Найти в Дзене

Как найти позицию автора по указанной в задании 27 проблеме? (ЕГЭ по русскому языку 2025 года)

Оглавление

Формулировка 27 задания ЕГЭ по русскому языку изменилась: проблема уже сформулирована!

Как же найти позицию автора по сформулированной в задании проблеме?

Эту презентацию я могу отправить в подарок за комментарий к этой статье!
Эту презентацию я могу отправить в подарок за комментарий к этой статье!

Прежде всего разберемся, что такое ПРОБЛЕМА ТЕКСТА.

  • Если проблема формулируется в форме вопроса (как в демоверсии 2025 года), то позиция автора - это ответ на этот вопрос!
  • Проблемы могут быть оформлены как словосочетания: например, проблема долга, проблема любви.

Во втором случае надо, прочитав внимательно текст ответить на 2 вопроса:

  1. Что хотел сказать автор по этой проблеме?
  2. Как автор относится к ситуации (-ям), которая (-ые) раскрывает проблему, обозначенную в задании 27? Как оценивает поступки героев, на образы которых он опирается при решении этой проблемы?
Взаимосвязь проблемы и позиции автора
Взаимосвязь проблемы и позиции автора

Обратимся к демоверсии 2025 года (ФИПИ):

Формулировка задания 27 ЕГЭ по русскому языку
Формулировка задания 27 ЕГЭ по русскому языку

Разберемся с критериями!

Как видите, по критерию К1 можно получит 1 балл или не получить его вовсе!
Как видите, по критерию К1 можно получит 1 балл или не получить его вовсе!

Это первый балл, который могут получить наши ученики!

О пяти вариантах вступления к сочинению ЕГЭ я рассказывала ранее, но за это не предусмотрено выставление баллов, хотя вступление необходимо для того, чтобы сочинение было логически правильно построенным!

Так как же этот балл получить?

Покажу это на примере текста В.П. Катаева из демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2025 года.

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?».

1. Прежде всего, надо вдуматься в формулировку проблемы!

«Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?».

Для этого выделяем в формулировке ключевые слова:

  1. первое впечатление
  2. обманчивым

2. По ключевым словам определяем тему (о чем текст или часть текста?), к которой относится сформулированная проблема (вопрос автора, который он ставит в тексте).

Здесь тему можно определить так: "Внешность человека"!

Здесь тема связана с образом Ковалева! - Значит, решение проблемы, заявленной в задании, связана с его образом!

3. Затем находим в тексте слова той же тематической группы!

Вот такие слова нашлись!
Вот такие слова нашлись!

4. Значит, именно в этих абзацах можно найти позицию автора по сформулированной в задании проблеме!

5. Определяем стиль текста и режим повествования! От этого зависят способы выражения авторской позиции!

Средства выражения позиции автора в тексте художественного стиля
Средства выражения позиции автора в тексте художественного стиля

Значит, авторская позиция открыто (в самом тексте) НЕ выражена, и надо делать языковой анализ исходного текста. Берем только те абзацы, которые содержат слова одной и той же тематической группы, что и ключевые (в формулировке задания)!

6. Делаем языковой анализ найденных абзацев, обращаем внимание на оценочную лексику, риторические вопросы и восклицания, средства выразительности (эпитеты, метафоры, гиперболы и т.п)!

Вот такие цитаты выделили! Сделав языковой анализ, можно точно сформулировать позицию автора по проблеме, данной в задании 27!
Вот такие цитаты выделили! Сделав языковой анализ, можно точно сформулировать позицию автора по проблеме, данной в задании 27!

В тексте демоверсии ЕГЭ 2025 года это сделать достаточно просто, несмотря на то, что это текст художественный: здесь позиция автора скрыта, и определить её можно только по средствам её выражения!

7. Позиция автора: В.П. Катаев считает, что внешность человека обманчива!

Можно использовать типовые конструкции для формулировки позиции автора по сформулированной в задании проблеме!
Можно использовать типовые конструкции для формулировки позиции автора по сформулированной в задании проблеме!

Конечно, в других текстах реального экзамена определить позицию автора будет намного труднее, хотя кому какой текст попадется! Экзамен всегда лотерея!

Делаем вывод!

Самый эффективный способ сформулировать позицию автора: найти в тексте абзацы со словами той же тематической группы, к которой относятся ключевые слова в формулировке проблемы, обозначенной в задании 27 ЕГЭ по русскому языку 2025 года!

Читайте другие мои материалы по обучению сочинению:

Спасибо за внимание! Тем, кто заинтересовался рисунками в статье, а это слайды из моей презентации, могу совершенно бесплатно выслать Вам редактируемый материал. Для этого Вы можете в комментариях написать адрес электронной почты или дать ссылку на социальную сеть ВКонтакте.

#ЕГЭ по русскому языку #Новая демоверсия ЕГЭ по русскому языку #Сочинение ЕГЭ-2025 #Обучение сочинению ЕГЭ по русскому языку в формате 2025 года

Понравился материал — поставьте лайк! И подписывайтесь на мой канал!