Российские автомобилисты и владельцы внедорожников перепугались из-за запрета ввоза машин с большим клиренсом в Россию. В ноябре 2022 года Росавиациация издала приказ, согласно которому с 1 апреля 2023 года будет запрещено ввезение в Россию автомобилей с клиренсом выше 180 миллиметров.
Поводом для этого решения послужил рост дорожно-транспортных происшествий, связанных с внедорожниками, на дорогах России. Необходимость введения мер по безопасности на дорогах была вызвана тем, что автомобили с высоким клиренсом могут создавать опасность для других участников движения и наносить ущерб инфраструктуре дорог.
Однако, это решение вызвало бурю общественного мнения, особенно среди владельцев внедорожников. Многие автомобилисты протестуют против запрета, считая, что он нарушают права индивидуалов и ограничивает свободу выбора транспортного средства. Некоторые даже планируют уехать из России в поисках более свободных условий для вождения своих автомобилей.
В настоящее время Росавиациация работает над разработкой новых норм для ввоза автомобилей в Россию, которые бы учитывали безопасность дорожного движения и интересы автомобилистов. В 2022 году, после введения Евросоюзом санкций против России, Белоруссия стала одним из основных каналов поставок автомобилей в Россию из альтернативного импорта. Это было сделано за счет более мягкой санкционной политики Европы в отношении Белоруссии и возможности серой схемы оформления машин с привлечением льготных категорий граждан.
Европейские автопроизводители могли продавать машины высшего класса в Белоруссию, но не в Россию. В результате, ежемесячный поток транспортных средств и автозапчастей из Евросоюза в Белоруссию вырос более чем в пять раз - с $50 млн до $268 млн за два года.
Больше всего увеличился экспорт дорогих автомобилей, на которые распространяются санкции Евросоюза против России. Дорогостоящие транспортные средства поступали преимущественно из Польши и Германии.
Россияне использовали лазейку и покупали люксовые машины через Белоруссию. Различия в режимах санкций против России и Белоруссии создавали очевидные проблемы для ЕС.
В июне 2023 года запрет на экспорт в Россию всех новых и подержанных автомобилей с двигателем объемом более 1,9 л, электромобилей и гибридов начал действовать. Люксовые машины стоимостью более €50 тыс. попали под санкции еще раньше - в 2022 году.
29 июня 2024 года Евросоюз объявил о новом пакете санкций в отношении Белоруссии. В соответствии с регламентом Совета ЕС, в республику запрещено вывозить из Евросоюза ряд товаров двойного назначения и предметов роскоши. С 1 июля 2024 года в республику запрещено ввозить из ЕС ряд товаров двойного назначения и предметов роскоши. Эти меры направлены на борьбу с обходом санкций со стороны России. В начале июля 2024 года в Сети появились сообщения о невозможности дальнейшего ввоза машин с дорожным просветом более 165 мм в связи с введением со стороны ЕС санкций против Белоруссии. Пользователь сайта drive2.ru Роман Трофимов обнародовал информацию о запрете экспорта таких автомобилей. Новость подхватили белорусские СМИ: статьи об этом появились, в частности, на сайтах auto.onliner.by и abw.by. Собеседники auto.onliner.by подтвердили, что уже столкнулись с трудностями ввоза машин и с замерами клиренса автомобилей.