Моя городская бабушка Клавдия Владимировна была женщиной примечательной. Она родилась и выросла в маленькой деревеньке Малый Атмас Черлакского района Омской области, закончила 10 классов в Черлаке и отправилась в Омск учиться. Там её и застала война. На Шинном заводе, где бабушка работала и училась, девушек комсомолок пригласили в новое подразделение войск ПВО, которое формировалось в Омске в основном из женщин. И бабушка пошла Родину защищать. Со своим подразделением участвовала в Сталинградской битве и дошла до Одессы, где её часть и была расквартирована до демобилизации после Победы. У бабушки имеются боевые награды. Она была мелкая и худенькая. Но очень сообразительная, работоспособная и выносливая. В Одессе часть стояла почти два года, и бабушка не теряла времени даром: она прониклась одесской культурой и юмором, научилась готовить и одеваться (даже на дачу ездила при параде: костюм, чулки, туфельки, причёска, небольшой макияж, прозрачные перчатки и ридикюль). 102 года ей сейчас было бы. Нет ни одного дня, чтобы я не вспоминала о ней.
О бабушке писала ТУТ:
Если вы впервые на моем канале, представлюсь. Меня зовут Елена. Мне 51 год. Родом из сибирского города Омска, который нежно люблю. Много лет живу в Москве. Мой блог это скорее журнал, где я пишу о том, что составляет некоторую часть моей жизни: книги, путешествия, фильмы, музыка, спектакли и концерты, рецепты, здоровье, психология, воспоминания о детстве в СССР, истории из жизни, размышления и немного дневниковых записей...
Добро пожаловать!
Ветеранов войны в Омске крае уважали и заботились: бабушка получила дачный участок в черте города, в садоводстве "Яблонька" в Старом Кировске в начале 60-х годов.
Садоводство было небольшим -- четыре аллеи от улицы Мельничной до берега Иртыша. На центральной аллее имелась колонка с водой. Вода там была очень вкусная, питьевая. Сам водопровод был летним, вода подавалась по расписанию два- три раза в неделю на несколько часов. За это время надо было полить весь сад-огород и наполнить бочки для полива овощей, которые нуждаются в воде каждый день -- огурцы, редиска, зелень, перцы.
Поначалу заборы между участками были запрещены, что создавало постоянные конфликты. Соседка бабушки была в@ровкой. Она лазила по чужим участкам в предрассветной тиши, собирала, что получше, и шла с утра на базар. Соседи постоянно жаловались на в@ровку её мужу. Каждый день иной раз скандалы были. Муж её поколачивал, но толку не было никакого. Думаю, что-то у неё с психикой было. Эта семья не нуждалась, у них была 4-комнатная квартира в центре города, у мужа хорошая работа. Бабушка не скандалила и никогда на неё не жаловалась. Просто караулила свой огород и прогоняла её. Когда бабушка уезжала в город по делам, ягоды и огурцы от в@ровки караулила её дачная подружка баба Нюра. Но в@ровка всё равно улучала момент и пакостила: то пионы выкопает, то клубники накопает... Потом поставили заборы -- низкий штакетник, но толку от него было чуть. Зачем забор, если его можно перешагнуть?
Домики в садоводстве были стандартные,щитовые -- коробка площадью метров 10 квадратных под плоской крышей с окном на дачную аллею. В бабушкином дачном домике было чистенько и очень уютно: стены побелены, дощатый потолок и окна были покрашены белой краской, пол покрашен коричневой краской. Окон было три -- по одному на три стороны дома, а с четвёртой стороны дверь в домик с крыльцом.
В домике было много текстиля: на окнах тюль и гардины,на дверном проёме шторы, на полу простенькая ковровая дорожка. Из мебели в домике была панцирная кровать, красиво застеленная покрывалом с подзором и подушками, закрытыми тюлевой накидкой. Всё было старенькое, но очень чистое.
У другого окна стоял диван-книжка. В диване бабушка хранила тёплую рабочую одежду. Между кроватью и диваном у центрального окна стоял маленький столик, застеленный скатертью, с небольшим набором посуды для перекуса и чая и один венский стул. Плиты у бабушки не было, потому что в домике не было места для кухонного уголка. И она на даче не готовила. Привозила термос с чаем и что-нибудь перекусить. Если пересекалась со своей подружкой бабой Нюрой, у которой был керогаз, то наливала себе в термос кипяток из бабынюриного чайника, иногда они скидывались продуктами и варили себе нехитрые супчики на обед или ужин.
В конце бабушкиного участка стоял маленький сарайчик, где бабушка хранила садовый инвентарь. И стоял туалет типа сортир, скрытый от посторонних глаз кустом сирени.
В 80-е годы дачники начали сносить свои щитовые скворечники и строить небольшие кирпичные дачные домики. Некоторые сохранились и по сей день. Этот дом построен в 1982 году.
В 80-е годы в садоводстве сторожа не было -- дачники дежурили по ночам по очереди по нескольку человек. По факту вечером это были посиделки, но по ночам дежурные с фонариками ходили по аллеям садоводства, чтобы не допустить ничего криминального.
Мы с бабушкой на даче жили дружно (мы не ночевали, ездили каждый день и работали с утра до вечера). Даже маленькой девочкой понимала, что ежедневный труд на даче летом, это еда на столе зимой, а зима в Сибири длинная. Поэтому старалась помогать изо всех сил. Бабушка брала меня на дачу не каждый день -- давала отдохнуть, а также не брала в сильную жару и когда было прохладно. Но когда я приезжала, то первым делом убиралась в домике: подметала пол, наливала в маленькое ведёрко воды и мыла пол в домике и крыльцо, вытряхивала небольшой коврик, поправляла вещи, расставляла и развешивала всё по местам, выносила прожариваться на солнышке подушки и одеяла. Помогала бабушке полоть и рыхлить грядки, поливать растения, собирать ягоды, огурцы, помидоры. Зелёные помидоры мы с бабушкой раскладывали в домике под панцирной кроватью на расстеленные газеты, укрывали газетами и стареньким покрывалом. Домой собирались нагруженные -- везли огурцы, помидоры и зелень на консервацию, ягоды на варенья и компоты. Дома у нас с мамой открывал свою работу маленький консервный цех. Мама старалась сделать как можно больше запасов. По выходным мы выезжали на дачу всей семьёй и тоже трудиться. Никаких отдыхов и шашлыков не было -- только труд на грядках. Мама привозила с собой перекус на обед: отварную картошку, яйца, хлеб. Если был сезон редиски, меня могли отправить на рынок к Кировской администрации, до которого было минут 10 ходу за квасом,сметаной и хлебом. И мы могли пообедать окрошкой.
Но вечером строго домой. Кстати среди омских дачников по-прежнему распространена такая практика -- не ночевать на даче. Утром приезжают, поработают, а вечером -- домой.
Дома по приезде с дачи мы не отдыхали: разбирали привезённые овощи и ягоды и всё перерабатывали сразу в этот же вечер, могли до глубокой ночи банки закрывать. Масштабы консервирования моей мамы можно почитать по ссылкам в конце этой публикации.
Что росло на даче в сибирском Омске в 80-е годы прошлого века, расскажу в одной из следующих публикаций.
Всем здоровья,мира и добра!
Другие публикации канала:
Архивные публикации канала:
Доброго дня и отличного настроения!
Берегите себя и своих близких!