Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Первый скоростной (нет) бронеавтомобиль AC light armoured car, 1915

Оглавление

В 1915 году к разработке бронированных автомобилей для ведения боевых действий, наконец-то снизошло Военное министерство Его Королевского величества (до этого постройкой бронемашин занимались Королевские морские военно-воздушные силы). Они представили свой образец лёгкой бронемашины, созданной совместно с автомобильной компанией Autocarriers Ltd (более известной как AC).

AC Light armored car собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
AC Light armored car собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Пока бронеавтомобили создавали «под крылом» ВВС, получались в целом довольно неплохие боевые машины – тот же Rolls-Royce или Lanchester могли считаться даже отличными моделями. Однако «сухопутным пешеходам» тоже хотелось поучаствовать в этом предприятии – с этой целью они и решили создать лёгкую пулемётную машину, главной задачей которой была разведка и почтовое сообщение. То есть, этакая лёгкая машинка, «летучка» с пулемётом и небольшим экипажем.

Однако для её создания необходимо было выбрать шасси – и оно было подобрано почти сразу. В 1912 году маленькая, но очень амбициозная автомобильная компания Autocarriers Ltd. (настоящая известность придёт к ней позже) создала свой спортивный автомобиль под названием «Ten». Своё название «десятка» получила из-за двигателя, мощностью всего в 10 «лошадок». Однако из-за небольшой массы, автомобиль развивал скорость до 70 км/ч! Согласитесь, неплохой показатель для машинки стоимостью всего в сотню фунтов стерлинга?

AC Ten, маленькая прогулочная машинка. Фотография в свободном доступе.
AC Ten, маленькая прогулочная машинка. Фотография в свободном доступе.

Но на этом все преимущества, в принципе, заканчиваются – Военное ведомство к тому времени не обладало даже половиной того опыта, который уже был к тому времени у морских лётчиков. Поэтому они строили свою машину вроде бы и «с пролетарским размахом», но как-то вяло – по большей части работала автокомпания. Они и создавали машинку по чертежам, присланным военными. Получался этакий «уродец» - на лёгкий спортивный кузов надели бронированный корпус, расширив его заднюю часть до размеров, удобных для трёх человек. Какую цель преследовали те, кто это создавал и что употребляли при этом – мне неизвестно.

Построенную машинку гоняли по полигону в Олдершот, что на территории современного Гэмпшира, в Юго-Восточной Англии. Уже тогда стало понятно – автомобильчик перегружен и бегать со скоростью гражданской машины не сможет. Да и с компоновкой возникли серьёзные вопросы – если водителю ещё удавалось как-то контролировать дорогу, то как «работать» в такой обстановке пулемётчику и командиру машины? Сидений в «башне» было в количестве одной штуки, остальным членам экипажа нужно было либо стоять, либо крутиться на месте, когда начинал «работать» башенный стрелок-пулемётчик. По итогу, проект боевой машины от Военного министерства был закрыт уже после нескольких испытаний.

Конструкция

Как я уже говорил выше, бронеавтомобиль был основан на лёгком спортивном автомобиле AC Ten, но с некоторыми изменениями корпуса. И изменения, надо сказать, стали фатальными для всего проекта.

Корпус и бронирование

Бронированный корпус был заменой стандартного, и выполнялся по упрощённой схеме – в нём не было даже несущей рамы, присущей другим бронеавтомобилям того времени. Единственным усиленным местом корпуса (с небольшой рамой) была корма боевой машинки, в которой располагалась «башня». Панели толщиной в 4,2 мм скреплялись между собой клёпками, а к корпусу крепились при помощи хитрых крепёжных элементов.

АС armored car в "боевом" состоянии. Фотография в свободном доступе.
АС armored car в "боевом" состоянии. Фотография в свободном доступе.

На этом, в общем-то бронирование корпуса и важнейших элементов конструкции заканчивалось — никакой защиты не было у ходовой части, особенно у передних колёс и рулевого механизма. А это для боевой колёсной машины едва ли не наивысшей важности элемент — повредить его, значит обездвижить машину. Обездвиженную машину, особенно с такой тонюсенькой бронёй из котельного железа, добить можно очень легко и просто, особенно если учитывать, что у него устанавливалась не башня, а открытое кольцо-барбет с амбразурой для пулемёта.

Вот такая вот не очень качественная фотография - едва ли не единственная возможность показать, как открывался доступ к "башне" бронеавтомобиля. Фотография в свободном доступе.
Вот такая вот не очень качественная фотография - едва ли не единственная возможность показать, как открывался доступ к "башне" бронеавтомобиля. Фотография в свободном доступе.

Теперь поговорим немного о «башне». Как я уже сказал, вместо привычного колпака с щелями для наблюдения, конструкторы решили зачем-то использовать кольцо-барбет. Возможно, это решение было принято для облегчения машины (по некоторым заявлениям, корпус бронеавтомобиля весил всего 275-280 килограмм), а возможно — от непонимания ситуации и назначения машины. В барбете было прорезано отверстие для установки пулемёта (он там никогда так и не был установлен), а само подобие башни приходилось бы крутить при помощи силы ног и спины (не было даже механизма вращения).

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Двигатель в машину традиционно перекочевал без всяких изменений — в броневичке стоял бензиновый рядный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель мощностью аж целых 10 лошадиных сил, соединённый с четырёхскоростной коробкой передач Transaxle. Трансмиссия и коробка передач соединялись в одном корпусе и были непосредственно связующим звеном между двигателем и задним мостом автомобиля. Это, по идее, должно было значительно упростить конструкцию, но на деле вышло всё совсем наоборот.

Двигатель AC Ten мощностью в 10 лошадиных сил был довольно неплохим для маленькой машинки, но не для броневика. Фотография в свободном доступе.
Двигатель AC Ten мощностью в 10 лошадиных сил был довольно неплохим для маленькой машинки, но не для броневика. Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть состояла из двух мостов (задний и передний), соединяемых с рамой посредством простейшей подвески, которая соединяла обе оси автомобиля с рамой. Система амортизации — листовая полуэллиптическая, была достаточно жёсткой для такой маловесной машинки (общий вес вместе с бронёй и экипажем около 1,5 тонн), что мягко говоря, не было комфортным решением. Но благодаря этому, по бездорожью машинка ездила на скорости не более чем 20-25 км/ч, по шоссе — около 35 км/ч. При этом проходимость по рыхлым грунтам у неё была нулевой — сказывались слишком тонкие «шоссейные» колёса.

Вооружение

В качестве основного и единственного вооружения конструкторы предлагали использовать стандартный станковый пулемёт Vickers с водяным охлаждением, в британском калибре .303 British (7.7х54 мм). Нет никаких данных о боекомплекте или возможностей стрельбы из личного оружия через амбразуры в барбете — ведь никакого вооружения на броневик не устанавливали.

При этом я рискну предположить про боекомплект из 6-8 лент по 250 патронов каждая, возможно, несколько гранат. Хотя комбинации могут быть разные — вплоть до дополнительных пулемётов и так далее. В общем, фантазировать можно сколько угодно, ведь нет никаких документов о проекте, да и сама машинка была утилизирована ещё в 1915, когда военные поняли её бесперспективность. Всё, что нам остаётся — это лишь фотографии.

Заключение

Использование легковых автомобилей в качестве базы для бронемашин — плохая затея. Использование для этих целей спортивных автомобилей — идея ещё хуже. Они слишком нежные, чтобы нести реальную пользу на бездорожье в частности, и в армии в целом. Но до этого конструкторам ещё нужно будет немного «дорасти» - в скором времени британцы всё-таки смогут сделать нечто более годное. Но до этого ещё было время.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Авто
5,66 млн интересуются