Найти тему
av.by

«Или продавай, как BELGEE, или покидай рынок!» Продажи новых машин в Беларуси растут. А что будет с «бэушкой»?

Оглавление

В июле все игроки авторынка традиционно подводят итоги полугодия, а минувшие месяцы вышли как минимум интересными. Редакция av.by уже общалась с представителями разных сегментов автомобильного бизнеса. Сегодня о новых трендах и, разумеется, ценах говорим с официальными дилерами.

О продажах новых авто и лидерах. Рынок оживает?

Первым делом мы обратились к сотрудникам СЗАО «БЕЛДЖИ» — пожалуй, самого массового поставщика и производителя легковых автомобилей в нашей стране. Редакции av.by рассказали, что за первое полугодие (по состоянию на 1 июля) продано 10 197 Geely и BELGEE. В числе ожидаемых бестселлеров — Geely Emgrand с результатом в 3 194 седана, а также кроссоверы BELGEE X50, коих реализована 3 171 единица.

Сергей Варивода, руководитель ООО «Автоцентр на МКАД» и председатель правления БАА (Белорусской автомобильной ассоциации), рассказал, что за полугодие его организацией продано около 900 автомобилей.

— В начале года компания ещё распродавала остатки склада машин марки Chery. С июня 17-летнее партнёрство с этим автопроизводителем прекращено. История сложная, но, к сожалению, вполне обыденная для современного автобизнеса. Техническое обслуживание и ремонт Chery, за исключением гарантийного, продолжим осуществлять ровно до тех пор, пока это будет востребовано со стороны наших клиентов, коих за годы работы набрались многие тысячи.

-2

— Основные продажи приходятся на марку Haval, а безусловным лидером является среднеразмерный городской кроссовер Jolion. Его выбирает практически каждый второй покупатель, — отмечает спикер.

-3

Результатами продаж за первую половину 2024 года поделился также Дмитрий Игнатович, управляющий «Атлант-М Боровая».

— В первую очередь расскажу о компании, которой я управляю: у нас представлены шесть брендов, а лидером среди них в плане продаж являются Geely/BELGEE. Их реализовано 2 500 единиц. Непосредственно как официальный дилер обоих брендов «Атлант-М» в сводной статистике этих марок обеспечивает около 25% продаж.

-4

— Mazda и JAC — автомобили более узких сегментов, и за шесть месяцев реализовали чуть более 150 машин, — продолжает собеседник. — Достаточно бурно развивается сегмент лёгкой коммерческой техники, представленный МАЗ, Ford и Sollers, — свыше 200 экземпляров, однако важнее не цифры, а динамика. Последнее время количество ежемесячных продаж уже переваливает за 50 единиц. В особенности хотелось бы отметить устойчивый спрос на МАЗ и Sollers — новичков нашего портфеля брендов.

-5

«Рынок новых авто почти избавился от дефицита»

Рассуждая о формирующихся тенденциях на рынке новых авто, Сергей Варивода напомнил про обилие препятствий для развития сферы в целом.

— Наблюдается очевидный рост закрытости рынка, ограничений и барьеров практически для всех импортёров. При этом барьеры возникают не только на западной, но и на восточной границе экономической территории страны.

Дилерский импорт слегка подрос, потеснив местное автопроизводство. Но, думаю, потенциал этого роста уже выдохся, а грядущее повышение ставок утилизационного сбора приведёт к сокращению доли импорта, в том числе через территорию иных государств — членов Евразийского экономического союза.

-6

— Модельный ряд Haval в Беларуси сейчас обновляется с той же скоростью, с которой тульский автопроизводитель ставит новые модели на конвейер, — объясняет председатель БАА. — В августе ждём полноразмерный кроссовер F7 New. На китайском рынке он известен под названием Monster. Расширение модельного ряда за счёт импортируемых машин будет осуществляться с оглядкой на вводимые правительством меры защиты внутреннего рынка (имеется в виду повышение ставок утилизационного сбора. — Прим. авт.). Пока рано загадывать о перспективах поставок импортируемых новых моделей в текущем году.

-7

— Можем обратиться к цифрам БАА, — берёт слово Дмитрий Игнатович. — В 2023-м в стране реализовано чуть более 25 408 легковых автомобилей и лёгкой коммерческой техники. В текущем мы за полгода перешагнули отметку 20 тысяч, что говорит об устойчивом росте и нормализации рынка.

Принципиальным отличием нынешнего года от прошлого стало то, что автобизнес почти избавился от дефицита моделей и брендов в разных классах и ценовых сегментах. Мы видим это и по своим компаниям («Атлант-М»), и по конкурентам. Машин достаточное количество на складах, а рынок регулярно добавляет месяц к месяцу. По нашей оценке, годовой результат может превысить 45 тысяч новых авто.

-8

— Сейчас в конкурентной борьбе между автоцентрами и банками дилеры предлагают всё более выгодные условия финпрограмм — как самостоятельно, так и в кооперации с финансовыми организациями. На мой взгляд, мы сегодня в той ситуации, когда предложения становятся лучше и разнообразнее, а положительная тенденция продолжается. Большая доля автомобилей продаётся и в кредит, и в лизинг, но по каждому бренду в отдельности соотношение разное.

-9

— Возможно, не так много производителей из категории малотоннажных авто (LCV), — продолжает Дмитрий Игнатович. — Вдобавок есть фактор утилизационного сбора, который препятствует продаже коммерческой техники иностранной локализации. Плюс ко всему клиенты из этой целевой группы весьма консервативны: требуется много времени, чтобы показать им новые продукты, способные успешно, надёжно и выгодно работать на одном уровне с известными мировыми марками. Присутствует не столько дефицит предложения, сколько отложенный спрос со стороны клиентов, использующих эту технику.

Сейчас бренды, которые представлены у нас (как, возможно, и у конкурентов в целом), закрывают все сегменты и потребности рынка.

-10

«Перекладывание всей суммы утильсбора на потребителя — это вопрос времени»

Не отказались наши спикеры высказаться и о весьма больной для белорусского рынка теме — недавнем повышении утильсбора. Сергей Варивода напомнил, что подобный шаг государства в первую очередь нацелен на защиту местного производства.

— Повышение утилизационного сбора — это всегда проинфляционная мера. В итоге любые расходы импортёра, включая налоги и сборы, оплачивает покупатель. В течение переходного периода автопроизводитель или дилер могут, конечно, «потерпеть» и не перекладывать всю сумму увеличения сбора на потребителя, но это лишь вопрос времени. Ну а растущие цены — всегда сдерживающий фактор для авторынка.

-11

— Что же касается изменений порядка исчисления утилизационного сбора на ввозимые через государства ЕАЭС транспортные средства в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.2024 № 432, то этот механизм ещё не заработал. Да и сомневаюсь, что заработает в принципе как мера защиты внутреннего рынка и пополнения бюджета. Как мера пополнения бюджетов оценщиков — да, тут сомнений нет, — убеждён эксперт.

-12

— Не будем будоражить проинфляционные настроения населения, — оживляет беседу шуткой Сергей Варивода. — Хочу лишь напомнить, что цены на новые легковые автомобили регулируются постановлением правительства № 713.

И любое изменение цены, даже если оно происходит, это, как правило, изменение себестоимости производителя или покупной цены импортёра. Например, цена дилерского импорта зависит от цены зарубежного поставщика и курса соответствующей иностранной валюты.

-13

— Да и в условиях доминирования отечественного автопроизводителя на рынке новых легковых автомобилей с прайсами сильно не забалуешь. Или продавай, как BELGEE, или покидай рынок! Хочу также отметить, что, согласно данным Белстата, стоимость легковых автомобилей с начала года снизилась на 1,17%.

Прайс-индекс по марке Haval, то есть реальное изменение средневзвешенных цен реальных сделок, мы ежемесячно публикуем для всеобщего обозрения на нашем сайте.

По нашим данным, средневзвешенная цена нового Haval за полугодие выросла на 0,81% и составила 89 832 рубля.

-14

— В Беларуси изменение ставок утилизационного сбора произошло в начале второго квартала. Безусловно, если сравнивать легковые автомобили и коммерческую технику, то оказывается, что для последней категории суммы гораздо выше, — отмечает руководитель «Атлант-М Боровая». — Порядка 18—19 тысяч белорусских рублей для машин массой более 3,5 тонны, что немало.

Потому, привлекая новые бренды в коммерческий сегмент, мы изначально делали ставку на МАЗ и Sollers, которые локализованы на территории Таможенного союза, ведь стратегически они не подпадают под данный утилизационный сбор.

Не секрет, что в России уже согласованы этапы поднятия утильсбора, и, предполагаем, Беларусь в этом не будет отставать от страны-соседки. Работа с подобными брендами (производимыми в Таможенном союзе) даёт стратегическое преимущество — техника окажется доступнее для клиентов.

-15

— В целом ситуацию с утилизационным сбором по стране можно охарактеризовать так: в большинстве профильных компаний мы не увидели серьёзных колебаний цен. Наверное, где-то повышение ставок разделили с поставщиками или целиком приняли на себя, чем можно объяснить относительно небольшое изменение прайсов. Хотя в долгосрочной перспективе стоимость авто всё равно будет расти.

-16

— Есть ряд автомобильных брендов, машины которых производятся на территории Таможенного союза. Соседнее государство заинтересовано, чтобы часть из них была локализована в Беларуси.

Если говорить в перспективе нескольких лет, то так или иначе повышение утильсбора будет отражаться на ценах. Потому озвучу тезис, повторяемый нами последние два года: лучшее время для приобретения автомобиля — это сегодня.

Авто из ЕС и США почти не привезти. Ждут ли дилеры наплыв покупателей?

Последние месяцы авто, экспортируемые или провозимые через ЕС транзитом, не пропускают к вывозу через европейскую границу. Более того, увеличивается число запретов и ограничений для провоза ТС. Отразится ли это на рынке новых автомобилей Беларуси? Первым на достаточно спекулятивный вопрос отвечает Сергей Варивода.

-17

«Привозите $3 500, а мы доставим машину в Минск». Какие есть альтернативные пути вывоза американских «битков» из Литвы?

— Насколько я понимаю, вводимые ограничения достаточно быстро предприимчивые люди учатся обходить. В любом запрете наши перекупы найдут лазейку. Вопрос лишь в цене логистики.

А раз так, то надо считать. Ведь, скажем, повышение ставок утилизационного сбора не касается физических лиц. А у дилеров-импортёров существенно увеличит расходы и цены. Льготный ввоз по Указу № 140 тоже никто не отменял.

-18

Малиновка — в зените лета! Какие иномарки ещё можно купить на главном авторынке страны

— Смогут ли освободившуюся аудиторию переманить предложения дилеров?

— Сейчас сложно прогнозировать, в какую сторону сместится баланс на авторынке после введения всех запретов и ограничений на импорт автомобилей по обе стороны границы, как на западе, так и на востоке, — завершает председатель правления БАА. — В общем, отвечаю на ваш вопрос фразой из анекдота: «Смогут. Но кто ж им даст…»

-19

— Традиционно в Беларуси всегда сегмент автомобилей с пробегом был более массовым, нежели новых машин. Хотя в годы изобилия (до 2019-го) рынок достигал показателей 60—70 тысяч проданных дилерами единиц. И это достаточно хорошие цифры, — рассуждает Дмитрий Игнатович. — Есть несколько путей подпитки вторичного рынка: продажа авто, некогда купленных в салонах, а также привоз из зарубежа. Последние годы второй вариант стал популярнее — по разным причинам.

Думаю, сейчас не случится резких колебаний. Вероятно, невозможность подпитки рынка автомобилей с пробегом приведёт к увеличению цен на «вторичке» внутри Беларуси. В свою очередь, это изменит баланс между сегментами новых и бэушных машин.

В долгосрочной перспективе наверняка многие клиенты задумаются насчёт того, чтобы посмотреть в сторону нового продукта — с гарантией и официальной поддержкой.

Подписывайтесь на наши новости в Telegram

Авто
5,66 млн интересуются