Согласитесь, уважаемые коллеги, очень часто бывает так, что, выбрав два примера-иллюстрации к позиции автора, ученик не знает, как их пояснить. Даже нам трудно иногда дается этот шаг, что уж говорить о детях.
Я продолжаю цикл публикаций по обучению сочинению ЕГЭ:
Читайте статьи здесь.
Как же научить одиннадцатиклассников пояснять выбранный для доказательства авторской позиции пример?
Под углом зрения - текст художественного стиля!
Ученики более-менее правильно выбирают примеры для доказательства позиции автора.
Помните, сначала мы учим их по поставленной в задании проблеме искать позицию автора (подробнее здесь):
- для этого надо в самой формулировке проблемы выделить ключевые слова, определить, к какой тематической группе слов они относятся.
- Потом найти в тексте отрывки, которые так или иначе соотносятся с ключевыми словами в проблеме.
- Только после анализа выбранных фрагментов сформулировать позицию автора (в тексте художественного стиля она не будет заявлена открыто!)
Первый пример-иллюстрация выбран. Его надо включить в текст сочинения или цитатой, или указанием на номер(-а) предложения(-ий), абзацев и т.п., или пересказом и т.д.
Переходим к пояснению примера→
Помним, что дать пояснение к примеру-иллюстрации из художественного текста можно только через
- разъяснение смысловых составляющих текста,
- оценку,
- анализ следующих элементов:
Пояснение к примеру-иллюстрации должно отвечать на следующие вопросы→:
- Как этот пример раскрывает позицию автора текста?
- Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор в этом фрагменте, чтобы доказать свою точку зрения?
- Как помог нам этот пример сформулировать позицию автора?
Возьмем 2 примера из текста В.П. Катаева из демоверсии ЕГЭ-2025 по русскому языку. Позицию автора мы сформулировали так:
Автор текста Валентин Петрович Катаев считает, что первое впечатление о человеке может быть обманчивым.
Первый пример-иллюстрация:
Позиция автора отчетливо видна тогда, когда он рассказывает о сержанте Ковалеве: "Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта." Главный герой, Ваня, думает, что внешность солдата была совсем не героическая, Ковалев больше походил на "дедушку", а не на бравого героя.
Переходим к пояснению. Для этого пользуемся алгоритмом для пояснения:
Таким образом, ответив на 3 вопроса алгоритма, мы поясняем первый пример-иллюстрацию.
Вот что получилось:
Позиция автора отчетливо видна тогда, когда он рассказывает о сержанте Ковалеве: "Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта." Главный герой, Ваня, думает, что внешность солдата была совсем не героическая, Ковалев больше походил на "дедушку", а не на бравого героя.
В этом фрагменте В.П. Катаев, глядя на Ковалева глазами мальчика, показывает, как внешность человека может не соответствовать внутренним качествам. Ваня, восхищаясь солдатом, невольно думает о том, что по внешнему виду он, скорее, напоминает ему старика, а не героя. Эта антитеза сразу дает читателю представление о том, что люди, впервые видящие Ковалева, не могли по его внешности понять, что перед ними талантливый и смелый человек. Этот пример заставляет нас прийти к выводу о том, что внешность человека зачастую бывает обманчива.
Точно так же пишем пояснение ко второму примеру:
Второй пример:
В следующем абзаце автор говорит о том, что взрослые так же, как и мальчик, сначала видели в Ковалеве только "добродушную, сугубо гражданскую внешность".
Отвечаем на 3 вопроса:
Вот такое пояснение мы написали:
В следующем абзаце автор говорит о том, что взрослые так же, как и мальчик, сначала видели в Ковалеве только "добродушную, сугубо гражданскую внешность".
Это подтверждает, что все, а не только ребенок, не могли поверить, что перед ними герой. Эпитеты"добродушная, сугубо гражданская" помогают читателю представить, что солдат внешне ничем не выделялся среди остальных. Этот пример раскрывает авторскую позицию: первое впечатление о человеке может быть обманчивым.
Так, ответив на три вопроса алгоритма, Вы напишете ПОЯСНЕНИЕ к примерам-иллюстрациям✨✨✨.
Презентация доступна всем желающим, для этого надо написать адрес электронной почты в комментариях к этой статье.
Те подписчики, кому я уже отправляла свои презентации, могут обратиться ко мне напрямую через электронную почту.
Всем спасибо за прочтение!😊(❁´◡`❁)