или дать ссылку на социальную сеть ВКонтакте.
#ЕГЭ по русскому языку #Новая демоверсия ЕГЭ по русскому языку #Сочинение ЕГЭ-2025 #Обучение сочинению ЕГЭ по русскому языку в формате 2025 года