Найти в Дзене

Пояснение примера-иллюстрации к позиции автора = 3 вопроса + 3 ответа // ЕГЭ. Русский язык. Сочинение

Оглавление

Согласитесь, уважаемые коллеги, очень часто бывает так, что, выбрав два примера-иллюстрации к позиции автора, ученик не знает, как их пояснить. Даже нам трудно иногда дается этот шаг, что уж говорить о детях.

Я продолжаю цикл публикаций по обучению сочинению ЕГЭ:

Читайте статьи здесь.

Как же научить одиннадцатиклассников пояснять выбранный для доказательства авторской позиции пример?

Под углом зрения - текст художественного стиля!

Карточка публикации
Карточка публикации

Ученики более-менее правильно выбирают примеры для доказательства позиции автора.

Помните, сначала мы учим их по поставленной в задании проблеме искать позицию автора (подробнее здесь):

  1. для этого надо в самой формулировке проблемы выделить ключевые слова, определить, к какой тематической группе слов они относятся.
  2. Потом найти в тексте отрывки, которые так или иначе соотносятся с ключевыми словами в проблеме.
  3. Только после анализа выбранных фрагментов сформулировать позицию автора (в тексте художественного стиля она не будет заявлена открыто!)

Первый пример-иллюстрация выбран. Его надо включить в текст сочинения или цитатой, или указанием на номер(-а) предложения(-ий), абзацев и т.п., или пересказом и т.д.

Переходим к пояснению примера→

Помним, что дать пояснение к примеру-иллюстрации из художественного текста можно только через

  • разъяснение смысловых составляющих текста,
  • оценку,
  • анализ следующих элементов:
Пояснением к примеру-иллюстрации в тексте художественного стиля могут стать разъяснение смысла, оценивание, анализ следующих элементов
Пояснением к примеру-иллюстрации в тексте художественного стиля могут стать разъяснение смысла, оценивание, анализ следующих элементов

Пояснение к примеру-иллюстрации должно отвечать на следующие вопросы→:

  1. Как этот пример раскрывает позицию автора текста?
  2. Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор в этом фрагменте, чтобы доказать свою точку зрения?
  3. Как помог нам этот пример сформулировать позицию автора?
Презентация к статье или к урокам
Презентация к статье или к урокам

Возьмем 2 примера из текста В.П. Катаева из демоверсии ЕГЭ-2025 по русскому языку. Позицию автора мы сформулировали так:

Автор текста Валентин Петрович Катаев считает, что первое впечатление о человеке может быть обманчивым.

Первый пример-иллюстрация:

Позиция автора отчетливо видна тогда, когда он рассказывает о сержанте Ковалеве: "Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта." Главный герой, Ваня, думает, что внешность солдата была совсем не героическая, Ковалев больше походил на "дедушку", а не на бравого героя.

Переходим к пояснению. Для этого пользуемся алгоритмом для пояснения:

Отвечаем на три вопроса
Отвечаем на три вопроса

Таким образом, ответив на 3 вопроса алгоритма, мы поясняем первый пример-иллюстрацию.

Вот что получилось:

Позиция автора отчетливо видна тогда, когда он рассказывает о сержанте Ковалеве: "Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта." Главный герой, Ваня, думает, что внешность солдата была совсем не героическая, Ковалев больше походил на "дедушку", а не на бравого героя.
В этом фрагменте В.П. Катаев, глядя на Ковалева глазами мальчика, показывает, как внешность человека может не соответствовать внутренним качествам. Ваня, восхищаясь солдатом, невольно думает о том, что по внешнему виду он, скорее, напоминает ему старика, а не героя. Эта антитеза сразу дает читателю представление о том, что люди, впервые видящие Ковалева, не могли по его внешности понять, что перед ними талантливый и смелый человек. Этот пример заставляет нас прийти к выводу о том, что внешность человека зачастую бывает обманчива.

Точно так же пишем пояснение ко второму примеру:

Второй пример:

В следующем абзаце автор говорит о том, что взрослые так же, как и мальчик, сначала видели в Ковалеве только "добродушную, сугубо гражданскую внешность".

Отвечаем на 3 вопроса:

Презентация доступна!
Презентация доступна!

Вот такое пояснение мы написали:

В следующем абзаце автор говорит о том, что взрослые так же, как и мальчик, сначала видели в Ковалеве только "добродушную, сугубо гражданскую внешность".
Это подтверждает, что все, а не только ребенок, не могли поверить, что перед ними герой. Эпитеты"добродушная, сугубо гражданская" помогают читателю представить, что солдат внешне ничем не выделялся среди остальных. Этот пример раскрывает авторскую позицию: первое впечатление о человеке может быть обманчивым.

Так, ответив на три вопроса алгоритма, Вы напишете ПОЯСНЕНИЕ к примерам-иллюстрациям✨✨✨.

Презентация доступна всем желающим, для этого надо написать адрес электронной почты в комментариях к этой статье.

Те подписчики, кому я уже отправляла свои презентации, могут обратиться ко мне напрямую через электронную почту.

Всем спасибо за прочтение!😊(❁´◡`❁)

Понравился материал — поставьте лайк! И подписывайтесь на мой канал!