В прошлом материале мы уже разбирались в том, почему самолёты, как правило, красят именно целиком, а не по частям. Найти помещение, где это можно было бы сделать - сложно. Но еще сложнее оборудовать его так, чтобы окраска была качественной.
Я как раз работаю в компании, которая занимается разработкой оборудования для промышленной покраски. Давайте расскажу о том, с какими трудностями приходится столкнуться, если вы захотите покрасить самолёт.
Как происходит покраска самолёта?
Окраску разделяют на первичную и вторичную.
Первичная покраска это случай, когда самолёт буквально только что сошел с конвейера. Металл самолёта сначала обезжиривают, после - наносят слоем грунтовку, а поверх - один или два слоя финишного, лакокрасочного покрытия.
Под вторичной покраской мы понимаем тот случай, когда самолёт необходимо перекрасить. Причин для смены ливреи может быть много.
Например, самолёт продали другой авиакомпании и теперь ей нужно окрасить самолёт под свой бренд.
Также причиной может быть нанесение уникальной, индивидуальной ливреи. Такое бывает, когда самолёт красят под какое-то медиасобытие. Например, такие:
Ну и самая распространённая причина - периодическая покраска, ремонтная, которую называют также техническим обслуживанием лакокрасочного покрытия. Эта процедура необходима для поддержания внешнего вида самолёта, защиты его поверхности от коррозии и других повреждений, а также для соответствия стандартам безопасности.
В таком случае, процесс выглядит примерно также, как и при первичной покраске, но перед этим сначала нужно снять все предыдущие слои и повторить процесс заново.
Обычно, вторичной окраской самолётов сами авиакомпании-перевозчики не занимаются. Как и в случаем с авто, для покраски самолётов есть свои “авто-сервисы”, которые оказывают такие услуги для других авиакомпаний.
Самое крупное предприятие, занимающееся такими услугами в России это предприятие "Спектр-Авиа" в городе Ульяновск.
Это ангар, который начали строить еще в Советском союзе. Он прекрасно выполняет свои задачи. Но прогресс идет вперед, появилось множество других технологий. Давайте поговорим о том, как должен выглядеть “идеальный ангар” сегодня.
Какие технологии используются в покраске самолётов сегодня?
Так как окраска самолётов это такое же коммерческое предприятие, как и любое другое, то и цели оно преследуют такие же.
Те, кто предложит лучший сервис за меньшую цену - соберет наибольшее количество заказчиков. Поэтому, при оборудовании цеха или покрасочной камеры для окраски самолётов, заказчик в первую очередь должен думать о том, как это скажется на конечной стоимости услуг.
Поэтому "идеальный ангар" должен иметь минимальные капитальные затраты, эксплуатационные затраты, иметь высокую пропускную способность и хорошие технологические условия, а также обеспечивать безопасность труда. Каждый сервисный центр для самолётов бьется за то, чтобы достичь этих условий.
Именно эти цели преследуем и мы при реализации наших проектов. И в первую очередь это обеспечивается за счет грамотной вентиляции.
Вентиляция должна справляться с большим количеством задач:
1. Обогрев воздуха - в зимний период это очень важно, ведь поверхность самолёта должна быть комнатной температуры, чтобы покрытия правильно схватывались.
2. Кондиционирование воздуха в жаркую погоду
3. Поддержание влажности - при низкой влажности увеличивается накопление статического электричества. А искра в помещении с взрывоопасным окрасочным туманом это катастрофа
И главное - это удаление окрасочного тумана. При окрасочном тумане опыл начинает неравномерно опадать на разные участки окрашиваемой поверхности и создает неровности, которые заметны невооруженным взглядом. Качество покрытия сильно снижается.
Кроме того, он создает риск взрывоопасных ситуаций. Если концентрация тумана повышена, любая искра может привести к взрыву. Для того, чтобы избежать таких ситуаций, в помещениях также устанавливаются датчики, которые фиксируют, не превышаются ли нормы.
Для этого вентиляция должна обеспечивать ламинарность воздушных потоков. Таким образом, опыл "прибивается" к решетчатому полу, оборудованному специальными вытяжками, которые всасывают и фильтруют краску.
Воздух, подаваемый вентиляцией, также проходит определенный путь! Он подаётся с улицы, очищается, нагнетается, а также предварительно нагревается. В холодное время года воздух также проходит через сотовый увлажнитель воздуха.
Для сокращения расходов на энергию, воздух также проходит рекуперацию. Эта технология позволяет разогревать подаваемый воздух уже нагретым. Таким образом, можно экономить до 40% энергии, расходуемой на нагрев входящего воздуха.
Какие помещения для покраски самолётов бывают?
Строить вентиляцию по всей площади ангара - дорого, кроме того, такая вентиляция будет неэффективно тратить энергетические ресурсы на те участки, где окраска не происходит.
Размеры помещения могут быть разными в зависимости от ожидаемых работ. Если сервисный центр собирается заниматься покраской только узкофюзеляжных, других небольших самолётов - можно обойтись и достаточно крупной покрасочной камерой.
Если планируется окраска больших самолётов - лучше подойдет цех или ангар, где будет проводиться окраска. В таком случае такое крупное помещение тоже нужно специально оборудовать для выполнения работ.
В нашем случае, мы монтируем в цехи и ангары технологию зоны открытой окраски. Вентиляция специальном образом монтируется под потолком, чтобы равномерно обдувать самолёт по всей площади работ.
Как правило, ангары для окраски самолётов имеют большую площадь. При этом сама площадь, где происходят окрасочные работы может занимать всего 10-20% от этого пространства. Для этого в Зонах открытой окраски используется зональная подача и вытяжка воздуха.
Сопла вентиляции могут включаться попеременно в тех участках, где это будет необходимо малярам. Это позволяет кратно снизить количество ресурсов, затрачиваемых на покраску.
Также, иногда, чтобы сократить расходы на вентиляцию, можно изменить геометрию ангара под форму самолётов.
Управление оборудованием происходит с сенсорной ЖК-панели.
Заключение
Об "идеальном ангаре" можно было бы рассказывать на протяжение еще многих статей. Дело в том, что каждое инженерное решение зависит от индивидуальных пожеланий заказчика. Я лишь попытался рассказать о том, какие интересные наработки бывают при разработке оборудования для покраски самолётов.
Многие из описанных технологий и вовсе стали уникальными и единственными на российском рынке после того, как западные компании ушли из нашей страны. Если вам интересно узнать больше о покраске самолётов, обязательно зайдите на наш Youtube-канал. Там много видео на эту тему:
Как я и сказал, для того, чтобы материал не выглядел совсем как рекламный материал, многое оставил за бортом. Но если что-то будет интересно спросить - обязательно пишите об этом в комментариях. Постараюсь ответить!