В работе многих людей все чаще возникает такой синдром как 'Выгорание', который далее ведет к апатии и далее к бессилию.
Чаще всего этот синдром касается тех людей, которые работают в социальной сфере.
Скажу по своему пройденному 7-летнему опыту работы в HR-направлении - выгорание врывается внезапно в осознание, когда психика начинает затрачивать значительное количество ресурсов на обработку процессов.
Правда это "Внезапно" постепенно накапливается. А что накапливается? Правильно - злость.
Есть такой механизм защиты нашей психики, который называется - ретрофлексия. Говоря простым языком - тот импульс, который направляется на внешний мир, тормозится и разворачивается на человека, который его удержал. Тем самым мы направляем импульс во вред себе, что сказывается на нашем эмоциональном и телесном факторе.
Злость - это эмоция здорового человека, которая направлена на реализацию тех или иных потребностей из окружающей среды. Когда мы не реализуем потребность - мы злимся.
Что касается выгорания в социальных профессиях, то злимся мы на людей, но ввиду тех или иных специфик, мы не можем сказать об этом прямо, так как в лучшем случае получим выговор от начальства, а в худшем - увольнение.
Злость в свою очередь никуда не уходит, она копится, мы ее заедаем, запиваем или ходим в тренажерный зал. Последнее вообще в целом как по мне неплохой вариант сублимации злости, хотя не является лучшим решением.
По моим наблюдениям симптомы выгорания т.е. удержанной злости прослеживаются в психосоматическом спектре через головную боль, напряжения в ладонях, иногда в горле.
По самочувствию наблюдается апатия, усталость, печаль. Усталость появляется из-за того, что психике необходимо тратить энергию для удержания злости, а не на удовлетворение потребности, выставления границ - отсюда и "высосанное" состояние.
Лучший вариант, чтобы выйти из выгорания, выработать опору, выстроить границы - это личная работа с терапевтом и большая работа над собой.
Хочу поделиться наблюдениями из своего опыта, что лично мне помогало снизить последствия данного синдрома:
1. Больше осуществлять заботы о себе, например после работы можно занять себя тем досугом, который больше всего вас расслабляет и дарит положительные эмоции.
2. Для того, чтобы научиться работать со злостью, будет хорошим вариантом поработать над собственной опорой - возьмите ручку и бумагу, распишите те вещи в которых вы сильно по своей работе, меня лично это всегда выручало в прошлом.
3. Когда вы о себе позаботились, нашли опору, можно подумать о том, что бы вы действительно хотели от своего руководства, работы - важно осознать что вызывает вашу злость, которую вы удерживаете в себе.
4. Как по мне для злости очень важно подобрать форму, которая будет экологична для всех участников. Возможно по ту сторону вас могут не услышать, но если вы сформулируете запрос например - Я злюсь, потому что...., мне бы хотелось вот так...., что мы можем для этого вместе сделать...? и выскажите его тому, кому он полагается, то вам может стать полегче и вы сможете обозначить оппоненту свои границы.
Скорее всего вам не пойдут на встречу, но выслушают и вы выговорите то, что удержали и сохраните свои границы на нужном вам уровне.
Не забывайте, что апатия, которая возникает - это защитная реакция психики на стресс, а стресс удерживается в теле, когда злость не высвобождается, а удерживается. Обозначьте свою опору в себе и вы сможете осознать свои границы и либо вы настроите необходимые вам отношения на работе, либо просто найдете другое место, где будут удовлетворены ваши потребности.
Автор: Ломтев Станислав Олегович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru