Найти тему
Вечерняя Казань

Проблемы общественного транспорта в Казани: есть ли свет в конце маршрута?

Оглавление

Многолетние проблемы привели к кризису очень важной для всех казанцев и гостей города сферы – общественного транспорта. Им регулярно пользуются около трети жителей столицы Татарстана.

Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Некогда пример для подражания – так описывают нынешнюю ситуацию с общественным транспортом близкие к сфере эксперты. Со времен реформы транспортной системы прошло уже 20 лет, и теперь автобусы, троллейбусы и трамваи скорее бич Казани.

- Длительное время система общественного городского транспорта Казани считалась передовой в России. К нам приезжали за опытом, жители благодарили за изменения. Однако сегодня запас прочности, созданный благодаря той реформе, закончился. Общественному транспорту необходима поддержка и внимание, – заявил профильный заместитель руководителя исполкома Ильдар Шакиров.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Но сегодня количество жалоб горожан на общественный транспорт Казани выросло на 70 процентов, и тому есть несколько причин.

Дефицит водителей

Во многих крупных городах страны нарастает проблема нехватки водителей общественного транспорта. По самым скромным подсчетам, отрасль недосчитывается трети сотрудников. Казанские чиновники приводят цифры – 678 вакантных мест для водителей на сегодняшний день. Причины просты – работать приходится много, а зарплата оставляет желать лучшего. Многие предпочитают переходить в смежные отрасли: грузовые перевозки, такси, доставку.

В Татарстане на грузоперевозках, по данным исполкома, водители в среднем зарабатывают 200–250 тысяч рублей, тогда как управлять автобусом предлагают за 110 тысяч рублей. Да и эти деньги получают далеко не все.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Инициативы по новым льготам для водителей требуют помощи республиканского правительства. Среди них выдача водителям соципотеки, а также единовременные выплаты за безаварийную работу в транспортном предприятии в течение двух лет в размере 500 тысяч рублей.

«Донорская» техника

Частью кризиса общественного транспорта города помимо нехватки новых единиц техники стали сломанные, изношенные автобусы, а также наземный электротранспорт.

В Казани сегодня работают 606 автобусов, из которых обновления или ремонта требуют 207. Покупка новых, даже в лизинг, многим автотранспортным предприятиям не по карману. Приходится использовать старые автобусы как «доноров» для тех, кто еще более-менее на ходу.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Для решения этой проблемы в 2024 году исполком города планирует закупить 157 новых газовых автобусов «НефАЗ». На условиях софинансирования 39 новых троллейбусов получит Метроэлектротранс.

Инфраструктура электротранспорта изношена

Трамвайные пути, контактные сети, а также кабельные линии электротранспорта Казани работают на пределе своих возможностей. Это понимают и в правительстве республики.

Проблема требует значительных финансовых вливаний как со стороны городского бюджета, так и со стороны республиканского. Свыше 5,1 миллиарда рублей нужно для капитального ремонта 70 километров трамвайных путей, 82 километров контактной сети и 32 километров кабельных линий.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Поэтому городской исполком подготовил проект долгосрочной программы для модернизации этой инфраструктуры. Но решения по этому проекту еще нет.

Транспортникам недоплачивают

Недостаток финансов также является куском проблемного пазла. Исходя из расчетов, сделанных по методике Минтранса России, затраты на перевозку по работающим в городе маршрутам должны составлять 12,7 миллиарда рублей. С продажи билетов покрывается лишь восемь миллиардов рублей.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

При этом ведомство не торопится перекладывать нехватку средств на простых жителей Казани, так как это может привести к росту цены за билет до 55 рублей и дополнительному недовольству горожан.

Дороги всему голова

За последние пять лет Казань получила 84 миллиарда рублей на ровный асфальт, новую разметку и светофоры. Несмотря на такое щедрое финансирование дорог, пробки в городе никуда не делись. В Татарстане наблюдается рост автомобилизации. Все меньше людей пользуется общественным транспортом из-за отсутствия каких-либо положительных изменений в этой области. Если этот тренд сохранится, то, со слов заместителя руководителя исполкома Казани, город просто встанет.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Чиновник отметил, что согласно постулату Льюиса – Могриджа строительство новых дорог приводит к новым пробкам, так как дает четкий сигнал жителям городов, что надо пересаживаться на автомобили. Ведь перемещаться на них по городу стало комфортнее.

Вывод напросился сам: смещение фокуса с развития автодорог на общественный транспорт. Поэтому в числе мер по противодействию автомобилизации Казани есть и инициатива по созданию единого платного парковочного пространства в городе. Хотя пристрастие казанских чиновников к платным парковкам заметили даже водители самих власть имущих.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Не обошлось и без уже работающих в городе мер – выделение автобусных полос, перехватывающие парковки. Но они, как подмечают в городском исполкоме, неэффективны без альтернативы в виде хорошо работающего общественного транспорта. Перехватывающие парковки и вовсе провалились с треском и скорее мертвы, чем живы.

Оптимизация маршрутной сети

В июле этого года частично были реализованы предложения научно-исследовательского института транспорта Москвы по оптимизации сети маршрутов общественного транспорта Казани. Были изменены схемы движения десяти автобусных маршрутов города, что помогло уменьшить выпуск подвижного состава на 60 единиц и снизить дефицит кадров водителей на 120 человек.

Мнения жителей тогда, конечно же, не спросили. Нововведения привели к частым пересадкам, которые
казанцы восприняли в штыки. Пошла волна жалоб от многочисленных горожан, которая не утихла до сих пор.

Но для реализации всех планов, по расчетам одного из ведущих центров НИА, потребуется более 2,3 миллиарда рублей.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Исполкомовские подытоживают: транспортные предприятия продолжают банкротиться, а их базы продаются и меняют профиль работы. Нужно принимать комплексные решения и стимулировать казанцев пользоваться благами общественного транспорта. Для этого необходимо эту отрасль сначала модернизировать во многих аспектах – от введения пересадочных тарифов до закупки новых единиц транспорта.

Автор материала: Павел Наумов