Так ли уж это важно – что подумают люди? Часто – да. Когда это сопряжено с нарушением социальных норм и правил. Когда этот вопрос возникает, часто он сопровождается чувством вины или стыда, которые не отслеживаются, потому что являются бессознательным содержанием психики.
С одной стороны, эти чувства важны и нужны в психике, так как являются регуляторами поведения в обществе. Они помогают соблюдать социальные нормы и правила, учитывать потребности других людей. Например, во многих культурах воспитанному человеку может быть стыдно не уступить место в общественном транспорте женщине с младенцем. Стыдно обманывать, мошенничать или каким-то способом нарушать закон. Особенности некоторых культур предполагают, что стыдно употреблять алкоголь. Или появляться на пляже в слишком открытой одежде. Или курить. Или разводиться. Эти нюансы проявления стыда основываются на системе ценностей человека и зависят, в первую очередь, от норм и правил того культурного сообщества, в котором человек воспитывался и живет.
Но иногда эти же чувства могут быть разрушительными для человека. Как и в каких случаях это происходит? Чтобы понять это, следует, прежде всего, отделить эти чувства друг от друга. Стыд носит социальный оттенок. Вина же – это более личное чувство. Хотя оба эти чувства объединяет природа их происхождения: для того, чтобы они возникли, нужна обратная связь от других людей. Так, например, когда двухлетний ребенок размазывает кашу по столу – ему явно не стыдно, и чувства вины у него за свое действие не возникает. Но его мама, увидев это его действие, реагирует определенным образом, указывая ему на то, что так делать не принято. И ребенок растет, усваивая эти социальные нормы. Потому что одобрение мамы для него важно, от нее зависит его жизнь. И в дальнейшем он старается так не делать, чтобы не потерять любовь мамы, не быть отверженным. Так, с раннего возраста, ребенок привыкает к тому, что существуют социальные нормы, которые нужно соблюдать. Несоблюдение этих норм может быть по разным причинам не выгодно для него, не комфортно, даже болезненно. Маленький ребенок воспринимает те знания о жизни, которые идут от родителей и от взрослых безоценочно, и делает их своими, помещая внутрь своей психики. Позже на основе таких убеждений у него сформируется подструктура психического аппарата, которую З. Фрейд назвал Супер-Эго. Именно там находятся все нормативы, правила, моральные и нравственные установки. От пластичности или жесткости супер-эго зависит возникновение таких чувств как стыд и вина. Возникновение чувства стыда связано обычно с поверхностными жизненными ситуациями социального плана, когда человек знает, что допустил оплошность. Вина же требует для своего возникновения более серьезной причины. Если человек знает, что поступил по отношению к кому-то разрушительно или несправедливо, причинил боль или обиду.
Получается, что чувства вины и стыда нужны человеку, чтобы он оставался человеком в человеческом сообществе. Наличие этих чувств позволяет личности критично относиться к самому себе. А наличие критики по отношению к своим действиям – важнейший показатель психического здоровья.
Но совсем другая ситуация с этими чувствами возникает, когда они имеют гипертрофированный характер. Если нормальное чувство вины приводит к переосмыслению и изменению своего поведения, то завышенное – к жизненным проблемам, снижению самооценки, формированию различного рода зависимостей, неуверенности в себе, неспособности добиваться целей и так далее. В случае деструктивного чувства вины мысль «а что подумают люди?» заставляет человека поступать нецелесообразно, не адаптивно по отношению к себе и своим потребностям. Она становится буквально поработителем человека, сковывает его свободу мыслей и действий. Личность начинает действовать себе во вред, предает себя, легко подвергается манипуляциям. Чаще всего чересчур развито чувство вины у тех людей, воспитание которых в детстве в основном опиралось на это чувство. Холодные, гиперконтролирующие родители, часто отвергающие своего ребенка, формируют у него готовность быть всегда виноватым в его будущем и позицию жертвы. Чувство вины в этом случае способствует тому, что человек позволяет нарушать свои личные границы, обращаться с собой несправедливо, отдает больше, чем умеет брать. В итоге – легко истощается, привлекает в свою жизнь абьюзеров и манипуляторов. Его «хорошесть» в отношениях с людьми работает против него.
Что делать с этим, если вы узнали в этом описании себя? Первое – принять это как факт. Второе - настроиться на терпеливую работу над собой. Завышенное чувство вины – токсичное чувство, и одномоментно не исчезнет. Для того, чтобы избавиться от гипертрофированных чувств вины и стыда, необходимо определить их происхождение. Третье - вспомните, кто и когда в жизни вызывал в вас это чувство в прошлом. Как часто? Само оно точно не появилось, мы с ним не рождаемся. Четвертый шаг – поработайте со своими ценностями и установками. Берите лист бумаги и пишите: свое и чужое. Важно отделить ваши правила жизни от навязанных вам. Запишите свои главные ценности в жизни. Это важно, поскольку все выборы в жизни определяются вашими ценностями. В том числе и поведенческие. Пятое – начните рефлексировать, отслеживать это чувство каждый раз, когда оно возникнет. И сопоставляйте его возникновение с вашей ценностной шкалой. Это будет возвращать вас обратно в нормальное состояние, если вы «отклонились» от курса и пытаетесь снова проявить неадаптивное по отношению к себе поведение, руководствуясь чувством вины. Всё. Эти пять шагов при постоянном их практическом применении сделают чудеса. Вы избавитесь от ненужной, лишней вины. Улучшите качество жизни. Поверите в себя. Избавитесь от ненужного окружения. Успехов!
Автор: Денисова Анна Ивановна
Психолог, Супервизор, Кандидат психологических наук
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru