Из новой книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Толкование на Нагорную проповедь Христа":
Блаженство первое
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф.5:3)
Кто же такие "нищие духом"? "Нищие духом" — это не люди с умственной отсталостью, как думают некоторые. "Нищие духом" — это те, кто осознает свою духовную бедность, чувствует себя духовно нищими. Это те, кто ощущает свои недостатки, слабости, пороки и недостатки. Это люди, которые видят, что у них не хватает добродетелей и добрых дел, и что они далеки от совершенства. Одним словом, "нищие духом" — это смиренные люди.
Смирение, как основа святости
Христос называет блаженными смиренных, потому что они обладают великой добродетелью самопознания — "познай самого себя". Смиренный человек знает себя настоящего, знает каков он на самом деле, а не в глазах других. Самопознание помогает нам исцелить свою душу от страстей, которые, заразив душу как болезни, пожирают её и ведут к духовной смерти. Все мы духовно больны. Большинство, однако, этого не осознает из-за гордости. Гордость делает человека духовно слепым. Он считает себя лучшим, тогда как внутри он полон страстей и пороков. В отличие от этого, смиренный исследует глубины своей души, выявляет свои пороки и старается с Божьей помощью их преодолеть. Таким образом, смирение — основа духовной жизни и фундамент святости.
Как учат отцы, гордость — начало, корень и причина всех зол. Это первый грех, который произошел в Божьем творении. Первым согрешил дьявол. Он возгордился и захотел поставить свой трон выше Божьего престола. За это дьявол был низвергнут с небес и из светлого ангела превратился в ангела тьмы.
Таким образом, "страсть гордости уподобляет человека дьяволу" (Феофан Керамевс, архиеп. Тавроменийский). Как только она побеждает и захватывает сердце, она передаёт его во власть демонов, чтобы те духовно его погубили. Как говорит святой Иоанн Лествичник, за каждым падением (грехом) скрывается гордость. Вспомним апостола Петра, который из-за своей гордости трижды отрёкся от Христа.
В противоположность этому, смирение является, как мы уже сказали, корнем и источником всех добродетелей. "Как гордость является самым большим из всех пороков, так как она низвергла ангелов с неба в бездну, так и смирение является самой великой из всех добродетелей. Оно обладает силой даже из бездны поднять грешника на небо" (Геронтикон). "Смирение — это средство восхождения к Богу" (Святитель Григорий Палама).
Смиренный подражает Христу, который был "кроток и смирен сердцем" (Мф. 11:29) в наивысшей, абсолютной степени. Христос смирился, как никто другой. Бог стал человеком. Он родился в хлеву. Всю свою жизнь он прожил смиренно. На Тайной Вечере Он омыл ноги своим ученикам. Он ещё больше смирил Себя, повинуясь воле Небесного Отца до смерти, и смерти крестной. Он терпел смиренно Своё страдание; клеветы, богохульства, унижения, побои и, прежде всего, страшную и позорную смерть на Кресте. За это Бог прославил Его, вознёс выше всех созданий и дал Ему всякую власть на небе и на земле (см. Флп. 2:5-8; Мф. 28:18).
Смиренными были и все святые. Величайший апостол Павел, "избранный сосуд" (избранный инструмент) Бога (Деян. 9:15), который был удостоен подняться до третьего неба и увидеть красоты рая, считал себя самым грешным человеком в мире и говорил: "Христос Иисус пришёл в мир, чтобы спасти грешников, из которых я первый" (1 Тим. 1:15).
Смирение привлекает благодать Божию. Бог говорит пророку Исаии: "На кого я обращу свой милостивый взор, если не на смиренного и кроткого, который трепещет перед моими словами?" (Ис. 66:2). И в другом месте: "Господь противится гордым, а смиренным даёт благодать" (Притч. 3:34). Бог отвергает и считает нечистыми гордецов и надменных (см. Притч. 16:5).
Без смирения все добродетели не имеют никакой ценности перед Богом. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Если ты постишься, молишься, делаешь милостыню, сохраняешь девство, достиг успеха во всяком добром деле, без смирения всё это рассыпается и теряется". Поэтому Христос начинает Нагорную проповедь с основы и фундамента добродетелей — смирения. Пророк Давид говорит, что высшая жертва, которую человек может принести Богу, это смиренное сердце (см. Пс. 50:19). Смирение без добрых дел может спасти человека, тогда как добрые дела без смирения не приносят пользы. Это видно в притче о мытаре и фарисее.
Приведём также несколько слов преподобного и богоносного Иоанна Лествичника из его знаменитой книги "Лествица" о смирении: "Святое смирение — это великое сокровище, невыразимое богатство, дар Христа, Который Единственный был кроток и смирен сердцем. Смирение — это единственная добродетель, которую не могут подделать демоны. Это ворота Небесного Царства, которые вводят в него всех, кто приближается к ним. Это небесный вихрь, настоящий тайфун, который может поднять душу из бездны греха на высоту небес".[2]
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь