Когда речь заходит о мощных американских автомобилях, первыми на ум приходят маслкары и внедорожники с моторами V8. Хот-хэтчами больше славятся европейские и японские производители. Но в истории автопрома США было несколько удачных моделей, о которых сейчас мало кто помнит.
Chevrolet Cosworth Vega (1975–1976)
Фото: Mecum
К 1975 году новые федеральные законы о выбросах в США и высокие цены на нефть положили конец захватывающей эре маслкаров. Рынок сместился в сторону более компактных и экономичных моделей, но многие по-прежнему хотели иметь возможность купить мощный автомобиль. Именно это подтолкнуло Chevrolet выпустить помимо Camaro второго поколения с придушенными V8, еще и трехдверный хэтчбек Vega. Новинку оснастили 2,0-литровым мотором, изготовленным специально для него в сотрудничестве с британскими инженерами Cosworth.
Агрегат выдавал всего 110 сил, но мог похвастаться коваными стальными шатунами и коленвалом, коваными алюминиевыми поршнями и электронным впрыском топлива. Кроме того, Cosworth Vega получила усиленную подвеску GT-spec и опциональный дифференциал повышенного трения. Правда, особым спросом хот-хэтч не пользовался. За два полных года удалось продать лишь 3,5 тысячи из запланированных 5 тысяч. Причина – очень высокая цена. Он оказался вдвое дороже обычного Chevrolet Vega.
Shelby Omni GLH-S (1986)
Фото: Mecum
Для многих Shelby ассоциируется с Ford, но легендарный Кэрролл Шелби в 1980-х годах приложил руку и к разработке автомобилей Mopar. Одной из моделей, на которую повлиял Шелби, был Dodge Omni GLH (Goes Like Hell), конкурирующий с Golf GTI и выпускавшийся с 1984 по 1986 год. Хотя маленький 110-сильный хот-хэтч был довольно выдающимся для своего времени, Шелби подумал, что он может сделать его еще более мощным, и купил 500 машин для своего гаража.
Названный GLH-S (Goes Like Hell S'more), этот модернизированный хэтчбек, который продавался под брендом Shelby, получил обновленную подвеску и изготовленные на заказ 15-дюймовые колеса. Под капотом появился новый впускной коллектор и интеркуллер, благодаря чему с 2,2-литрового турбомотора удалось снять 175 л.с. Разгон с места до «сотни» у Shelby Omni GLH-S занимал 6,5 секунды. Позднее Шелби доработал турбину и увеличил мощность двигателя до 205 л.с.
Ford Escort GT Turbo (1983 -1985)
Фото: Mecum
Изначально Ford Escort был ориентирован на европейский рынок, но затем компания начала производство модели и в США. В 1981 году свет увидел мощный Escort SS, который в 1982-м переименовали в Escort GT из-за претензий со стороны Chevrolet. Изначально хэтчбек получил 1,6-литровый двигатель мощностью менее сотни сил, но в 1983 году Ford дополнил агрегат турбокомпрессором, увеличив отдачу до 120 л.с.
Pontiac Sunbird GT (1986-1987)
Фото: Mecum
Для 1982 модельного года Pontiac представил совершенно новый переднеприводный Sunbird. Модель второго поколения получила версии с разным типом кузова, включая трехдверный хэтчбек. Именно на его основе в 1986 году выпустили «заряженный» хэтчбек Sunbird GT с мощным 1,8-литровым турбомотором на 150 сил (203 Нм). Позже агрегат заменили на 2,0-литровый, который развивал 165 сил и 237 Нм. Sunbird GT прожил на рынке до 1993 года, но версию в кузове хэтчбек сняли с производства в 1987 году. Хэтчбеки традиционно не слишком популярны в Америке.
Ford SVT Focus (2002-2004)
Фото: Mecum
Американскую версию Focus первого поколения выпускали в США с 2000 по 2007 год. Тем не менее, когда упоминается ориентированная на производительность версия Focus, первой на ум приходит европейская RS. Однако, самый первый «заряженный» Ford Focus был результатом сотрудничества American Special Vehicles Team (SVT) компании Ford и Special Vehicle Europe (SVE). В Европе он продавался как ST170 Focus, а в США как SVT Focus.
Помимо агрессивного обвеса трехдверный хот-хэтч получил 2,0-литровый мотор Duratec, доработанный специалистами Cosworth. Они заменили поршни, увеличили степень сжатия, установили новую ГБЦ и двухступенчатый впускной коллектор. Все эти изменения привели к увеличению мощности до 170 л.с.