Фирма «Фиат» — Италия Первый полет в августе 1956 г.
Самолет спроектирован по заказу и тактико-техническим требованиям НАТО на легкий истребитель-бомбардировщик для ВВС стран НАТО (в основном для Франции, Италии и Германии). Он стал первым боевым самолетом, созданным в рамках совместных программ стран НАТО. Конкурс проектов на новый боевой самолет, объявленный в 1954 г., выиграла итальянская фирма «Фиат». Самолет предназначался, в первую очередь, для нанесения уда-ров по наземным целям в глубине обороны противника, а также задумывался как истребитель, разведчик и учебно-боевой. Он должен быть простым в управлении, неприхотливым в эксплуатации и недорогим в производстве.
По внешнему виду он напоминал американский истребитель F-86, но несколько меньших размеров. Через год фирма «Фиат» начала производство по лицензии американского истребителя F-86D (первый самолет выпущен в июне 1955 г., построено 230 машин). Первый опытный самолет, получивший обозначение «G.91», был оснащен двигателем «Орфей» 803 фирмы «Бристоль Сиддли». Первый полет самолет совершил 9 августа 1956 г. Во время испытаний, проводившихся во Франции в 1957 г., он выполнил все требования официального технического задания, особенно относительно боевого применения с внешней подвеской с полуподготовленных грунтовых аэродромов. В марте 1957 г. первый прототип разбился из-за флаттера оперения. На испытания вышел второй опытный самолет, совершивший первый полет в июле 1957 г.
После всесторонних испытаний в 1959 г. было начато его серийное производство, которое продолжалось до 1966 г. Самолет был прост по конструкции, легок в управлении и в целом положительно утвердил себя в эксплуатации. Впоследствии базовый самолет стал более универсальным в результате внедрения различных вариантов подкрыльевых подвесок и разработки новой тактики боевого применения. Было построено более 600 машин различной модификации. Первой страной, поставившей самолеты G.91 на вооружение своих ВВС, стала Италия, затем Германия. 11 марта 1959 г. было подписано производственно-лицензионное соглашение между фирмой «Фиат» и самолетным объединением «Юг» (куда вошли компании «Мессершмитт», «Дорнье» и «Хейнкель»).
Первой модификацией на базе G.91 стал вариант G.91R — одноместный ударно-разведывательный истребитель. Результатом глубокой модернизации стал вариант G.91Y — ударно-разведывательный истребитель с двумя двигателями. Проектирование его началось в 1965 г., а первый полет состоялся 27 декабря 1966 г. Установка двух двигателей J85-GE-13A взамен одного значительно увеличила тягу (свыше 60%) при минимальном увеличении взлетного веса. Это позволило намного увеличить боевую нагрузку и запас топлива. Летные испытания в целом прошли успешно, и самолет был принят итальянскими ВВС.
Самолет представляет собой моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом и одним двигателем. Угол стреловидности крыла по линии 25% хорд 37°. На верхней поверхности крыла установлены две перегородки, переходящие через переднюю кромку на нижнюю поверхность. Фюзеляж — типа полумонокок, в носовой части которого установлена антенна радиолокатора. Под средней частью фюзеляжа расположены воздушные тормоза, а в хвостовой части — контейнер тормозного парашюта.
Модификации самолета:
G.91 — серийный истребитель-бомбардировщик с ТРД «Орфей» ВОг.З;
G.91A — самолет с увеличенным размахом и площадью крыла и дополнительным топливом в крыле;
G.91R — самолет-разведчик, вооруженный двумя пулеметами 12,7 МхМ;
G.91T — двухместный учебно-тренировочный самолет с двигателем «Орфей» ВОг.4 тягой 2040 кгс;
G.91Y — одноместный ударно-разведывательный истребитель с двумя двигателями G85- GE-13A.
Поддержите канал-поставьте лайк