- Как написать тезис, то есть согласиться, не согласиться, частично согласиться с мнением автора по сформулированной проблеме?
- Как и какие привести аргументы для доказательства собственного мнения?
- Как написать вывод и нужен ли он в сочинении ЕГЭ?
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию презентацию по обучению выпускников правильному обоснованию собственного мнения о позиции автора в сочинении ЕГЭ по русскому языку.
Роман Дощинский, разработчик КИМов ЕГЭ по русскому языку, говорит по поводу обоснования собственного мнения следующее (см. здесь):
За обоснование собственного мнения отныне дается 2 балла. Сами задачи, которые мы поставили ранее, сохраняются:
- тезис приведи,
- обоснуй его,
- привлеки обязательно в обоснование пример-аргумент из своего жизненного, читательского или историко-культурного опыта.
Теперь у нас есть основание более дифференцированно подойти к работам экзаменуемых: 0-1-2 балла.
Тот экзаменуемый, который выполнил все задачи, поставленные перед ним при выражении собственного мнения, тот получит 2 балла. Тот, кто обошелся общими словами и все-таки не достиг уровня примера-аргумента, получит 1 балл.
К примеру, если выпускник, высказываясь по тексту Даниила Гранина об отказе от гида и самостоятельном путешествии по городу, абстрактно пишет, что тоже любит путешествовать, это потянет максимум на 1 балл; если он пишет, что в таком-то году посетил Казань, Санкт-Петербург, Алтай или что-то другое, был там-то и там-то и так далее - такое может потянуть на 2 балла.
Надо отметить, что в сочинении ЕГЭ по русскому языку сохранилось привлечение аргументов для обоснования собственного мнения из трех областей:
- пример-аргумент из жизненного опыта;
- пример-аргумент из читательского опыта;
- пример-аргумент из историко-культурного опыта.
Алгоритм обоснования собственного мнения о позиции автора в сочинении ЕГЭ по русскому языку
- Написать тезис: согласиться, не согласиться или частично согласиться с позицией автора.
- Привести пример-аргумент (он может быть один!) из своего жизненного, читательского или историко-культурного опыта.
Лично я рекомендую ученикам согласиться с мнением автора, так как тексты ЕГЭ - это фрагменты из литературы, истории, культуры, все они проверены временем и содержат раздумья авторов о нравственных проблемах, которые не теряют актуальности и сейчас.
Обратимся к моим статьям по обучению сочинению ЕГЭ:
Итак, позицию автора мы сформулировали так:
В.П. Катаев считает, что первое впечатление о человеке обманчиво.
Идем в соответствии с алгоритмом:
1. Пишем тезис:
Я согласна с позицией Валентина Петровича Катаева: действительно, когда мы впервые видим человека, то судим о нем по внешности, и зачастую ошибаемся. Иногда бывает так, что первое впечатление о человеке совершенно не соответствует его внутренним качествам.
2. Подбираем пример-аргумент. У меня сразу возникла мысль вспомнить исторических деятелей. Таким образом, пример-аргумент у меня будет из историко-культурного опыта:
Вспомним великого главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года Михаила Илларионовича Кутузова, который внешне ничем не выделялся среди военных. Лев Николаевич Толстой, например, в романе "Война и мир" описывает Кутузова как седовласого, очень полного человека с черной повязкой, прикрывающей левый глаз. Согласитесь: совсем непривлекательная внешность! Но мы из истории знаем, что этот человек обладал незаурядным умом, выдающимся военным талантом. Кутузов мог просчитать ход военных действий на несколько шагов вперед и в соответствии с этим выстроить стратегию ведения войны. Об этом свидетельствует победа нашей армии в Бородинском сражении, которое стало началом краха непобедимого, как считали тогда многие люди того времени, Наполеона.
3. Делаем вывод, т.е. пишем заключение.
Как мы видим, внешность Кутузова так же, как и внешность Ковалева, героя текста В.П. Катаева, ничем не примечательна. Однако за обманчивым впечатлением скрывались храброе сердце, ум и смекалка.
В алгоритме этого пункта нет, но я считаю, что если закончить сочинение примером-аргументом, то оно получится логически не завершенным, поэтому настраиваю своих учеников на написание заключения. Это 1-2 предложения, которые ставят своеобразную точку в сочинении.
В последующих статьях об обучении сочинению ЕГЭ детально разберем возможные варианты построения сочинения ЕГЭ по русскому языку, а также "соберем" наше сочинение, которое мы написали по тексту демоверсии ЕГЭ по русскому языку.
Понравился материал — поставьте лайк! И подписывайтесь на мой канал!
#ЕГЭ по русскому языку #Новая демоверсия ЕГЭ по русскому языку #Сочинение ЕГЭ-2025 #Обучение сочинению ЕГЭ по русскому языку в формате 2025 года