У меня уже были права категории "А", но при езде на собственном мотоцикле ждал неприятный сюрприз. Оказалось, поворот на скорости движения для ДОП очень сильно отличается от поворота на скоростях учебной площадки. У меня было две опасных ситуации. В первый раз я решил повернуть на 50 км/ч под углом в 90 градусов и понял, что не могу этого сделать. Это была деревня, транспорта не было и мотоцикл просто выехал в картофельное поле. Повезло, что не была глубокого кювета. Второй раз я ехал слишком быстро в затяжном повороте по асфальту и понял, что медленно приближаюсь к внешнему краю дороги. И опять ничего не мог поделать. В этот раз мне повезло, что поворот закончился и удалось выехать по самой кромке асфальта. В обоих случаях внутри сработал психологический барьер, который мешал сильнее наклонить мотоцикл.
После этого я пошёл на нормальные мотокурсы, где учат ездить, а не права получать. С тренером отработал наклон мотоцикла в повороте: круг за кругом, всё ниже и ниже, что под конец от вращений аж голова закружилась.
Когда не вписываешься в поворот первый важный момент - это смотреть на выход из поворота. Очень важно не залипнуть взглядом на обочине. Куда смотришь - туда едешь. Навык "смотреть куда хочешь попасть" нужно постоянно тренировать, потому что в момент опасности рефлекторно цепляешься глазами за то, чего боишься. Надо в спокойное время вырабатывать в себе правильную привычку отводить взгляд от опасности. Это контринтуитивный навык.
Второй важный момент, когда не вписываешься в поворот возникает желание притормозить и сбросить скорость. Это опасно! Проблема в том, что мотоцикл при этом будет стремиться встать вертикально и будет выпрямлять траекторию движения. Это значит, что при торможении в повороте, мы ещё быстрее начинаем из него вылетать. Либо держим газ ровным и сильнее наклоняем байк. Либо можно даже плавно добавить газа, так как более сильный наклон требует большего центростремительного ускорения, а значит нужна больше скорость. Ещё один парадокс для интуиции - увеличить скорость, чтобы вписаться в поворот.
Торможение в повороте, как и набор газа требуют особой аккуратности. Если представить что у шин предельное сцепление с асфальтом равно 100 баллам, то в повороте часть этого запаса расходуется на удержание мотоцикла в наклоне. А значит на ускорение или торможение остаётся 80 баллов, или 40, а может даже только 20. Всё зависит от скорости, угла наклона и качества поверхности дороги. Усилие, с которым ты тормозишь или разгоняешься в вертикальном положении, может легко привезти к срыву колеса в повороте.
Третий важный момент, нужно помнить, что мотоцикл наклоняется контррулением. Попытки поворачивать руль в сторону поворота приведут к борьбе с мотоциклом, потере управления и аварии. Так что толкаем руль от себя в сторону противоположную повороту, и мотоцикл сам сильнее наклонится.
В-четвёртых, правильно выбирайте траекторию движения в повороте. Не пытайтесь срезать поворот. Начинайте от внешнего края, вдоль которого едьте максимально долго, сколько возможно. Когда увидите выход из поворота, поворачивайте к нему , проезжая через внутренний край дороги и снова к внешнему краю. Это сделает траекторию более плавной. Пример нарисован на картинке сверху, а также можно найти подробный фильм Кейта Кода, оно есть в открытом доступе.
Ну и самое главное, ехать с такой скоростью, которая позволяет твоим навыкам легко вписаться в поворот. Если место занкомое, то уже знаешь, как быстро можешь ехать. Если поворот неизвестный, да ещё и закрытый, то сбрасываем скорость так, чтобы можно было вписаться куда угодно. В видео ниже ведь были знаки - впереди крутой поворот и сбросьте скорость до 30 км/ч!
Проблема вписаться в поворот очень частая причина мотоаварий. Здесь видно, что байкер начал активно тормозить в повороте и это ему не помогло.
А вот и упражнения, по отработке наклона мотоцикла:
Другие статьи на канале:
Популярное на канале
Мотофилософия
Мотобезопасность
Мотокино
Мотостихи
Мотокниги
Присоединяйтесь к чату канала Moto_Ogr в телеграмме
t.me/...hat
t.me/...ogr