Советский самолет Ту-144 рухнул на землю на глазах у 300-тысячной толпы 3 июня 1973 года. Трагедия, унесшая жизни всех членов экипажа, была засекречена, а многие поставили крест на суперлайнере Ту-144.
- В тот день, оторвавшись от земли, самолет, украшенный ливреей "Аэрофлота", взмыл в небо, выделяясь на фоне небес.
- Его задачей было выполнить несколько маневров: пролететь над трибунами, сделать три поворота и вернуться на посадку.
- Подготовка к этому полету, задуманному как демонстрация достижений советского авиастроения, была тщательной, ведь Ту-144, хоть и совершил свой первый полет пять лет назад, до сих пор не использовался для регулярных перевозок.
В середине соперничества за доминирование на рынке быстрого воздушного транспорта, СССР вырвался вперёд, совершив первый полёт на год раньше, чем Франция, несмотря на то, что оба стремились превзойти успех франко-британского "Конкорда". В то время обе страны старались доказать своё превосходство на международном авиасалоне в Ле-Бурже, где их конкуренция была на высшем уровне.
- Управление летательным аппаратом возложили на плечи исключительно квалифицированных лётчиков.
- Команде, возглавляемой заслуженным лётчиком-испытателем и полковником ВВС Михаилом Козловым, было поручено доставить Ту-144 в Ле-Бурже.
- В 15:27 самолёт занял позицию на приготовление к старту на взлётно-посадочной полосе.
Командир выдал знаменательную команду "Поехали", вдавив вперед рычаги тяги двигателя. Спустя две минуты после взлета, совершив энергичный поворот, аппарат начал подниматься выше.
- Однако внезапно, к удивлению присутствующих, Ту-144 неожиданно пошел носом вниз, накренился и начал разваливаться прямо в полете.
- Через несколько мгновений ситуация достигла апогея – разломившись пополам, летательный аппарат вспыхнул.
- Незамедлительно после катастрофы к месту событий, помимо служб спасения, прибыли также гражданские лица.
В составе советской группы, присутствовавшей на мероприятии в Ле-Бурже, находились также агенты службы безопасности. Их задачей было наблюдение за советскими специалистами, особенно в моменты обсуждения деталей советского аппарата.
- Свидетели упоминают, что именно эти агенты быстро приблизились к месту происшествия, занимаясь фотографированием и сбором информации. Информация о произошедшем была скрыта от международного сообщества и советских граждан.
- Позже была представлена официальная точка зрения, согласно которой за катастрофическое падение самолёта, приведшее к его разрушению, был обвинён генерал-майор Бендеров, возглавлявший испытания.
- Бендеров - любитель киносъемки случайно уронил свою камеру на рычаги управления двигателями во время неожиданного маневра. Это могло привести к катастрофическому падению самолета.
Однако бывший командир Ту-154, летчик-испытатель Андрей Шахов, сомневается в версии, что камера напрямую вызвала аварию. Он указывает на то, что в критической ситуации, при минимальной высоте и скорости, экипажу было бы крайне сложно предпринять эффективные действия для спасения ситуации. Это подчеркивает, что даже легкому самолету требуется достаточный запас высоты и скорости для безопасного маневрирования, чего, к сожалению, в данном случае у пилотов не было.
Сразу после происшествия с Ту-144 иностранные спецслужбы начали проникать в тайны расследования. Среди инженеров широко обсуждалась версия, что причиной катастрофы стала поломка в системе управления двигателем.
- Ходили слухи, что именно экземпляр с заводским номером "01-2" был оборудован экспериментальной технологией управления.
- Эта технология представляла собой уникальный "электроусилитель" для штурвала, аналогичный тем, что используются в автомобилях.
- Однако, по утверждениям экспертов, этот новаторский подход не прошёл необходимых испытаний. Несмотря на это, в стремлении продемонстрировать Западу превосходство советской авиации по скорости и лётным качествам, руководство приняло решение отправить на авиасалон в Ле-Бурже именно этот самолёт.
В официальном докладе неожиданно пропали любые упоминания о потенциальных недостатках в конструкции самолета, топливной системе и гидравлике. Эксперты в области авиации не хотят обсуждать исчезновение этих данных, но предполагают, что это могло быть связано с желанием сохранить репутацию авиастроения в Советском Союзе.
Существует версия, что за катастрофой первого Ту-144 стояли иностранные силы, стремившиеся подорвать достижения советской авиации.
- Согласно этим домыслам, агенты из Франции и Великобритании могли быть замаскированы под членов экипажа на авиационном шоу, с задачей вынудить пилотов совершить роковую ошибку.
Эта гипотеза находит частичное подтверждение в неожиданном появлении истребителя "Мираж" непосредственно перед трагедией с советским летательным аппаратом, однако возникает противоречие. Советские секретные агенты были осведомлены не только о регистрационном номере и месте расположения "Миража", но также подробно изучили личные данные пилота и его семьи.
Тем не менее, факт присутствия истребителя, задачей экипажа которого было зафиксировать функционирование передних аэродинамических элементов (так называемых "крылышек"), не нашёл отражения в официальных документах, касающихся аварии.
В конце 70-х, Ту-144, часто упоминаемый как советский аналог "Конкорда", столкнулся с серией неудач. После того как в 1978 году произошла катастрофа с одним из модернизированных самолетов, "Аэрофлот" прекратил использование этих машин, указывая на их производственные недочеты.
- Даже предыдущие попытки продемонстрировать возможности Ту-144 на авиашоу в Ле-Бурже в середине 70-х не были впечатляющими: самолет выполнял полеты без резких маневров и на низкой скорости.
- Попытки усовершенствовать модель в начале 80-х не увенчались успехом — два тестовых полета чуть не закончились катастрофами, что привело к окончательному закрытию проекта.