По иронии судьбы первый серийный экземпляр Sukhoi Superjet 100 достался не «Аэрофлоту» и вообще, никому из российских перевозчиков. В апреле 2011 года лайнер с бортовым номером 95007 прибыл в Армению, чтобы летать под флагом авиакомпании «Армавиа» из Еревана в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. Впрочем, проработал тот «Суперджет», получивший собственное имя «Юрий Гагарин», недолго ― уже через год он отправился на плановое техобслуживание, да там и остался. Армянская сторона не смогла расплатиться с производителем. А в 2013-м «Армавиа» и вовсе признала себя банкротом.
Сегодня борт 95007 находится на хранении в ЛИК ― Летно-испытательный комплекс «Гражданских самолетов Сухого» в Жуковском, причем без двигателей. Видимо их демонтировали для установки на другие лайнеры
С того торжественного момента прошло более 13 лет ― за это время построили более 230 экземпляров. Увидеть живьем оставшиеся из них можно в основном на внутрироссийских рейсах.
В 2003 году Росавиакосмос провел конкурсный отбор проектов от разных производителей: Ту-414, RRJ-75 и М-60 завода имени В. М. Мясищева. В результате экспертный совет присудил победу «Суперджету» RRJ-75
В двухклассной компоновке самолет вмещает 87 пассажиров, а при уплотнении салона количество кресел увеличивается до 108. Дальность полета SSJ100 составляет 3 048 км, дальнемагистральный вариант LR (Long Range) способен преодолеть без посадки до 4 578 км.
Компоновку «три плюс два» ― по пять кресел в ряд ― позаимствовали у Boeing 717
Примечательно, что на самолете до сих пор используются российско-французские двигатели PowerJet SaM146.
Изначально рассматривались четыре варианта двигателей: Pratt & Whitney PW800, Rolls-Royce BR710, General Electric CF34-8, Snecma/НПО «Сатурн» SaM146. Победил последний
Несмотря на то, что еще в 2022 году EASA (Европейское агентство безопасности полетов) отозвало сертификацию у российских самолетов, в том числе и у SSJ100, он по-прежнему составляет основу парка нескольких российских авиакомпаний.
На сегодняшний день все гражданские операторы Sukhoi Superjet 100 находятся в России, за рубежом «Суперджет» эксплуатируют только военные.
В 2000 году компания «Сухой» подсчитала, что могла бы продать около 800 новых самолетов, причем 35 процентов направлялись в Северную Америку, 25 ― в Европу, 10 ― в Латинскую Америку и 7 ― в Россию и Китай, остальные ― резерв
«Аэрофлот»
Неудивительно, что самым значительным парком SSJ100 владеет крупнейшая авиакомпания России «Аэрофлот». Однако большинство рейсов от имени нацперевозчика выполняет одна из его дочек ― «Россия».
Согласно последним данным, «Россия» эксплуатирует 76 «Суперджетов». По состоянию на июль 2024 года восемь из них выведены из эксплуатации и не летают. Средний возраст самолетов составляет 6,8 лет.
«Аэрофлот» имеет подтвержденный заказ еще на 89 самолетов SSJ 100. Имеется в виду новая «русифицированная» модель SSJ NEW с максимальным импортозамещением, то есть построенная с использованием российских двигателей и многих других компонентов.
Однако в середине 2024 года в «Аэрофлоте» заявили, что хотят отказаться от SSJ100 и Ту-214 в пользу 339 самолетов МС-21.
Правда, и с ними определенности и конкретики по срокам пока не много ― поставки МС-21 вновь отложены.
В 2006 году разработчики решили взять за образец кабину Airbus, и Boeing немедленно вышел из проекта
Red Wings
Сегодня в парке Red Wings 20 самолетов Sukhoi Superjet 100, и ожидается, что вскоре к ним присоединятся еще 15. Помимо этого, компания заказала и встала «в очередь» за 16 экземплярами новых МС-21.
Red Wings эксплуатирует также самолеты Ту-204 и Ту-214, а также три Boeing 777-200ER. Такой гибкий парк позволяет «Красным Крыльям» хозяйничать сразу в нескольких региональных центрах по всей стране.
По заявлениям авиакомпании, в будущем она рассчитывает на лайнеры отечественного производства. При этом в 2016-м Red Wings уже выводила из эксплуатации все свои SSJ100. Пауза продлилась до 2020 года.
Интересно, что в 2021 году Red Wings Airlines была признана самой пунктуальной авиакомпанией в мире. Согласно отчету аналитической компании Cirium, Red Wings обошла такие авторитеты, как Japan Airlines, ANA и испанскую Vueling. 96,18 процентов из 1 812 рейсов авиакомпании прибыли в пункты назначения вовремя.
Тогда в парке российского перевозчика было больше иностранной техники: четыре Airbus A320-200, одиннадцать Airbus A321-200 и два Boeing 777–200.
Из самолетов российского производства значились восемь Sukhoi SJ100 и один Ту-204–100.
После крушения самолета SS100 в международном аэропорту Шереметьево, в результате которого погибли 48 человек, S7 Airlines потребовала от корпорации Sukhoi заменить огнеопасный композитный пол, а затем и вовсе отменила свой заказ
Авиакомпания «Ямал»
«Ямал» ― российский регулярный перевозчик со штаб-квартирой в Салехарде и базовыми аэропортами Салехард, Тюмень, и московский Домодедово. 97,6 процентов акций принадлежит правительству Ямало-Ненецкого автономного округа.
Первые рейсы, начиная с 1997 года, выполнялись на самолетах Як-40.
В настоящее время в авиапарке авиакомпании числятся 14 экземпляров SSJ100, средний возраст которых составляет 7,3 года. Четыре «Суперджета» выведены из эксплуатации.
В числе действующих ― восемь самолетов A320 и три канадских Bombardie Challenger 850 и CRJ200LR. Заказов на новые самолеты нет.
Авиакомпания «Азимут»
Бюджетная авиакомпания «Азимут» с базовыми аэропортами в Ростове-на-Дону и Краснодаре ― один из трех успешных российских лоукостеров наряду с «Победой» и Smartavia.
В эксплуатации у «Азимута» находится 20 самолетов SSJ100, в том числе 18 дальнемагистральных. Их средний возраст составляет чуть более шести лет.
Имеется действующий заказ на три европейских Airbus A220, правда, сроки их поставок уже на исходе. В общем, перспективы стать первым российским эксплуатантом этого типа невелики.
«Газпромавиа»
Самолеты «Газпромавиа» летают по 19 маршрутам, в основном обслуживая нефтегазовую отрасль России. В парке авиакомпании девять штук дальнемагистральных Sukhoi Superjet 100 LR и три Boeing 737.
«Якутия»
Авиакомпания «Якутия» с базовыми аэропортами в Якутске и Внуково обеспечивает транспортное сообщение с удаленными регионами России и соседними странами. Основа парка ― три самолета SSJ100LR.
Авиакомпания также эксплуатирует четыре «Боинга»: два 737–700 и два 737–800.
Маршрут между Санкт-Петербургом и Якутском, выполняемый на 737–700, является одним из самых протяженных маршрутов, выполняемых на самолетах этого типа в мире. 4 831 км «Боинг» преодолевает за 6 часов 20 минут.
Другие пассажирские эксплуатанты SSJ100:
«ИрАэро» ― 7 самолетов;
«Северсталь» ― 4
Некоммерческие операторы «Суперджетов»
Среди некоммерческих эксплуатантов Sukhoi Superjet 100 выделяются Королевские военно-воздушные силы Таиланда, все три их SSJ100 принадлежат правительству страны.
«Суперджетами» также активно пользуются различные российские ведомства, а один такой самолет поступил на вооружение пограничной службы Казахстана.
Примерно 20 лайнеров сейчас простаивают в Мексике. Официально ― «на хранении», реально ― мексиканцы на них давно уже не летают. Выкупить их обратно можно, но, скорее, только в теории:
- в этих самолетах практически уже ничего не осталось, и восстанавливать летную годность в условиях санкций придется долго и мучительно.
- когда Sukhoi Superjet 100 передавали Мексике, не было запрета на пролеты над Европой и США, и дальность в 4 500 км позволяла перелететь через океан через Ирландию и Канаду. Теперь, даже если SSJ каким-то волшебным образом «заведутся», запаса топлива никак не хватит
Проблемы с запчастями и ресурсом
Средний налет Sukhoi Superjet 100 в 2018 году составил 3,6 часа в сутки. Аналогичный по размерам ― 78 пассажиров ― Embraer E170, принадлежащий S7, летал в два раза интенсивнее ― 6 часов в сутки, а Embraer E-190 Pegas Fly на 110 кресел — в среднем 10 часов.
Причина такой большой разницы видна невооруженным глазом ― нехватка и сбои в поставках запчастей, а также проблемы с двигателями PowerJet SaM146. Уже в процессе эксплуатации выяснилось, что вместо заявленных 7 500–8 000 часов, они могут проработать до следующего планового ремонта лишь 1 000–4 000 часов.
По этой причине от SSJ100 в свое время отказались мексиканская Interjet, бельгийская «Brussels Airlines», ирландская CityJet.
Будущее SSJ
Напомним, что авиапредприятия страны получили задание к 2030 году построить более 1 000 отечественных самолетов.
У российских перевозчиков сегодня нет других вариантов, кроме как обновлять авиапарк самолетами отечественного производства, ведь санкции сделали практически невозможным поиск и техническое обслуживание самолетов Airbus и Boeing. Про китайские же модели COMAC и вовсе молчат.
На сегодняшний день ни одна из российских авиакомпаний не эксплуатирует МС-21, просто потому, что его нет. Самолетов Ил-96 летает по стране только 14. Sukhoi Superjet 100, хоть и самый успешный, но тоже не беспроблемный. О нем написано выше. Планы по «Туполеву» ― Ту-204 и Ту-214 ― существуют, посмотрим, что получится у «Тушек» с чисто российской начинкой
По заверению авиационных властей, количество выпущенных Sukhoi Superjet 100 в ближайшие годы значительно увеличится. Но…
Появление и сертификация отечественных двигателей
Первые серийные двигатели ПД-8 ориентировочно появятся в лучшем случае только в следующем, 2025 году. Да и то, при условии успешных испытаний более старшего ПД-14.
В декабре 2023 года двигатель в ходе испытаний «не подтвердил свои характеристики», что требует его доработки
В Объединенной авиастроительной корпорации уже заявили, что из-за высокой стоимости моторов ПД-8 российского производства переоснащение Sukhoi Superjet 100 вполне можно сравнить по деньгам со стоимостью самих самолетов. При остаточной стоимости имеющихся SSJ100 в 500 млн рублей нужно будет потратить на импортозамещение такую же сумму, если не больше.
С другой стороны, несколько десятков двигателей SaM146 находятся в резерве. Правда на обновленные SSJ New их ставить не планируют, они пригодятся лишь для поддержания работоспособности существующего парка. В общем, точно сказать, когда появятся реальные сертифицированные ПД-8, сказать трудно.
Впрочем, перспективы отечественного конкурента Boeing 737 MAX в России ― МС-21 также туманны. Его выход на рынок в очередной раз откладывается. Согласно заявлениям Объединенной авиастроительной корпорации, первые поставки могут начаться не раньше 2025 года, но есть варианты, что «отсрочка» может затянуться и до 2026-го.