Найти в Дзене
Young Oleg

Субъективно: станции Московского метро, которые стоит посмотреть (часть 2)

В интернете можно найти большое количество статей и видео с рейтингами станций Московского метро. В основном все эти рейтинги содержат примерно одни и те же станции. Обязательно в таком рейтинге найдутся Комсомольская (кольцевая), Площадь революции и ещё несколько станций, которые уже приелись.
В этой статье я отхожу от классического рейтинга и публикую подборку станций, заслуживающих визита по моему собственному мнению. Эта подборка, скорее всего, не будет пользоваться авторитетом у ценителей архитектуры и сталинского ампира, но подойдёт искателям нового вдохновения
Это вторая часть рейтинга, в которой я рассмотрю линии 4-6 Московского метрополитена. В следующих частях рейтинга я рассмотрю остальные. Первая часть Станции в этом рейтинге идут с севера на юг, с запада на восток Филёвская линия сама по себе является уникальной как минимум потому, что в большей своей части является наземной. В своё время такое решение было принято для экономии на строительстве в богатые районы. А сейчас
Оглавление

В интернете можно найти большое количество статей и видео с рейтингами станций Московского метро. В основном все эти рейтинги содержат примерно одни и те же станции. Обязательно в таком рейтинге найдутся Комсомольская (кольцевая), Площадь революции и ещё несколько станций, которые уже приелись.

В этой статье я отхожу от классического рейтинга и публикую подборку станций, заслуживающих визита по моему собственному мнению. Эта подборка, скорее всего, не будет пользоваться авторитетом у ценителей архитектуры и сталинского ампира, но подойдёт искателям нового вдохновения

Это вторая часть рейтинга, в которой я рассмотрю линии 4-6 Московского метрополитена. В следующих частях рейтинга я рассмотрю остальные.

Первая часть

Станции в этом рейтинге идут с севера на юг, с запада на восток

[4] Филёвская линия

Филёвская линия сама по себе является уникальной как минимум потому, что в большей своей части является наземной. В своё время такое решение было принято для экономии на строительстве в богатые районы. А сейчас на двух из трёх конечных станций линии нет оборотных тупиков: лишь за станцией Александровский сад есть дальшейшая служебно-соединительная ветвь на Сокольническую линию, которая используется нечасто.

Поэтому оборот поездов на Филёвке происходит без использования тупиков - машинист прямо на станции переходит из одной кабины в другую. Параллельно делается осмотр состава.

К сожалению, наземные станции метрополитена не несут в себе ничего интересного, кроме (порой) красивых пейзажей, которые можно наблюдать в ходе поездки. Рассмотрим подземные.

Москва-Сити (Международная) - три кольца на одной станции

Станция сооружена на нижнем уровне центрального ядра комплекса Москва-Сити и открыта в 2006 году под названием Международная. Лишь в 2024 году она была переименована в Москву-Сити.

Станция выполнена в виде трёхсводчатого зала - из трёх тюбинговых колец. Тюбинговые кольца боковых залов разомкнуты и опираются на стеновые конструкции из стального проката - на них же опирается свод центрального зала. Диаметр всех трёх колец одинаковый.

Примечательно, что станция немного изогнута в конце из-за того, что изначально проектировалась меньшей длины и с возможностью приемки лишь четырехвагонных составов. Однако в ходе строительства было решено увеличить пропускную способность станций в Москву-Сити.

Киевская - оцените её вестибюли!

Станция «Киевская» Филёвской линии открыта в составе первой линии (Кировского диаметра - ныне Сокольнической линии) в 1937 году. Станция сооружена по спецпроекту. Круглые колонны облицованы светлым мрамором «Газган» желтоватых и голубоватых тонов, керамические капители украшены колосьями пшеницы. Пол выложен серым и розовым гранитом, образующим национальный украинский орнамент.

Александровский сад - самая «кривая» станция в метро

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе самого первого участка Московского метрополитена. Станция является самой «кривой» станцией Московского метрополитена - радиус поворота станции составляет 750 метров. До 2020 года станция была единственной в Московском метро станцией с береговыми платформами.

Стены станции покрыты розовым мрамором. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой плиткой. В фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженка, эскалаторный наклон к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст М. И. Калинина.

Станция является конечной одновременно для двух сублиний - 4 и 4А. На одном пути разворачиваются поезда с «Кунцевской», с другой - со стороны «Москвы-Сити»

[5] Кольцевая линия

Кольцевая линия - это большой памятник архитектуры, на который в Советском Союзе не пожалели денег. Каждая станция Кольцевой заслуживает отдельного внимания и дань уважения к её строителям (память строителей, к слову, почтили на «Сокольниках» Большой кольцевой линии).

Выделять какие-либо станции на этой линии сложно, но, по моему мнению, станция «Комсомольская» во всевозможных рейтингах немного переоценена. Безусловно, станция - памятник Сталинского ампира, но уделять ей столь большое внимание излишне.

Предлагаю обратить внимание на Новослободскую. Станция названа по одноименной улице, а та - в честь одной из старейших московских общин. По этой причине станция отделана подобно античному храму. Самым ярким элементом оформления станции выступают 32 эффектно подсвечиваемых витража. Стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором Каркодинского месторождения.

Схожим образом отделана Киевская, но на ней изображены панно славянского ,народа.

А ещё предлагаю оценить вестибюли Курской, Таганской и Краснопресненской. Они очень гармонично вписываются в атмосферу площадей, на которых расположено, что порой складывается ощущение.

Прикрепляю подборку всех станций кольцевой линии. Начинаем, конечно, с Новослободской

[6] Калужско-Рижская линия

Станции Калужско-Рижской линии, не считая станций в центре и пары на окраинах, построены по типовому проекту «станций-сороконожек», и в основном не представляют собой ничего интересного. Исключение, разве что, представляет Ясенево, в оформлении которой подчеркивается концепция названия района - ярко и солнечно.

Из станций, не построенных по типовому проекту, предлагаю рассмотреть две

ВДНХ

Станция была открыта 1 мая 1958 года в составе Рижского радиуса с первоначальным названием ВСВХ - по по находящейся рядом Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В том же году станцию переименовали в ВДНХ вместе с решением о переименовании выставки.

Декор на станции составляют круглые литые решётки на вентиляционных отверстиях и затейливые подвесные шестирожковые люстры с хрустальными светильниками. Пилоны станции снизу отделаны белым с серыми прожилками мрамором, а их скошенные грани покрашены зелёной краской. На каждом пилоне расположена круглая декоративная металлическая вставка.

Станция была оформлена более скудно, нежели предполагалась, ввиду экономии на бюджете в процессе строительства.

Шаболовская

Станцию построили ещё в 1962 году, но из-за сложных гидрогеологических условий, препятствовавших строительству эскалаторного наклона, её открытие состоялось лишь в 1980-м году.

Оформление станции посвящено телевидению и радиовещанию (близ «Шаболовской» находятся телевизионный центр и Шуховская башня). Пилоны станции отделаны светлым мрамором, а путевые стены облицованы гофрированным алюминием. Пол выложен серым гранитом «возрождение». Две красные полосы, на которых стоят пилоны, выложены красным гранитом «герман».

На этом обзор ещё трёх линий завершён. В будущих обзорах расскажу про все оставшиеся линии Московского метрополитена и станциях, которые, по моему мнению, заслуживают внимания для гостей метро. Вашей лучшей благодарностью будет подписка на канал. Спасибо!