Из новой книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Толкование на Нагорную проповедь Христа":
Зачем был дан закон Бога в письменной форме
Святой Иоанн Златоуст говорит, что нам даже и не нужен был бы письменный закон Божий, если бы наша жизнь была настолько чистой, что Святой Дух мог бы говорить напрямую к нашим сердцам и сразу передавать нам волю Божию. Так напрямую, как Бог говорил Аврааму, Моисею, пророкам, апостолам и всем святым. Но наша жизнь не была чиста и когда люди отошли от истинной веры и жизни, понадобилось изложить нам волю Божию в письменной форме.
Закон Божий записан в Священном Писании: в Ветхом и Новом Заветах. Закон Ветхого Завета был несовершенен. Он был дан для того, чтобы хоть как то ограничить зло и подготовить мир к принятию совершенного закона Евангелия.
Нагорная проповедь
Всё Священное Писание, как говорит святой апостол Павел, богодухновенно и полезно (2 Тим. 3:16). Однако есть в Новом Завете одна проповедь Христа, особенно важная, проповедь, которая кратко излагает всю Его нравственную науку. Это Нагорная проповедь. В ней Господь дополняет и совершенствует закон Ветхого Завета. Нагорная проповедь считается важнейшей проповедью Христа, «жемчужиной божественного учения», поскольку представляет нам божественные заповеди, по которым должен жить христианин, чтобы наследовать вечную жизнь. Эта проповедь записана в главах 5, 6 и 7 Евангелия от Матфея. И именно эту проповедь мы будем изучать с Божией помощью в этом цикле бесед.
Где и как была произнесена Нагорная проповедь
«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря...» (Мф. 5:1-2). То есть, когда Иисус увидел множество людей, пришедших Его послушать, Он взошел на гору. Когда Он сел, к Нему подошли ученики. Тогда Он открыл уста и начал их учить.
Христос совершил к тому времени уже много чудес, поэтому за Ним следовало множество народа. Пришло время услышать Его слова. Ведь чудесами Он привлёк людей к Своему учению, чтобы привести их к вере и спасению. Вместе с исцелением нашего тела, Он хотел исцелить человеческую душу.
Так как людей было много, Он взошел на возвышение возле Галилейского озера, чтобы лучше быть услышанным. Он сел на землю просто, без всякой помпезности и стал говорить. Затем к Нему приблизились те, кто следовал за Ним, и Он начал излагать Своё великое учение.
Блаженства
(Мф. 5:3-12)
Общие сведения
И первое слово, которое вышло из уст Господа Иисуса Христа, было слово «блаженны». Блаженен — это истинно счастливый человек, тот, кто испытывает глубокую и постоянную радость. Блаженство — это самое глубокое и сильное стремление каждой человеческой души. Все люди на земле, всех времен, всех возрастов, всех народов и полов имеют врожденное желание счастья. Все усилия и действия человека направлены на обретение счастья.
Мирские блага и их ценность
Хотя блаженство — это общее желание всех людей, пути к его достижению различны. Одни ищут счастье в богатстве, другие в славе и чинах, третьи в плотских удовольствиях, четвертые в знаниях, пятые в искусстве или науке. Однако ничто из этого не наполняет душу. После временного удовольствия, которое они приносят, остается грусть, пустота, разочарование. Душа не насыщается материальными благами.
Царь Израиля Соломон, несмотря на то, что имел в высшей степени и богатства, и славу, и удовольствия, и мудрость, и все мирские блага, в конце концов признал, что все это суета, сказав: «Суета сует, все суета» (Екл. 1:2). Поэтому многие знаменитости, имея огромные богатства и все материальные удовольствия, не нашли в этом счастья, а наоборот, несчастье и страдание. Это привело их к употреблению наркотиков и нередко к самоубийству. Святитель Николай Сербский пишет: «В этой земной жизни душа чувствует себя как неудовлетворенный путешественник в чужой стране, которого ничего в мире не может насытить и оживить. Даже если бы душа могла вместить в себя всю вселенную, подобно стакану воды, жажда ее не только не уменьшилась бы, но, по сути, стала бы сильнее... Человек!.. Если ты продолжаешь верить, что телесная пища и питье могут насытить и утолить жажду твоей души, ты окажешься на уровне домашних животных и диких зверей» (Святой Николай Велимирович. Проповеди III, с. 109).
Но тогда существует ли счастье? Существует ли блаженство? И если да, то где человек может его найти? Ответ дает Христос в Нагорной проповеди с девятью блаженствами.
Бог — Источник блаженства
Прежде всего, следует сказать, что истинно и в полной мере блажен только Бог. И так как человек создан «по образу Божию» (Быт. 1:27), он также может быть блаженным, но в относительной степени. Однако, грех осквернил божественный образ в человеке, и человек потерял блаженство. Тогда пришел Христос и Своей кровью очистил нас от греха (1 Ин. 1:7). Таким образом, с помощью Христа мы можем снова стать блаженными. Следовательно, счастье и блаженство находятся рядом с Богом. Только Он может и хочет сделать нас блаженными.
Христос, в ответ на глубокое стремление человека к блаженству, начинает Свою проповедь с перечисления блаженств. Блаженства — это цепочка из девяти основных добродетелей. Это лестница из девяти ступеней, ведущая человека от земли к небу. Это краткое изложение всего нравственного закона Евангелия. Это образ святого человека, «по подобию Божию».
Следует также подчеркнуть, что блаженства — это не просто теория или нравственное учение, как мнения философов. Каждое из них в совершенстве исполнил сам Христос, который является образцом для подражания для всех людей. В относительной степени их исполнили и святые.
Давайте же и мы поднимемся мысленно на гору вместе с учениками, чтобы услышать слова Господа, которые драгоценнее золота и слаще меда.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь