Найти тему
Паисий Святогорец

Блаженны плачущие, ибо они утешатся: противоречит ли эта заповедь блаженства духу Евангелия?

Оглавление

Когда жители Ниневии услышали, что Бог разрушит их город, все были потрясены. От царя до последнего жителя они объявили трёхдневный пост, прекратили греховные дела и горячо молились Богу о прощении. В результате Бог изменил Своё решение и не разрушил город (Ион. 3:5-10
Когда жители Ниневии услышали, что Бог разрушит их город, все были потрясены. От царя до последнего жителя они объявили трёхдневный пост, прекратили греховные дела и горячо молились Богу о прощении. В результате Бог изменил Своё решение и не разрушил город (Ион. 3:5-10
Из новой книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Толкование на Нагорную проповедь Христа":

Есть ли противоречие во второй заповеди блаженства?

Второе блаженство гласит: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Мф.5:4). То есть, блаженны и счастливы те, кто плачет, потому что они будут утешены. Плач — это глубокая печаль, которую мы чувствуем, когда теряем что-то или кого-то, кого мы любим. Но тут же возникает вопрос: как могут быть счастливы те, кто плачет? Как могут быть радостны те, кто печален? Кажется, что это противоречит духу Евангелия, которое призывает нас к радости. Христианство ведь считается религией радости (см. 1 Фес. 5:16; Флп. 4:4)? Как же объяснить это противоречие?

Кто такие "плачущие"?

Прежде всего, следует отметить, что плакать можно по разному, потому что существует два вида плача и печали. Есть мирская печаль и печаль по Богу. Мирская печаль — это та, которую мы чувствуем, когда теряем материальное благо, когда случается беда, когда мы болеем или когда умирает близкий нам человек. Но существует ещё и печаль по Богу. Это печаль, которую человек ощущает, осознав свои ошибки и грехи, и искренне покаявшись в них.

Первая, мирская печаль, которая мучает большинство людей, — это зло. Она не только не приносит никакой пользы, но и ведет к отчаянию, духовному упадку, депрессии, душевной и физической смерти. И напротив, печаль по Богу, печаль о наших грехах, ведет к покаянию и спасению (см. 2 Кор. 7:10).

Итак, Христос в этом блаженстве говорит о печали по Богу, о печали о грехах. Он называет блаженными не всех, кто просто плачет по любому поводу, а тех, кто плачет о своих грехах.

Польза печали по Богу

Давайте теперь рассмотрим, какую пользу приносит печаль по Богу.

1. Ведёт к спасению

Во-первых, как уже упоминалось, она ведёт к спасению. Это лекарство, которое исцеляет нашу душу от яда греха. Вспомним два характерных примера из Священного Писания. Первый пример — жители Ниневии. Весь город Ниневия жил во грехе, и поэтому Бог решил его уничтожить. Он послал пророка Иону объявить, что через три дня Ниневия будет разрушена (Ион. 3:4). Когда жители города услышали эти слова, все были потрясены. От царя до последнего жителя они объявили трёхдневный пост, прекратили греховные дела и горячо молились Богу о прощении. В результате Бог изменил Своё решение и не разрушил город (Ион. 3:5-10). Причиной их спасения было глубокое покаяние и печаль, которую они проявили. Это тронуло милосердие Бога.

Второй пример — апостол Пётр. В ночь суда над Христом Пётр трижды отрёкся от Него. Но когда осознал свой грех, «вышел вон и горько заплакал» (Мф. 26:75). Он покаялся, ощутил боль и горько плакал. Христос принял его покаяние и восстановил его в апостольском звании.

2. Подобно духовной вакцине защищает от других страстей

Вторая польза в том, что печаль по Богу защищает нас от других страстей. Этот блаженство, как замечает святитель Христов Иоанн Златоуст, является учителем всякого любомудрия, философии. Действительно, когда кто-то скорбит о смерти близкого человека, он не имеет никакого желания думать ни о деньгах, ни о славе, ни о материальных удовольствиях, ни о чём подобном. Таким же вот образом, и даже больше, печаль о грехах, как узда, сдерживает страсти и не даёт им проявляться.

Итак, великая польза в печали по Богу. Это эффективное духовное лекарство, которое исцеляет душу. "Она не отравляет её, но прививает", словно вакцина от смертельной болезни. "Плачь сейчас, когда есть время," —советует один святой, —"чтобы не плакать в другой жизни." Святой Исаак Сирин отмечает, что тот, кто осознал свои грехи, выше того, кто воскрешает мёртвых своей молитвой[4].

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ

Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь

Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь

Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь

-2