Найти в Дзене

КОММЕНТАРИЙ ПО-НОВОМУ: к ПОЗИЦИИ АВТОРА (в сочинении ЕГЭ-2025 по русскому языку) Как учить? Чему учить? (подробная презентация)

Оглавление
Ловите презентацию!
Ловите презентацию!

Сейчас в сочинении ЕГЭ ученики должны комментировать не проблему, а ПОЗИЦИЮ АВТОРА! Презентация "Комментарий к позиции автора" (сочинение ЕГЭ по русскому языку по демоверсии 2025 года) - это пошаговое руководство для учителей и репетиторов по обучению такому виду работы с исходным текстом.

Эта статья - продолжение цикла статей об обучении написанию сочинения ЕГЭ-2025 по русскому языку:

5 вариантов вступления к сочинению ЕГЭ по русскому языку 2025 года. В 2 из них уже есть аргумент для обоснования отношения к позиции автора;

Как найти позицию автора по указанной в задании 27 проблеме? (ЕГЭ по русскому языку 2025 года).

Что значит - прокомментировать позицию автора?

Читаем задание 22, выделяем всё, что сказано про комментарий к позиции автора:

Вот так выглядит фрагмент задания 27, относящийся к комментарию позиции автора.
Вот так выглядит фрагмент задания 27, относящийся к комментарию позиции автора.

Делаем вывод: в комментарии требуется:

  1. привести 2 примера-иллюстрации, важные для понимания позиции автора (рассказчика);
  2. пояснить эти примеры;
  3. указать смысловую связь между примерами-иллюстрациями;
  4. пояснить смысловую связь между примерами.

Далее смотрим, сколько баллов принесет выпускнику комментарий:

Если всё, что требуется, есть в работе, то выпускник получит 3 балла!
Если всё, что требуется, есть в работе, то выпускник получит 3 балла!

Что говорит Р. А. Дощинский, руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по русскому языку, о КОММЕНТАРИИ К ПОЗИЦИИ АВТОРА в видеоконсультации по вопросам подготовки к ЕГЭ-2025 по русскому языку?

Отныне экзаменуемый комментирует авторскую позицию.
Как это сказывается на самой технологии написания сочинения?
Теперь мы открыли самую главную составляющую комментария: дать нам представления, каковы авторские намерения:
о чем думал автор, когда создавал текст,
почему он так строит сюжет,
почему он так сталкивает героев,
почему он подбирает то или иное слово к характеристике персонажа, героя?
Все это теперь - задача комментария: вскрыть авторские намерения. открыть подтекст, то, что, может быть, не лежит на поверхности текста.
При пояснении примера-иллюстрации экзаменуемый должен использовать вот эту терминологию: автор подчеркивает, автор отмечает и т.п.
Фигура автора теперь логически ложится на комментарий, потому что четко сформулирована задача: прокомментировать авторскую позицию - значит показать нам, почему именно так экзаменуемый сформулировал авторскую позицию, как текст подсказал именно такую формулировку.
Далее относительно смысловой связи!
Термин "поясните" более соответствует задачам комментария. Теперь нет иного пути, кроме того, чтобы пояснить нам логическую связь, которую выбрал: пишешь "противопоставлены два примера" поясни, что именно противопоставлено в подобранных примерах. Пишешь "второй пример дополняет", поясни, чего такого не было в первом примере и что было добавлено во втором для создания целостного образа персонажа. То есть нам надо пояснить указанную смысловую связь.

Алгоритм для написания комментария к позиции автора

Для того, чтобы комментарий к позиции автора соответствовал необходимым требованиям, предлагаю воспользоваться всем известным методом "Фишбоун":

Этот метод я применяю и при подготовке к сочинению ОГЭ по русскому языку!
Этот метод я применяю и при подготовке к сочинению ОГЭ по русскому языку!

По тексту демоверсии ЕГЭ по русскому языку - 2025 позицию автора мы сформулировали так: "В.П. Катаев считает, что первое впечатление о человеке может быть обманчивым". Об этом я писала здесь.

1.1. Находим примеры - иллюстрации в тексте В.П. Катаева:

Сначала выясним, что такое ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ:

Пример-иллюстрация - это информация из исходного текста.

Нам надо выбрать примеры для доказательства позиции автора, которую мы уже сформулировали ранее!

В.П. Катаев считает, что первое впечатление о человеке может быть обманчивым.

Как же работать при выборе примеров?

а) Находим самые главные (ключевые) слова в формулировке ПОЗИЦИИ АВТОРА: "первое впечатление о человеке", "обманчивое".

б) Ищем в исходном тексте фрагменты, связанные с ключевыми словами в формулировке позиции автора, а также сигналом будут слова из тематической группы "Внешность человека".

Ловите презентацию!
Ловите презентацию!

В тексте В.П. Катаева мы нашли такие фрагменты:

Фрагменты текста В.П. Катаева для примеров-иллюстраций
Фрагменты текста В.П. Катаева для примеров-иллюстраций
И еще одно предложение, здесь есть слово "преображался"
И еще одно предложение, здесь есть слово "преображался"

1.2. Вводим примеры-иллюстрации в текст сочинения

Существует несколько способов оформления примеров-иллюстраций. Здесь я перечислю те, которые были рекомендованы Федеральным институтом педагогических измерений:

1. Цитирование (прямая речь, косвенная речь, вводные слова)
2. Краткий пересказ фрагмента текста
3. Указание на номер предложения (в предложении 10...)
4. Указание на номер абзаца (в третьем абзаце...)
5. Указание на место в тексте (в начале, в конце и т.п.)

Так как в сочинении важен объем (от 150 слов), то советую выпускникам пользоваться 1 или 2 способом. Например, это первый пример-иллюстрация:

В.П. Катаев считает, что первое впечатление о человеке может быть обманчивым. Эта позиция автора отчетливо видна тогда, когда он рассказывает о сержанте Ковалеве: "Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта." В представлении Вани внешность солдата была совсем не героическая, Ковалев больше походил на "дедушку", а не на бравого героя.

Второй пример-иллюстрация:

В следующем абзаце автор говорит о том, что взрослые так же, как и мальчик, сначала видели в Ковалеве только "добродушную, сугубо гражданскую внешность".

2. Конечно, сразу же после примера-иллюстрации необходимо дать его ПОЯСНЕНИЕ!

Дать пояснение к примеру-иллюстрации - это значит истолковать слова автора в нем, объяснение того, что автор имеет в виду в данном примере.

Первый пример можно пояснить так:

Рассказывая о сержанте Ковалеве, который был лучшим наводчиком фронта, В.П. Катаев показывает, как внешность человека может не соответствовать его внутренним качествам: Ваня, восхищаясь солдатом, невольно думает о том, что по внешнему виду он, скорее, напоминает ему старика, а не героя.

Второй пример поясняем следующим образом:

Говоря об этом, Валентин Петрович Катаев приводит читателя к мысли, что и другие, взрослые, люди, окружающие Ковалева, так же, как и ребенок, считали, что внешность артиллериста, который был "гениальным наводчиком", "истинным героем" войны, обманчива. Нельзя было, глядя на Ковалева, догадаться, что перед нами храбрый, сильный человек, лучший из лучших наводчиков фронта.

3. Смысловую связь между примерами-иллюстрациями лучше указывать после 1 примера. Реже это целесообразно делать после примера 2 (в рекомендациях сказано, что смысловая связь может быть указана в любом месте)

3.1 Сначала выпускникам необходимо показать, какая смысловая связь может быть между примерами-иллюстрациями.

Для определения смысловой связи надо разбить все эти виды на следующие группы:

1. Противопоставление (противительная связь, антитеза, контраст)

Как узнать?
Как узнать?

2. Сравнение, сопоставление

Как узнать?
Как узнать?

3. Причинно-следственные отношения

Как определить?
Как определить?

4. Вопросно-ответные отношения

Как определить?
Как определить?

5. Детализация/ конкретизация/ уточнение

Как определить?
Как определить?

6. Указание на условие

Как определить?
Как определить?

7. Аналогия

Как определить?
Как определить?

8. Уступительные отношения

Как определить?
Как определить?

9. Объяснение

Как определить?
Как определить?

10. Определение

Как определить?
Как определить?

11. Подтверждение

Как определить?
Как определить?

12. Взаимодополнение

Как определить?
Как определить?

Между 1 и 2 примерами-иллюстрациями мы определили смысловую связь так:

Оба примера-иллюстрации, на мой взгляд, гармонично дополняют друг друга, создавая единое смысловое целое.

4. Поясняем смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Текст для слайда взят из этого источника: https://4ege.ru/russkiy/66370-zadanie-27-kak-proanalizirovat-smyslovuju-svjaz-v-kommentarii-k-probleme.html
Текст для слайда взят из этого источника: https://4ege.ru/russkiy/66370-zadanie-27-kak-proanalizirovat-smyslovuju-svjaz-v-kommentarii-k-probleme.html

Мы дали такое пояснение:

Показывая Ковалева глазами ребенка и взрослого, В.П. Катаев подводит читателя к мысли о том, что, действительно, первое впечатление о человеке может быть обманчивым. Внешность Ковалева не соответствует образу солдата-героя как по мнению мальчика, Вани Солнцева, так и по мнению взрослых людей.

Таким образом, КОММЕНТАРИЙ ПОЗИЦИИ АВТОРА в сочинении ЕГЭ-2025 по русскому языку по тексту демоверсии ФИПИ получился таким:

В.П. Катаев считает, что первое впечатление о человеке может быть обманчивым.
Эта позиция автора отчетливо видна тогда, когда он рассказывает о сержанте Ковалеве: "Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта." В представлении Вани внешность солдата была совсем не героическая, Ковалев больше походил на "дедушку", а не на бравого героя. Рассказывая о сержанте, который был лучшим наводчиком фронта, В.П. Катаев показывает, как внешность человека может не соответствовать его внутренним качествам: Ваня, восхищаясь солдатом, невольно думает о том, что по внешнему виду он, скорее, напоминает ему старика, а не героя.
В следующем абзаце автор говорит о том, что взрослые так же, как и мальчик, сначала видели в Ковалеве только "добродушную, сугубо гражданскую внешность". Говоря об этом, Валентин Петрович Катаев приводит читателя к мысли, что и другие, взрослые, люди, окружающие Ковалева, так же, как и ребенок, считали, что внешность артиллериста, который был "гениальным наводчиком", "истинным героем" войны, обманчива. Нельзя было, глядя на Ковалева, догадаться, что перед нами храбрый, сильный человек, лучший из лучших наводчиков фронта.
Оба эти примера-иллюстрации гармонично дополняют друг друга, создавая единое смысловое целое. Показывая Ковалева глазами ребенка и взрослого, В.П. Катаев подводит читателя к мысли о том, что, действительно, первое впечатление о человеке может быть обманчивым. Внешность Ковалева не соответствует образу солдата-героя как по мнению мальчика, Вани Солнцева, так и по мнению взрослых людей.

Спасибо за внимание! Тем, кто заинтересовался рисунками в статье, а это слайды из моей презентации, могу совершенно бесплатно выслать Вам редактируемый материал. Для этого Вы можете в комментариях написать адрес электронной почты или дать ссылку на социальную сеть ВКонтакте.

ВНИМАНИЕ!

В подборке "Сочинение ЕГЭ по русскому языку" Вам доступны следующие материалы:

5 вариантов вступления к сочинению ЕГЭ по русскому языку 2025 года. В 2 из них уже есть аргумент для обоснования отношения к позиции автора

Как найти позицию автора по указанной в задании 27 проблеме? (ЕГЭ по русскому языку 2025 года)

КОММЕНТАРИЙ ПО-НОВОМУ: к ПОЗИЦИИ АВТОРА (в сочинении ЕГЭ-2025 по русскому языку) Как учить? Чему учить? (подробная презентация)

Как определить логическую связь между примерами-иллюстрациями в сочинении ЕГЭ-2025 по русскому языку: ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

Как определить логическую связь между примерами-иллюстрациями в сочинении ЕГЭ-2025 по русскому языку: СРАВНЕНИЕ, СОПОСТАВЛЕНИЕ

Причинно-следственные отношения между примерами-иллюстрациями в сочинении ЕГЭ-2025 по русскому языку

Понравился материал — поставьте лайк! И подписывайтесь на мой канал!

Ваши комментарии и лайки помогают двигаться дальше! Огромное всем спасибо!

#ЕГЭ по русскому языку #Новая демоверсия ЕГЭ по русскому языку #Сочинение ЕГЭ-2025 #Обучение сочинению ЕГЭ по русскому языку в формате 2025 года