Для тех, кто выбирает снегоход и думает на чем бы остановиться.
Представьте: морозный зимний день, поездка по берегу Ладоги, и внезапно - треск льда под снегоходом. Нет, это не блокбастер о зимней рыбалке, это моя реальная история на Ладожском озере. Именно в этот момент, когда подо мной трещит лед, а адреналин зашкаливает, я понимаю, насколько важен опыт и правильный выбор техники для зимних поездок.
Но давайте я расскажу, как все начиналось, и почему этот случай на Ладоге стал для меня переломным моментом, настоящим испытанием и уроком. "Держись!" - кричу я товарищу, пытаясь перекричать рев двигателя и треск льда. Мы проваливаемся под лед около берега, и наши снегоходы начинают уходить под воду. Холод пронизывает до костей, но паниковать некогда.
Выбравшись на берег, промокшие и замерзшие, мы оказываемся в настоящей критической ситуации. За бортом -20 градусов, а до ближайшего жилья километры заснеженного пути. Но об окончании истории расскажу чуть позже.
Для тех кто первый раз находится на моем канале… Привет, меня зовут Алексей. За 10 лет езды на снегоходах я прошел путь от чайника до опытного райдера. Этот путь полон ошибок, неожиданных открытий и ценных уроков. Сегодня я делюсь с вами этим опытом.
"Знаешь, сынок," - говорил мне отец, собираясь зимой на очередную рыбалку на Кольском полуострове, - "это не просто рыбалка, это настоящий активный отдых!" Его слова эхом отдаются в моей голове, когда я впервые сажусь за руль снегохода. Передо мной открывается целый мир зимнего экстрима, и я чувствую, как неописуемое восхищение начинает накрывать меня.
Первые шаги в мире снегоходов: как я подружился с Arctic Cat
После долгих раздумий, изучения форумов и рынка, я останавливаю свой выбор на Arctic Cat Bearcat 570 XT. Сжимаю руль своего первого снегохода, и меня переполняет чувство восхищения. С детских лет я не сидел за рулем снегохода. Вот что повлияло на мой выбор:
- Доступная цена. На тот момент снегоход стоил около 300 тысяч рублей, что вписывалось в мой бюджет.
- Надежность. Arctic Cat славится надежными машинами.
- Комфорт. Этот утилитарный снегоход предлагал один из лучших уровней комфорта в своем классе.
- Мощность. Двухтактный двигатель обеспечивает хорошую мощность.
- Сравнение с конкурентами. Я рассматривал Yamaha Viking, но подвеска Arctic Cat более комфортна.
"Это то, что надо!" - думаю я, выезжая в первый раз. Но как я позже понимаю, у этого зверя есть и свои недостатки.
"Урок №1: Первый снегоход - как первая любовь. Ты будешь вспоминать о нем с нежностью, но слава богу, что вы расстались."
Arctic Cat Bearcat 570 XT стал отличной школой и научил меня многому:
- Неприхотливость в обслуживании: снегоход не требовал частых ремонтов, что было большим плюсом для новичка. За все время эксплуатации я лишь поменял стартер и рычаги, пару катков, сделал зарядку гаджетов от USB и выполнил несколько мелких работ.
- Важность комфорта: после 40 минут езды я начал замечать, как сильно утомляет шум двигателя. Это заставило меня задуматься о важности выбора более тихого снегохода в будущем.
- Внимание к деталям: я обнаружил, что рычаги передней подвески легко гнутся при незначительных ударах. Это научило меня быть более внимательным на трассе и лучше выбирать маршрут.
- Экологичность имеет значение: запах выхлопа двухтактного двигателя был довольно сильным, особенно на низких скоростях. Жена отказалась из-за этого ездить со мной. А одежда дома пахла этим выхлопом. Это стало одной из причин, почему я заинтересовался четырехтактными двигателями.
- Расход топлива: от 25 до 40 литров на 100 км – это заставило меня в будущем искать более экономичные модели.
Катался в основном по реке на рыбалку. Делал робкие вылазки в лес по чужим снегоходным трассам. При съезде с трасс в лесу всегда застревал, опыт был ниже нуля.
Эволюция опыта: как я открыл для себя туристический снегоход
После нескольких лет езды на Arctic Cat я понял, что готов к чему-то новому. Я хотел снегоход, который не превращает каждую поездку в испытание на выносливость для моих органов чувств: носа - от запаха, и ушей - от шума. Ну и кошелек, от денег вытекающих на бензин.
"Урок №2: В снегоходном мире важно понимать свои приоритеты. Двухтактный двигатель дает больше мощности, но четырехтактный экономичнее и тише. Выбирай, что важнее для своих поездок."
Следующим снегоходом стал отечественный Stels Витязь. Почему? Потому что за цену одного импортного снегохода я могу купить два Витязя и еще остается на несколько капитальных ремонтов. Экономика должна быть экономной! А эта модель копия БРП, не помню точно модели, но он похож даже внешне на неё.
Витязь учит меня новым трюкам:
- Проходимость: На трассе он идет как по маслу. В лесу - уверенно, но не без сюрпризов. Как говорится, танки грязи не боятся, но иногда застревают.
- Экономичность: Я стал ездить на заправку почти в два раза реже. Теперь у меня остаются деньги не только на бензин, но и на кое что другое!
- Ремонтопригодность: Когда у меня сгорело главное реле, через полчаса, с помощью чата владельцев, я узнаю, что можно переставить реле местами и доехать своим ходом, но без света.
- Универсальность: Пониженная передача позволяет уверенно двигаться в глубоком снегу. Она полезна не только для транспортировки груза.
За первый сезон прошел 5500 км, в последующий 2500. Что можно сказать - я до сих пор кайфую от поездки на нём. Комфорт на высоком уровне. Рычаги передней подвески согнуть невозможно, хотя влетал на поворотах в деревья не один раз.
Контрруление - секретный навык, который изменил мою езду навсегда
Важный момент, о котором я не могу не упомянуть – это навыки управления снегоходом, в частности, контрруление. Я освоил эту технику только через 6 лет после того, как впервые сел за руль снегохода, и сейчас очень жалею, что не научился этому раньше. Поверьте, это полностью меняет ощущения от езды.
Из моих знакомых около 90% не владеют этим навыком, и я могу с уверенностью сказать: истинное наслаждение от снегохода можно испытать только в глубоком снегу, когда машина полностью подчиняется тебе. Это настоящий кайф! Поэтому мой совет всем: учитесь контррулению как можно раньше. Это откроет вам новый мир возможностей и удовольствия от езды.
Промокшие ночью на берегу Ладоги
Обещанное завершение истории. К счастью, мой рюкзак со снаряжением остался сухим. "Ну что, Санек, сейчас проверим, чему нас жизнь научила," - говорю я, доставая пилу и средство для розжига костра, термос, домкрат, лебедку и сухую одежду. Я меня был полностью заряженный фонарь и телефон, мы нашли место где связь ловила и вызвали подмогу.
В похожих ситуациях я с детства бывал не раз. Я знал как не уйти в неконтролируемую панику. Не тот пропал кто в беду попал, а тот пропал кто духом упал. Тем более когда у тебя все есть для экстремальных ситуаций :)
Мы проводим целую ночь на берегу Ладожского озера, борясь с холодом и ожидая помощи. Каждый час кажется вечностью, но мы не сдаемся. Только к утру следующего дня мы возвращаемся домой. Этот случай становится поворотным моментом в моем подходе к снегоходным путешествиям и безопасности.
Ладога научила. Почему я начал искать второй снегоход
Несмотря на все преимущества Витязя, я столкнулся с серьезной проблемой - тяжелым весом. Если бы на Ладоге у меня был снегоход легче на 200 кг, лёд бы выдержал более легкий вес. Так же движение по новым маршрутам оказывается невероятно трудоемким.
Для поездок в компании - то что надо. Но эти поездки у меня не вызывают восторга. Мои знакомые катаются по выходным группами - змейкой. Первый впереди, остальные нюхают друг у друга выхлопные газы, двухтактных у нас много снегоходов. Катаются по накатанным трассам или лесным дорогам с приличной скоростью.
В первый год я был рад что нашел единомышленников, а потом понял, что такие покатушки радости не приносят. В поездке на скорости обзор сужается, видишь только дорогу и больше ничего. Стал кататься один - прокладывая новые маршруты и самое главное не туда куда кто-то хочет, а куда хочу я.
В таких поездках я рассчитываю только на себя, свои силы и опыт. И мне это чертовски нравится. Это подпитывает меня энергией, которую я использую для бизнеса. Если будет интересно, пишите в комментариях, могу более подробно раскрыть эту тему. Но сейчас не об этом.
Представьте: я еду по, казалось бы, нетронутой снежной целине, мечтаю о новых горизонтах, и вдруг - бац! - ручей или канава! И снегоход проваливается "по самое не хочу". Или наезжает на пень, ну или не справляюсь с управлением на склоне и снегоход переворачивается. И вот я уже не бравый исследователь, а грустный снеговик с лопатой и домкратом в руках.
Доставать снегоход из снега несколько раз за одну поездку становится обычным делом. Каждый такой случай отнимает около пары часов времени и уйму энергии, чтобы выбраться. Бывают ситуации посерьезнее, когда вытаскивание снегохода превращается в настоящий блокбастер.
Постепенно тяга к исследованиям новых маршрутов начинает пропадать. Мечты о свободном передвижении по зимнему бездорожью разбиваются о суровую реальность застреваний и изнурительных попыток выбраться. Я стал тщательнее выбирать маршруты.
После всех этих испытаний я понял, что мне нужно что-то более легкое и маневренное. Снегоход, который позволит исследовать новые локации без постоянного риска застрять и потратить полдня на спасательные работы. Ведь именно опасения застрять и терять энергию, сильно ограничивал моё передвижение и убивали желание открывать новые маршруты. А их в сотни раз больше, чем укатанных трасс. А по ним я уже катал не один год и они мне порядком надоели. Хотелось романтики :)
Если интересно, смотрите видео. В этом пухляке я застрял на Витязе за день до доставки снегохода Сталкер:
Как нашел Сталкер
Я делюсь своими мыслями в чате владельцев снегоходов. Там дают ценную наводку - советуют обратиться к Дмитрию Бардину. Оказывается, Бардин занимается созданием уникальных снегоходов - делает комбинацию гусеничного блока от горного снегохода с легким четырехтактным двигателем на воздушном охлаждением.
Это решение обещает объединить лучшее из двух миров - малый вес, проходимость и маневренность. К этому он шел с 2014 года, перепробовав множество концептов. Но последний получился самым интересным. Владельцы Стелс Капитанов знают его по многочисленным видео с решением проблем у этой модели.
Конечно, у меня были опасения. Я боялся получить что-то наподобие Стелс Капитана - снегохода с маломощным двигателем и присущими ему недостатками, которые могли разочаровать. Кто ездил на нем, поймут о чем я. Ведь одно дело - легкость и маневренность, и совсем другое - недостаток мощности, который мог бы ограничить возможности машины. А пересесть с Витязя хотелось на что-то достойное.
Положительные отзывы о работе Дмитрия и его экспертность действительно внушали надежду. Райдеры говорили о его снегоходах как о чем-то особенном, отмечая их маневренность и проходимость даже в сложных условиях.
Один владелец сказал: "Он легкий. На нем можно ехать туда, куда раньше и не думал соваться. И если застрянешь, выбраться гораздо проще. На Витязь после него перестанешь садиться".
Эти слова очень удивили и воодушевили меня, вместе с детальным описанием характеристик будущего легкого снегохода, моментально склонили чашу весов в пользу заказа. Я подумал - это то, что мне нужно. У меня не было оснований не доверять человеку который посоветовал обратиться к Бардину. Я знал его несколько лет, он один из тех людей который научил меня в чате контррулению, зовут его тоже Дмитрий. У него было много снегоходов, в том числе, и Витязь, более мощный туристический БРП и даже горный снегоход.
Я понимал, что каждый день без нового снегохода - это упущенные возможности. Поэтому решение пришло быстро: я хотел кататься сейчас, а не когда-то в будущем. Без лишних колебаний я связался с Бардиным и оформил заказ на два снегохода - один для себя, другой для друга. У него был Капитан и ему очень не хватало мощности мотора, что сильно ограничивало его поездки. Теперь оставалось только с нетерпением ждать возможности опробовать новые машины в деле.
Легкий снегоход для серьезных задач
Легкий, маневренный, с отличной проходимостью - так описывали Сталкер. Поначалу я отнесся к этим характеристикам скептически. Как может относительно небольшой снегоход превзойти мой проверенный тяжелый агрегат? Однако, как часто бывает в мире техники, компактность и продуманная конструкция могут дать неожиданные преимущества.
"Урок №3: Характеристики снегохода важнее его размеров. Оптимальное сочетание веса, мощности и конструкции может дать неожиданно высокие результаты в реальных условиях эксплуатации."
Туристический снегоход эндуро для загородного отдыха
Почему туристический и эндуро? Потому что на нем можно спокойно путешествовать, а эндуро - потому что проходит без проблем там, где более старшие модели могут пройти с трудом. Если вы пройдете сложный маршрут на туристе/утилите и на Сталкере, то поймете о чем я. Сталкер полностью изменил мое представление о снегоходах. За 1200 км я понял несколько важных вещей:
- Легкий вес и маневренность. Всего 180 кг позволяют в одиночку вытащить снегоход из большинства сложных ситуаций. Это прощает многие ошибки и экономит силы. В 99% случаев я вытаскиваю снегоход сам, без дополнительных инструментов - часто достаточно слезть со снегохода и просто нажать на газ. Я перестал возить с собой домкрат, лебедку и даже лопату. Со мной только веревка и ножовка, иногда беру секатор.
- Проходимость. Узкая гусеница с большой площадью соприкосновения со снегом, с высокими грунтозацепами обеспечивает отличную плавучесть и проходимость в глубоком снегу. Это позволяет исследовать новые маршруты без предварительного планирования, превращая каждую поездку в настоящее приключение.
- Экономичность. Расход топлива 12-15 литров на 100 км существенно снижает затраты. Это позволяет чаще выезжать и не беспокоиться о высоких расходах на топливо.
- Простое обслуживание. Снегоход надежен и неприхотлив. Бардин вложил в него весь свой опыт, а главное свою душу. Он любит кататься и делал снегоход для себя. А доступность запчастей и их невысокая стоимость позволяют не беспокоиться о возможных поломках, они не высосут весь бюджет из кошелька. Отсутствие страха повредить дорогостоящие узлы дает больше свободы в выборе маршрутов и стиля езды.
Закончил сезон позже всех на три недели, там где уже проваливались тяжелые снегоходы, я проезжал без проблем. Есть интересные видео сделанные весной в лесу и на болотах, на тяжелом я бы туда ни за что в жизни бы не поехал. А на Сталкере - легко.
Видео по теме. Можно посмотреть как Сталкер проходит пухляк по сравнению с Витязем, который просто в нем завяз, о чем показывал выше:
К началу сезона 2025 закажу вторую версию Сталкер, с нетерпением жду следующего сезона. Интересно и то, что мой туристический Витязь сейчас практически не используется. Катался всего 2 раза, на длительную дистанцию и когда катались с женой на двух снегоходах. Легкий снегоход захватил мое внимание новыми возможностями.
Снегоход настолько легкий, что я могу управлять каждым наклоном не вывешивая все тело в сторону наклона, как на туристе. И мое мнение, что отрабатывать навыки управления на нем в сотни раз практичнее, чем на более мощных и тяжелых моделях.
Заключение: уроки десятилетнего опыта
За 10 лет в мире снегоходов я прошел путь от "чайника" до опытного райдера. Этот путь научил меня многому, и теперь я хочу поделиться с вами главными выводами:
- Нет универсального решения: Каждый снегоход хорош для своих задач. Arctic Cat был отличным стартом, Stels Витязь показал преимущества отечественного производства для комфортных длительных поездок, а Сталкер открыл новые горизонты для исследований.
- Важность опыта: Не бойтесь начинать с менее мощных моделей. Это позволит вам набраться опыта и лучше понять свои потребности.
- Безопасность превыше всего: Всегда имейте с собой необходимое снаряжение и будьте готовы к неожиданностям. Случай на Ладоге показал, насколько важна подготовка.
- Экономия и возможности: Более дешевый в обслуживании и экономичный снегоход позволяет кататься чаще, открывая новые маршруты и впечатления.
- Легкость имеет значение: Легкий снегоход с хорошим двигателем дает свободу исследовать новые территории без страха застрять.
Рекомендации для начинающих
- Определите свои цели: Прежде чем покупать снегоход, четко поймите, для чего он вам нужен. Езда по трассам, глубокий снег или исследование новых маршрутов требуют разных подходов.
- Не гонитесь за мощностью: Начните с менее мощной модели, которая позволит вам научиться управлять безопасно и уверенно. Я знаю людей, которые в первый же день владения мощным снегоходом ломали себе кости. Аварии происходили на больших скоростях.
- Изучайте технику управления: Не повторяйте моей ошибки - уделите время изучению правильной техники управления снегоходом.
- Думайте о будущем: Ваши потребности могут измениться. Выбирайте снегоход, который сможет "расти" вместе с вашими навыками.
- Пробуйте разное: Если есть возможность, протестируйте разные модели перед покупкой. Мой опыт показывает, что реальное ощущение от езды может сильно отличаться от того, что написано в характеристиках.
Помните, каждая поездка - это не просто путешествие по снегу, это путешествие к новому опыту и самопознанию. Неважно, какой снегоход вы выберете, главное - наслаждайтесь каждым зимним моментом и будьте в безопасности.
"Финальный урок: Лучший снегоход - это не тот, который самый мощный или дорогой, а тот, который лучше всего подходит для ваших целей и позволяет вам наслаждаться каждой поездкой."
И вот что я понял за эти годы: по-настоящему комфортные поездки - это когда ты не думаешь о стоимости запчастей твоего снегохода и факторах которые ограничивают передвижение. Это невероятно раскрепощает. Когда ты не боишься, что вот здесь можешь застрять, и не планируешь скрупулезно свой маршрут заранее на навигаторе. Возможность спонтанно свернуть с накатанной трассы, исследовать новый маршрут, не опасаясь последствий - вот что делает зимние путешествия действительно захватывающими. Именно это дает настоящую свободу!
Надеюсь, мой опыт поможет вам сделать правильный выбор и избежать ошибок на вашем снегоходном пути. Удачи на трассах и до встречи в снежных просторах! И помните - настоящая свобода начинается там, где заканчивается страх перед неизвестностью. Так что смелее выбирайте свой идеальный снегоход и отправляйтесь навстречу приключениям!
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что каждый снегоход, которым я владел, был важной частью моего пути. От Arctic Cat, который научил меня основам, через Stels Витязь, показавший мне комфорт длительных поездок, до Сталкера - открывшего новые горизонты машина внесла свой вклад в мое развитие как райдера.
Но самое главное, что я понял за эти годы - дело не столько в самом снегоходе, сколько в тех возможностях, которые он открывает. Это возможность увидеть красоту зимней природы, испытать адреналин от скорости и свободы, почувствовать единение с машиной и окружающим миром.
Так что, какой бы снегоход вы ни выбрали, помните: главное - это радость от езды и те незабываемые моменты, которые вы проведете на снежных просторах. Удачи на трассах и безопасных вам путешествий!
Подписывайтесь на мой блог, там делюсь опытом о технике, которую использую для активного загородного отдыха. Там много лайфхаков и советов, которые помогут расширить вашу зону комфорта.
Напоследок видео. Возможности снегохода Сталкер за 15 секунд. Приятного просмотра!