Найти тему

От мотивации педагогов к мотивации учеников. Как мотивировать детей на учебу

Оглавление

Учителя, педагоги, преподаватели не просто передают знания подрастающему поколению. Важно вместе со знаниями передать мотивацию – пробудить желание применять их на практике, действовать и добиваться целей. Что для этого необходимо сделать? Как педагогам быть сильным самим и вдохновить учеников?

Дмитрий Чешев проводит семинар на Batyrev Camp
Дмитрий Чешев проводит семинар на Batyrev Camp

Во-первых, позаботиться о себе

Все знают принцип: «Наденьте маску сначала на себя, а потом на ребенка». Он работает не только в авиации, но и в педагогике тоже. Мотивация – это прежде всего энергия, эмоции, желание действовать. Невозможно поделиться энергией, если у нас самих нет сил. Поэтому первое с чего нужно начать – позаботиться о том, чтобы ваш уровень жизненной энергии был достаточно высоким. Дети всегда наполнены энергией. Тяжело их вдохновить, если у вас жизненных сил намного меньше.

«Чтобы зажечь других, надо гореть самому» Е.А.Ямбург

Нет правильных и неправильных источников энергии. У каждого свой. Одних заряжает спорт, других литература, кому-то нужно побыть одному, другим, наоборот, оказаться в шумной компании. Важно найти то, что подходит именно вам. Единственный критерий «После занятия этим делом у вас стало больше энергии, чем было до».

Больше всего энергии нам дает занятие, которое максимально непохоже на нашу повседневность. Эта противоположность позволяет нам переключиться, вырваться из обычного контекста. А эффект приключения заставляет наш мозг работать по-новому и хотя бы на время забыть о привычных проблемах и стрессе. Если у вас сидячий образ жизни, то любая физическая активность – отличный источник энергии. Работа с детьми сильно выматывает – побыть одному полезно чтобы восстановить силы. А еще помогает занятия с мелкой моторикой. Мозг отлично переключается.

Даже если вы нашли свой источник энергии и научились приключаться, важно делать это регулярно. В жизни взрослого человека много проблем и сложных периодов. И чаще всего, когда у нас возникают трудности на работе, в семье, в финансах – мы бросаем наше хобби, говорим, что нет времени на спорт. И приходим к тому, что проблемы отнимают наши силы, а то, что может нас зарядить мы не делаем.

Дмитрий Чешев Мотивационный спикер
Дмитрий Чешев Мотивационный спикер

Только увлеченный педагог может увлечь учеников

Интерес и увлеченность – высшая форма мотивации. Если ребенку интересен предмет, учитель или дело, которым он занимается – то его не нужно мотивировать. Он сам будет стремиться к развитию. Но невозможно заразить ученика, если учитель сам не горит своим предметом. Ученики чувствуют, когда вы работаете «для галочки», «на автомате», а когда вы увлечены по-настоящему. Вспомните себя в школе. Какие учителя вас вдохновляли? Наверняка те, которые сами были вдохновлены своим делом.

Увлеченный педагог повышает свою собственную мотивацию. Дальше происходит процесс вовлечения ребенка в обучение. Если это получается, то мотивация вырастает еще сильнее. Нам нравится, когда людям интересно то, чем мы занимаемся.

Мотивация ученика тоже возрастает, когда он делает то, что соответствует его интересам. А это значит, получает от этого удовольствие, энергию - в итоге, показывает более высокие результаты.

Всегда можно найти что-то увлекательное в своей профессии. Я встречал учителей, которые были влюблены в свой предмет, но в учеников не очень. Другие, наоборот, увлечены не преподаваемой дисциплиной, а желанием помочь детям. Кто-то находит интерес в определенных методах обучения и это отзывается у детей. Интерес вовлекает, объединяет, мотивирует.

Добавьте в обучение игры. Геймификация - современный тренд
Добавьте в обучение игры. Геймификация - современный тренд

Игра – как форма мотивации и вовлечения

Мы все любим игры. Тем более дети. Обучение через игру – это проверенная веками практика. Ее широко используют в младших возрастных группах, но чем дети становятся старше, чем серьезнее становятся подходы к обучению. В последнее время геймофикация всего стало трендом. И я предлагаю использовать некоторые подходы в обучении чтобы повысить мотивацию и вовлеченность в процесс.

Не просто так дети много времени проводят за компьютерными играми. Разработчики знают, как увлечь игроков. И мы можем у них этому поучиться.

В каждой игре есть цель. Цель всей игры и промежуточные цели каждого раунда. Каждый игрок знает эти цели. А понимают ли дети цели обучения? Какой промежуточный результат они видят кроме оценки? Понимают ли они как прийти к этим целям? Прояснение целей, планов и действий – важная задача педагога. То, что ему может казаться очевидным не всегда очевидно детям.

Всех очень сильно мотивирует прогресс. В каждой игре участнику понятно – он продвинется вперед или стоит на месте. Он может видеть это наглядно или просто чувствовать. А чувствует ли это ученик? Понимает ли он, что каждый освоенный урок — это движение к цели? Или это просто еще один выученный параграф или сданная контрольная? Легко видеть прогресс, когда есть понятная цель, критерии и обратная связь. Но не всегда ученики осознают, что происходит и куда они идут.

Игра – это всегда вызов. Интересно играть – когда уровень сложности немного выше обычного. Слишком легко не интересно, слишком сложно – тоже. Нас увлекают игры, в которых нужно приложить усилия, но при этом есть понимание, что мы с этим можем справиться.

Давайте ученикам шанс на ошибку. Прелесть компьютерных игр в том, что ты всегда можешь попробовать снова если у тебя не получилось с первого раза. Ведь если возможности ошибиться нет, то уровень стресса сильно возрастает. А это не лучший друг вовлеченности и долгосрочной мотивации. Ошибаться – это хорошо, это не страшно.

В современном мире знания перестали быть ценными сами по себе. Сегодня каждый человек имеет доступ к безграничным источником информации. Изменилась и роль учителя. Сегодня педагогам все сложнее увлечь детей обучением. А это значит, что главной задачей становится мотивация учеников на получение и, самое главное, применение новых знаний.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ В КОММЕНТАРИЯХ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ