Автомобиль - сложный механизм, и иногда он может "заболеть". Раньше для постановки диагноза приходилось везти машину в сервис, предварительно согласовав удобное время, и для сервиса и для вас. Но сейчас все изменилось! Современные автомобили снабжены "говорящим" мозгом - компьютером, который хранит информацию о работе всех систем. И вы можете "услышать" ее самостоятельно, используя специальный сканер, подключаемый к OBD-разъему.
Что такое OBD-разъем?
OBD (On-Board Diagnostics) - это стандартный разъем, который присутствует на всех автомобилях, выпущенных после 1996 года. Этот разъем предназначен для подключения сканеров, которые считывают данные с компьютера автомобиля.
Но, история компьютерной диагностики началась намного раньше, в 1968 году, когда всем известная компания VW представила первую компьютерную систему с возможностью диагностирования. Спустя 10 лет, компания Datsun также представила свою OBD систему, хоть и с ограниченными возможностями.
В 1980 году уже компания GM представила свой фирменный интерфейс и протокол, способные обеспечивать диагностику двигателя через интерфейс RS-232 или, проще говоря, путем мигания контрольной лампочки двигателя, что хоть и не было очень удобным, но уже существенно упрощало диагностику.
Но, к 1988 году, сообщество автомобильных инженеров (SAE) решили навести порядок в компьютерной диагностике и потребовали стандартизации как самого разъема, так и набора диагностических средств, и в 91 году был представлен стандартизированный разъем OBD I.
Спустя всего 5 лет, в 96 году, на свет появилась вторая версия интерфейса - OBDII. Связано это было прежде всего с желанием проводить всестороннее тестирование выбросов, уже тогда начинали поднимать вопросы экологии.
Значимых различий у интерфейсов OBD I и OBDII на самом деле достаточно много, но основной из них, это то, что во второй версии интерфейса появились стандартизация диагностических кодов неисправностей (DTCS).
Что можно узнать с помощью сканера?
Сканер может "прочитать" информацию о многих параметрах работы вашего автомобиля, в том числе:
Ошибки двигателя
Сканер может определить код ошибки, который указывает на неисправность в системе управления двигателем. Это может быть неисправность датчика кислорода, датчика расхода воздуха, датчика позиции дроссельной заслонки и многих других компонентов.
Параметры двигателя
Сканер может отобразить показания датчиков, таких как температура охлаждающей жидкости, давление масла, скорость вращения двигателя, положение дроссельной заслонки и многое другое.
Ошибки трансмиссии
Для автомобилей с автоматической коробкой передач сканер может определить код ошибки, который указывает на неисправность в системе управления коробкой передач.
Ошибки системы ABS
Сканер может определить код ошибки, который указывает на неисправность в системе антиблокировочной системы тормозов.
Ошибки системы SRS
Сканер может определить код ошибки, который указывает на неисправность в системе безопасности (подушки безопасности).
Когда нужна диагностика?
Как правило, к диагностике прибегают при возникновении проблем в поведении автомобиля или ошибке (check engine) на панели приборов. Но если вы следите за своим автомобилем, диагностика его состоянии, даже без видимых причин, явно не будет лишней, особенно, если вы собираетесь в дальнюю поездку.
Сколько стоит в сервисах?
Стоимость услуги в автосервисах могут отличаться, в зависимости от уровня сервиса и региона, например для Москвы, на текущий момент, это 1000 - 1500 рублей. После диагностики вам распечатают список ошибок (если они есть) и предложат варианты устранения неисправностей, либо более детальной диагностики.
Простая диагностика доступна каждому
Для самостоятельной диагностики вашего автомобиля вам потребуется приобрести специальный сканер. Сканеры продаются в многих интернет-магазинах, автомагазинах и конечно на маркетплейсах. Цена на сканеры может варьироваться в зависимости от функциональности и конкретной модели. Для простого считывания кодов ошибок достаточно недорогого сканера, а для более глубокой диагностики могут потребоваться более профессиональные модели.
Я приобрел себе (второй раз) самый простой и распространенный вариант ELM327.
Первый был приобретен на предыдущий автомобиль, благодаря нему смог выявить и решить некоторые вопросы в работе автомобиля, а также, в жару, следить за температурой коробки, т.к. автомобиль имел свои особенности перегрева коробки.
Как использовать сканер?
Пользоваться сканером довольно просто. Вставьте его в OBD-разъем, включите зажигание. Мой сканер работает через беспроводной bluetooth интерфейс. Устанавливаем в ваш смартфон одно из многочисленных приложений для работы с OBD сканерами, например Car Scanner ELM, OBD Mary, Torque, OBD Harry и многие другие. Приложения имею разный интерфейс и функционал, наверняка сможете подобрать что-то для себя и своего авто.
После запуска, настраиваете bluetooth соединение с вашим сканером, выбираете модель вашего авто и можно начинать диагностику.
Что делать после диагностики?
После того как вы провели диагностику, вы можете получить код ошибки - числовой код, который указывает на конкретную неисправность, а иногда сканер может предоставить краткое описание ошибки.
Если описания нет - его всегда можно найти в интернете, по коду ошибки.
Преимущества диагностики с помощью сканера
Диагностика с помощью сканера может помочь вам выявить неисправность до того, как вы обратитесь в сервис, что может снизить стоимость ремонта. Например, из моей практики, выявил ошибку проблему с топливной системой, в результате чего, проверив свечи, стало понятно что их давно пора было заменить. Купив хорошие свечи по наиболее привлекательной цене, я полностью устранил ошибку. А мог бы оплатить диагностику в автосервисе + свечи поставили бы по цене сервиса.
Диагностика с помощью сканера - это удобный и доступный способ контролировать состояние вашего автомобиля. С помощью сканера вы можете своевременно выявить неисправности и предотвратить серьезные поломки. Это поможет вам сэкономить деньги и время, а также увеличит безопасность вашей езды.