С наступлением осени на автомобильном рынке России ожидаются значительные перемены. Правительство объявило о планах повышения утилизационного сбора, что неминуемо скажется на стоимости новых автомобилей иностранных брендов. Новые правила вступят в силу с 1 октября 2024 года, и уже сейчас проект проходит стадию общественных обсуждений. Если его утвердят, изменения начнутся немедленно.
Причины и цели повышения утилизационного сбора
Утилизационный сбор — это плата за переработку старых автомобилей, которая направлена на экологическую защиту. В последние годы правительство России активно использует этот механизм для регулирования автомобильного рынка. Основная цель текущего повышения — поддержка отечественных автопроизводителей и стимулирование локализации производства.
Для автомобилей с двигателями объемом до 2 литров размер сбора увеличится с 306 до 556 тысяч рублей. По прогнозам, к 2025 году эта сумма вырастет до 667 тысяч рублей, в 2026 году — до 800,8 тысяч рублей, а к 2030 году составит около 1,17 миллиона рублей.
Влияние на рынок
Повышение утилизационного сбора вызовет рост цен на импортные автомобили, что сделает их менее конкурентоспособными по сравнению с отечественными аналогами. Это создаст дополнительные стимулы для иностранных производителей организовать сборку своих моделей в России.
Компании, уже имеющие локализованное производство, такие как АвтоВАЗ, УАЗ, Haval, «Москвич» и Evolute, могут рассчитывать на компенсации от государства, что позволит им избежать значительного повышения цен. В то время как полностью импортируемые автомобили неизбежно подорожают, поскольку на них льготы не распространяются.
Реакция отечественных автопроизводителей
АвтоВАЗ, один из крупнейших автопроизводителей в России, уже объявил о возможном повышении цен на свои автомобили в августе или сентябре этого года. Однако компания подчеркивает, что это связано с инфляционными процессами, а не с утилизационным сбором. При этом, базовые модели, скорее всего, останутся доступными по прежним ценам.
Текущий модельный ряд и цены АвтоВАЗ:
- Lada Granta (от 699 900 руб.)
- Lada Vesta (от 1 239 900 руб.)
- Lada Largus (от 1 660 000 руб.)
- Lada Niva Legend (от 981 000 руб.)
- Lada Niva Travel (от 1 269 000 руб.)
Другие отечественные производители, такие как УАЗ, также не планируют значительных изменений цен на свою продукцию в ближайшее время. Представитель компании осторожно заявил, что корректировка цен будет зависеть от рыночной ситуации и инфляционных процессов.
Текущий модельный ряд и цены УАЗ:
- Патриот (от 1 530 000 руб.)
- Пикап (от 1 555 000 руб.)
- Хантер (от 1 210 000 руб.)
- семейство СГР (от 1 230 000 руб.)
- грузовики Профи (от 1 585 000 руб.)
Реакция иностранных автопроизводителей:
- Компания «Jetour» предупредила о возможном росте цен на свои автомобили из-за увеличения утилизационного сбора. Изменения в стоимости китайских автомобилей могут произойти уже этой осенью.
- Компания GAC, не имеющая производственных мощностей в России, выразила готовность внимательно следить за ситуацией, связанной с увеличением утилизационного сбора. В пресс-релизе сообщается, что окончательное решение о корректировке цен будет принято после официального опубликования соответствующего постановления правительства.
- Компания FAW также внимательно следит за текущей ситуацией, но пока не комментировала вероятность повышения цен, пообещав информировать о любых изменениях в будущем.
- На заводе в Минске под брендом Belgee производятся модели, адаптированные от китайской компании Geely. Несмотря на увеличение утилизационного сбора, компания надеется сохранить прежние цены на свои автомобили, рассчитывая на меры государственной поддержки для локализованных товаров.
На данный момент официальных заявлений от таких брендов, как Chery, Geely, Haval, Changan и Exeed, нет.
Однако, возможно, их молчание связано с вероятным повышением цен.
В заключении
Повышение утилизационного сбора в России — это важный шаг в направлении поддержки отечественной автомобильной промышленности. Данный шаг создаст благоприятные условия для развития местного производства и снизит зависимость от импорта.
Однако для конечных потребителей это может означать рост цен на автомобили. В такой ситуации потребителям стоит внимательно следить за изменениями на рынке и принимать взвешенные решения при покупке нового автомобиля.
Я считаю, что АвтоВАЗу оказывается слишком много поддержки, из-за чего они обленились и не хотят нечего делать кроме повышения цен. Однако сейчас существует новость о создании компанией АвтоВАЗ турбо-мотора, но об этом расскажу уже в следующей статье.
Поделитесь своими мыслями в комментариях!