Найти в Дзене

Истребитель-бомбардировщик G.91

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Фирма «Фиат» — Италия Первый полет в августе 1956 г.

Самолет спроектирован по заказу и тактико-техническим требованиям НАТО на легкий истребитель-бомбардировщик для ВВС стран НАТО (в основном для Франции, Италии и Германии). Он стал первым боевым самолетом, созданным в рамках совместных программ стран НАТО. Конкурс проектов на новый боевой самолет, объявленный в 1954 г., выиграла итальянская фирма «Фиат». Самолет предназначался, в первую очередь, для нанесения уда-ров по наземным целям в глубине обороны противника, а также задумывался как истребитель, разведчик и учебно-боевой. Он должен быть простым в управлении, неприхотливым в эксплуатации и недорогим в производстве.

По внешнему виду он напоминал американский истребитель F-86, но несколько мень­ших размеров. Через год фирма «Фиат» начала производство по лицензии американского ис­требителя F-86D (первый самолет выпущен в июне 1955 г., построено 230 машин). Первый опытный самолет, получивший обозначение «G.91», был оснащен двигателем «Орфей» 803 фирмы «Бристоль Сиддли». Первый полет самолет совершил 9 августа 1956 г. Во время ис­пытаний, проводившихся во Франции в 1957 г., он выполнил все требования официального технического задания, особенно относительно боевого применения с внешней подвеской с полуподготовленных грунтовых аэродромов. В марте 1957 г. первый прототип разбился из-за флаттера оперения. На испытания вышел второй опытный самолет, совершивший первый полет в июле 1957 г.

После всесторонних испытаний в 1959 г. было начато его серийное производство, кото­рое продолжалось до 1966 г. Самолет был прост по конструкции, легок в управлении и в це­лом положительно утвердил себя в эксплуатации. Впоследствии базовый самолет стал более универсальным в результате внедрения различных вариантов подкрыльевых подвесок и разработки новой тактики боевого применения. Было построено более 600 машин различной модификации. Первой страной, поставившей самолеты G.91 на вооружение своих ВВС, ста­ла Италия, затем Германия. 11 марта 1959 г. было подписано производственно-лицензионное соглашение между фирмой «Фиат» и самолетным объединением «Юг» (куда вошли компа­нии «Мессершмитт», «Дорнье» и «Хейнкель»).

Первой модификацией на базе G.91 стал вариант G.91R — одноместный ударно-разведы­вательный истребитель. Результатом глубокой модернизации стал вариант G.91Y — ударно­-разведывательный истребитель с двумя двигателями. Проектирование его началось в 1965 г., а первый полет состоялся 27 декабря 1966 г. Установка двух двигателей J85-GE-13A взамен одного значительно увеличила тягу (свыше 60%) при минимальном увеличении взлетного веса. Это позволило намного увеличить боевую нагрузку и запас топлива. Летные испытания в целом прошли успешно, и самолет был принят итальянскими ВВС.

Самолет представляет собой моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом и одним двигателем. Угол стреловидности крыла по линии 25% хорд 37°. На верхней поверхно­сти крыла установлены две перегородки, переходящие через переднюю кромку на нижнюю поверхность. Фюзеляж — типа полумонокок, в носовой части которого установлена антенна радиолокатора. Под средней частью фюзеляжа расположены воздушные тормоза, а в хвосто­вой части — контейнер тормозного парашюта.

Модификации самолета:

G.91 — серийный истребитель-бомбардировщик с ТРД «Орфей» ВОг.З;

G.91A — самолет с увеличенным размахом и площадью крыла и дополнительным топли­вом в крыле;

G.91R — самолет-разведчик, вооруженный двумя пулеметами 12,7 МхМ;

G.91T — двухместный учебно-тренировочный самолет с двигателем «Орфей» ВОг.4 тягой 2040 кгс;

G.91Y — одноместный ударно-разведывательный истребитель с двумя двигателями G85- GE-13A.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Поддержите канал-поставьте лайк