Найти тему
Квадратура круга

«Родовая травма» российского самолета

Когда я впервые полетел на «Сухой Суперджет-100», у меня как-то сразу возникла ассоциация с «Жигули» ВАЗ-2106. С «шестеркой». С виду вроде самолет как самолет: снаружи смотрится нормально, но внутри всё какое то убогонькое, дешевое, кое-как присобаченное. Неудобное. Плюс диковинная «центровка»: с одного борта три кресла, с другого два. Наверно, это единственный в мире самолет с нечетным числом кресел в ряду. Стало быть, центровали его или расположением приборов, или топлива... После взлета ассоциации с «шестеркой» лишь усилились: там скрипит, там не закрывается, там жужжит (странные звуки в салоне, наверно при выпуске механизации рулевые машинки так шумят). В общем, очень неуютно на этом борту.

И вовсе не потому, что у меня аэрофобия, напротив: летать я обожаю. Мои старые читатели знают, что позади у меня 30 лет в Военно-воздушных силах, и летать доводилось на всех типах транспортных самолетов и вертолетов (кроме Ан-124 «Руслан»). Не за штурвалом, правда, но все же в технике я худо-бедно разбираюсь. На «гражданских» летал на всех советских, начиная от Ил-62, и, разумеется, на боингах и «арбузах» (Эрбас). И только SSJ-100 мне как-то сразу не приглянулся. Может, потому, что за ним с самого начала тянулась цепь скандалов и несчастий, не знаю.

Собирали его «с миру по нитке»: авионика, двери, навигация, связь, даже пассажирские кресла – все тащили из за рубежа, из разных стран: Франция, Израиль, США, Германия... по каким-то конским ценам. Создание самолета пришлось на самые «распильные» годы, когда весь экономический смысл заключался в тотальном попиле бюджетных денег. Ввод самолета в строй много раз переносился, и всякий раз в «проект» вливались новые миллиарды. В общем, слепили «из того, что было», закупали самое дешевое по самым дорогим ценам... Из нашего был только планер да кое-какие приборы...

-2

Дальше этот лайнер стали силой навязывать авиакомпаниям, поскольку покупать и эксплуатировать его было тупо невыгодно: нормального обслуживания от производителя нет, нужно переучивать и пилотов, и инженеров, с запчастями или проблема, или они тоже стоят конских денег, ждать доставки запчастей приходилось долго. Но авиакомпании «очень попросили», и им пришлось брать убыточный «полусамолет» в свои парки, доплачивая из своей прибыли и гася льготные кредиты банкам. Льготы тоже были обеспечены из бюджета.

В большую серию самолет так и не пошел. После того, как начались санк ции, с запчастями и комплектующими стало хуже, часть бортов «присела» и отправилась на стоянки, а производитель стал искать замену комплектующих на российско-китайском рынке. В общем, «детские болезни» нового лайнера никто не лечил, его просто спихнули эксплуатационщикам, которые стали компенсировать свои расходы ценами на билеты.

-3

Нет, нельзя сказать, что Суперджет прямо весь такой ненадёжный – тьфу-тьфу, крупных катастроф с ним пока не было, падали только без пассажиров. Как и сегодня. Но количество мелких отказов зашкаливает – разгерметизация, проблемы с механизацией, отказ бортовых систем (слава Богу, есть дублирующие), ложные срабатывания системы подачи сигнала тревоги, частые трещины в стеклах кабины пилотов... Пилоты не любят этот самолет, предпочитая ему какой-нибудь подержанный «арбуз». Но делать нечего...

Насколько можно судить, дальнейшей жизни у этого проекта не будет, поскольку ставка сделана на новый почти отечественный МС-21. Будет ли он лучше? Пока неизвестно – болячек у него, как у любого нового борта, будет достаточно, важно, чтобы производитель их «лечил», то есть выявлял дефекты в первые годы эксплуатации и вовремя устранял. По разумным ценам, хочется добавить.

-4

Слава Богу, упавший сегодня SSJ был без пассажиров, он ведомственный. «Повезло»: погибли только 3 члена экипажа, даже без бортпроводниц (пишут, что самолет с ремонта). Но это, конечно, не отменяет всех описанных выше проблем. «Шестерка» она и есть шестерка. Только в отличие от машины, самолет нельзя остановить и погрузить на эвакуатор. Или поддомкратить на месте. Нужна надежность. Детские болезни машины никто лечить не планировал, это что-то вроде «экспериментальной» модели – первый опыт строительства российского гражданского самолета. Из иностранных комплектующих.

===========================