Найти тему
Young Oleg

Субъективно: станции Московского метро, которые стоит посмотреть (часть 1)

В интернете можно найти большое количество статей и видео с рейтингами станций Московского метро. В основном все эти рейтинги содержат примерно одни и те же станции. Обязательно в таком рейтинге найдутся Комсомольская (кольцевая), Площадь революции и ещё несколько станций, которые уже приелись.

В этой статье я отхожу от классического рейтинга и публикую подборку станций, заслуживающих визита по моему собственному мнению. Эта подборка, скорее всего, не будет пользоваться авторитетом у ценителей архитектуры и сталинского ампира, но подойдёт искателям нового вдохновения

Это первая часть рейтинга, в которой я рассмотрю первые 3 линии Московского метрополитена. В следующих частях рейтинга я рассмотрю остальные.

Станции в этом рейтинге идут с севера на юг, с запада на восток

[1] Сокольническая линия

Черкизовская - самая тёмная

Станция «Черкизовская» Сокольнической линии, открытая в 1990-м году, названа по селу Черкизово, которое вошло в черту Москвы в 1917 году.

Метро «Черкизовская» представляет собой односводчатую станцию мелкого заложения. Материалы её облицовки — гранит и металл. Украшением станции служат витражи, которые размещены в торцах главного зала над проходами к вестибюлям. Они посвящены различным видам спорта.

Станция освещается за счёт света, отражаемого сводом и распространяемого светильниками, которые спрятаны за верхней частью облицовки. Именно из-за неудачного освещения за счет отраженного от белого потолка света от ламп, спрятанных за верхней частью облицовки панелями, станция всегда находится в полумраке.

Красные ворота - тёмные платформы, красивейший вход

Станция, открытая 15 мая 1935 года в составе самого первого участка Московского метрополитена, стала первой в мире пилонной трёхсводчатой станцией глубокого заложения с центральным залом.

Станция названа в честь Красных ворот - утраченным памятником архитектуры XVIII века и одноименной площадью, под которой она расположена. Триумфальная арка-ворота была воздвинута для встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской битве. В 1927 году ворота были снесены, и символический образ остался запечатлён лишь в интерьере одноимённой станции метро.

Станция имеет 2 входа, один из которых - на площади Красные ворота, а второй - прямо в сталинской высотке!

В народных рейтингах станция считается одной из самых красных. Из-за отделки пилонов буро-красным грузинским мрамором с белыми прожилочками "под мясо говядины", который покрыли лаком, отражающим свет с люстр, станция выглядит очень тускло.

Спортивная - строгие формы, сталинский ампир

Станция «Спортивная» Сокольнической линии, открытая в 1957 году, получила свое название по расположенному рядом спорткомплексу «Лужники». Станция - пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения (42 м).

Свод станционного зала поддерживают два зала массивных пилонов, облицованных белым мрамором и украшенных сверху бордюром из зеленого мрамора. Путевые стены облицованы керамическй плиткой: сверху - белого цвета, внизу - белого цвета. Светильники на пилонах сделаны из хрусталя. Облицовка была незначительно изменена в ходе ремонта в 2022 году. Пол выложен орнаментом из плит чёрного, серого и красного гранита.

Воробьевы горы - главная панорама метро

Станцию «Воробьевы горы» можно встретить в практически любом рейтинге станций метро, и обойти её стороной нельзя. Станция, открытая в 1959 году, является самой длинной станцией московского метро (282 метра - длина платформы), одной из самых широких станций метрополитена и часто используется как выставочный зал. Со станции открывается красивейший панорамный вид на Воробьевы горы, стадион Лужники и здание Президиума РАН.

Примечательно, что почти 20 лет (с 1983 по 2002 год) станция была закрыта - из-за экономии на строительстве уже через несколько лет после открытия начали обрушаться дюралевые карнизы.

В ноябре 2010 года на станции было открыто выставочное пространство — 10 стеклянных вращающихся витрин с подсветкой, где в разные годы были представлены экспонаты из собраний Государственного Дарвиновского музея, Государственного музея спорта, Музея Москвы, Русского географического общества и Роскосмоса, крупных фарфоровых заводов и Государственного театра кукол

Тропарево - уникальное освщение

Станция «Тропарёво» открыта в декабре 2014 года и стала первым продлением Сокольнической линии с 1990-х годов. Это односводчатая станция мелкого заложения (12 м).

Станция была запроектирована с одним рядом встроенных в пол и направленных к потолку декоративных структур с отблескивающей металлической поверхностью, стилизованных под деревья. Это связано с тем, что Тропарёво у москвичей ассоциируется с одноимённым лесопарком. Однако проектировка была сочтена опасной и дорогой. Тогда же был представлен иной проект отделки, в рамках которого потолочные конструкции представляют собой круглые люстры-светильники, окружающие крону деревьев.

[2] Замоскворецкая линия

Ряд станций Замоскворецкой линии построены по типовому проекту: они неглубокого заложения, колонные и трехсводчатые. Конечно, ряд станций отличаются в лучшую сторону, но большая часть из них рассмотрена в классических рейтингах «самых красивых»

Беломорская - пример того, как делать не надо

Станция Беломорская открыта 20 декабря 2018 года и является хронологически последней станцией, открытой на Замоскворецкой линии, и с большой вероятностью сохранит этот статус на долгие годы. Станция является колонной двухпролетной постройкой мелкого заложения.

Оформление станции содержит отсылки к Беломорью — географической области в окрестностях Белого моря. Основными цветами на станции являются оттенки зелёного, тёмно-синий и белый, которые символизируют, соответственно, море, ночное небо и снег.

Несмотря на красивые рендеры и интересные полотна по центру станции, в народе станцию кличат одной из самых некрасивых. Связано это с тем, что композиция, которая красиво выглядит на фото, в жизни выглядит не столь приятно: станция выглядит чересчур зеленой и одновременно слишком яркой, оттого не вызывает к себе симпатии. «Убогости» добавляет само явление плиточного оформления путевых стен - обычно в нём нет ничего плохого, но здесь оно сыграло не в пользу мнениям.

Дополнительный дизлайк даёт и вестибюль станции, который во многом тянет на излюбленную в России облицовку вентфасадами (хоть ей и не является) - это очень некрасиво.

Сокол - уникальная двухпролётная станция

Станция «Сокол» открыта в 1938-м году и названа в честь одноименного посёлка, построенному в 1920-х годах.

Станция построена по индивидуальному проекту, её конструкция нетипична для Московского метрополитена. Это колонная двухпролётная станция мелкого заложения (10 м). Станционный зал представляет собой два параллельных свода, опирающихся на боковые стены и на средний ряд опор. Пролёты между опорами прорезаны вертикальными цилиндрами, верх которых завершается куполами с нишами - они являются источниками освещения. Путевые стены станции украшены четырьмя огромными панно из белого мрамора.

Недалеко от «Сокола» находится именитая высотка «Триумф Палас», которую в народе порой именуют восьмой сталинской высоткой. Это жилой комплекс, состоящий из 57 этажей, высота шпиля которого достигает 264 метра. Он построен в 2001-2006 годах.

Белорусская - мрамор, вокзал, свет

«Белорусская» расположена под площадью Тверская Застава и, как и «Сокол», открыта в 1938-м году. Вестибюль станции встроен в Белорусский вокзал.

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (34 м). Построена по типовому проекту. В облицовке станционного зала применялся мрамор трёх различных сортов. Нефы станции отделены друг от друга, и главное объёмно-пространственное значение приобретает центральный зал. Пилоны со стороны центрального зала облицованы розовым биробиджанским мрамором. Проходы между пилонами облицованы мрамором «давалу». Верхние части пилонов украшает лепнина, выполненная на тему белорусских национальных орнаментов. Полуовальные ниши центрального зала облицованы ониксом различных тонов.

В южном торце центрального зала на постаменте из чёрного диабаза до августа 2021 года был установлен бюст В. И. Ленина из тёмно-серого гранита. Впоследствии бюст был демонтирован и перенесён в наземный вестибюль, а на его место установили скульптурную группу «Советская Белоруссия», перенесённую с Кольцевой линии.

Царицыно - оно же Ленино

Станция, открытая 30 декабря 1984 года, получила своё нынешнее название спустя 6 лет после открытия - в 1990 году. Строительство станции прошло не без проблем: строители торопились открыть станцию к новому году, из-за чего вскоре возникло вымывание грунта и просадка путей. Станция была закрыта уже на следующий день после открытия.

Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения, построенная по типовому проекту. Путевые стены облицованы жёлтым и красным мрамором с мозаичными вставками, которые посвящены успехам советской науки и техники. Колонны облицованы белым мрамором. Пол выложен серым гранитом. Над лестничными маршами находятся панно из флорентийской мозаики (художник — А. Н. Кузнецов), посвящённые Москве — силуэты заводских цехов и труб, башен Кремля, Шуховской башни

[3] Арбатско-Покровская линия

Славянский бульвар - уголок Парижа

Станция «Славянский бульвар», открытая ещё совсем недавно - в 2008 году, по праву имеет место в сердечке многих жителей и гостей столицы. А за офомление ещё часто называют самой европейской станцией Московского метрополитена (хотя с позиции проектирования на этот титул претендует Пражская)

Это односводчатая станция мелкого заложения, сооружённая из монолитного железобетона. Станция украшена металлическими элементами в стиле модерн, вдохновлёнными входами Эктора Гимара Парижского метрополитена. В больших углублениях свода размещены кованые металлические орнаменты из листьев и ветвей. Светильники установлены на путевых стенах так, чтобы освещался весь свод станции.

На станции установлены три скамьи в форме ладьи, над которыми витиеватым шрифтом нанесено название станции. На платформе установлены металлические «деревья» для придания станции сходства с настоящим бульваром. А на вершинах «деревьев» размещены фонари

Смоленская

Ещё один, на самом деле, частый гость всевозможных рейтингов. Станция открыта в 1953 году. Это пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Оформление станции посвящено военно-исторической теме. Пилоны станции облицованы белым мрамором, украшены по углам полуколоннами. Станционный зал освещается канделябрами на пилонах, а также светильниками, спрятанными за карнизом под сводом зала. Барельеф на торцевой стене посвящён защитникам Родины.

Первая станция «Первомайская»

Многие жители и гости столицы знают, что нынешняя «Первомайская» - это уже вторая «Первомайская» в московском метрополитене. Ранее эта станция была конечной (следом за «Партизанской») и была открытой, однако позже, при продлении Арбатско-Покровской линии, первая станция утратила свое назначение.

Однако до сего момента станция сохранилась и является составным элементом электродепо «Первомайское» (ТЧ-3). Попасть на эту станцию можно, если записаться на экскурсию в электродепо. Записаться на ночную экскурсию можно на этой странице - обойдётся в 4000 рублей. Дневные экскурсии предлагаются операторами от 1500 рублей.

На этом субъективный обзор первых трёх линий завершен. В будущих обзорах рассмотрю и расскажу про все остальные линии Московского метрополитена и станции, которые заслуживают внимания.

Вашей лучшей благодарностью автору будет подписка на канал. Спасибо!

Продолжение статьи: