Как работает «закон лимона» в США«Закон лимона» (Lemon Law) представляет собой защитный механизм для потребителей, позволяющий возвращать автомобили (или другие товары) производителю в случае, если возникают повторяющиеся серьезные неисправности, которые не удается устранить после нескольких попыток ремонта. Поломки могут быть совершенно разные: связанные с двигателем, трансмиссией, тормозами, рулевым управлением и так далее.Почему законы называются «лимонными»? Хотя многие виды продукции могут быть дефектными, термин «лимон» чаще всего используется для описания дефектных транспортных средств, таких как легковые автомобили, грузовики и мотоциклы. Потому что у машины, которая в первый год покупки постоянно ломается, – «кислый привкус». Имеется в виду, что автомобиль имеет серьезный производственный дефект. История одного G-wagonКарина из США в прошлом году приобрела премиальный G-wagon, да еще и в эксклюзивной покраске. Такой автомобиль на рынке США может стоить от $200 000. Но не прошло и нескольких месяцев, как автомобиль сломался.– Я очень хотела именно такой автомобиль, и если я «залимоню» сейчас этот, то новый такой же мне придется долго ждать. А мне искренне нравится именно эта машина, – говорит автовладелица.В первый раз автомобиль стал беспокоить хозяйку спустя три месяца после покупки. Карина отдала свой новенький G-wagon в сервис. Там он пробыл около 5 дней, и его вернули уже в исправном состоянии. Но девушка радовалась недолго, потому что через некоторое время поломка повторилась. Карина отдала авто в сервис, но проблема возникла снова. На четвертый раз уже в самом сервисе Карине посоветовали вернуть автомобиль согласно действующему в штате «закону лимона». Работает это так: вы возвращаете автомобиль продавцу, а он компенсирует полную стоимость на день покупки.Основные положения «закона лимона»:Потребитель имеет право вернуть автомобиль производителю, если после трех попыток ремонта определенная проблема не была устранена.Возврат возможен в течение определенного времени с момента покупки (обычно в первые несколько лет) и при определенном пробеге (например, до 60 тысяч километров).Бремя доказывания качества товара ложится на производителя, а не на потребителя.Автомобиль, возвращенный по «закону лимона», получает специальную отметку, что предотвращает его последующую продажу без информирования о предыдущих проблемах.Как применяется «лимонный закон»?«Лимонный закон» применяется в соответствии с законодательством конкретного штата. Хотя точные критерии различаются, законы о транспортных средствах требуют, чтобы производитель автомобилей выкупил машину, имеющую существенный дефект, который производитель не может устранить в течение разумного периода времени.«Лимонные законы» учитывают характер проблемы с транспортным средством, количество дней, в течение которых автомобиль не был доступен потребителю, а также количество предпринятых попыток ремонта. Если ремонт не может быть завершен в течение общего количества дней, указанного в законе штата, производитель обязан выкупить неисправное транспортное средство.А что в Беларуси?Искать ответы на вопросы защиты прав потребителей нам помогал Артем Виршич, юрисконсульт Общества с ограниченной ответственностью «Юридическое агентство Деловые отношения». Артем Виршич– В Республике Беларусь нет такого понятия, как «закон лимона». Однако существующее законодательство о защите прав потребителей в достаточной степени регулирует правовое положение конечных потребителей в случае нарушения их прав со стороны производителя или дилера, если мы говорим о продаже автомобилей.В каких правовых актах искать ответы:Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года № 90-З «О защите прав потребителей»;Глава 30 «Купля-продажа» раздела IV «Отдельные виды обязательств» Гражданского кодекса Республики Беларусь;Постановление Совета Министров от 14 июня 2002 года № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;Постановление Совета Министров от 14 января 2009 года № 26 «О некоторых вопросах защиты прав потребителей»;Постановление Совета Министров от 22 декабря 2018 года № 935 «О некоторых мерах по защите прав потребителей».Как в отношении авто работает закон № 90-З «О защите прав потребителей»– Если мы говорим об авто, в котором недостатки выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, то ч. 2 ст. 445 ГК прямо предусматривает два варианта для покупателя: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору. – Отказ от договора и требование возврата денежных средств, уплаченных за некачественный автомобиль, – это ли не главные положения «закона лимона», которые действуют и у нас? Фото: auto.ruС другой стороны, возможность покупателя выбрать вместо возврата денежных средств ввиду некачественности товара его замену на качественный экземпляр, соответствующий договору, представляется достаточно хорошим способом для покупателя все же получить свое. И не факт, что потребуется длительное время, чтобы, к примеру, дилер подобрал аналогичный автомобиль того же цвета и той же комплектации, ведь необходимое транспортное средство уже может быть в наличии в салоне.В большинстве случаев покупателю не требуется обращаться за защитой своих прав в судебном порядке, так как их реализация является обязанностью дилера, предусмотренной законодательством. И только в случае ее неисполнения дилером покупателю придется идти в суд, который однозначно встанет на его сторону.Гарантии для потребителей. Какие существуют?К примеру, заказанный у дилера автомобиль может вовремя не попасть к покупателю. Такое периодически встречается в современных реалиях. И здесь уже не важно, была в том вина завода-изготовителя или авто слишком долго простояло на складе временного хранения в ожидании проведения всех таможенных процедур и т.п. Договор купли-продажи транспортного средства заключен, сумма предоплаты внесена, но дилер свои обязанности касательно сроков передачи предварительно оплаченного товара не исполняет.В этом случае вступает в силу статья 24 Закона. Она предоставляет покупателю возможность требовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок либо возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом, а также уплаты процентов на сумму предварительной оплаты в размере ставки рефинансирования Национального банка, установленной на день такой уплаты. Не имеют значения те обстоятельства, что автомобиль приехал к нам из другой страны и производитель его находится совсем не в Беларуси.В любом случае к отношениям между покупателем и дилером будут применяться положения Закона ввиду того, что дилер является субъектом хозяйствования, а покупатель, как правило, физическое лицо. И неважно, будет это обычная купля-продажа или сервисное обслуживание.– К примеру, на любые результаты работ и услуги изготовитель обязан установить гарантийный срок. А если он этого не сделал, то предусмотренную законодательством обязанность по установке несет уже продавец (дилер). В статье 13 Закона подробно расписано, как это происходит, – сообщает Артем Виршич.Важно понимать, что гарантийный срок на товар, произведенный за пределами Республики Беларусь (в нашем случае – импортируемые автомобили), должен быть не меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, предусмотренный нашим законодательством и (или) техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза для аналогичных товаров, производимых на территории Республики Беларусь.Таким образом, гарантии у покупателей автомобилей в дилерских центрах, в том числе при обращении за выполнением работ или оказанием услуг по планово-сервисному техническому осмотру и гарантийному ремонту, абсолютно ничем не отличаются от гарантий любых других покупателей товаров у белорусских представителей автомобильного бизнеса.
Если новая машина постоянно ломается, деньги можно вернуть. Что такое «закон лимона» и работает ли он в Беларуси
19 июля 202419 июл 2024
6 мин