Хочу поднять важную проблему большого количества людей. Слышали ли вы о таком понятии, как выученная беспомощность? Когда у тебя на носу важный экзамен или очередной дедлайн, а ты не можешь приступить к выполнению задачи. Ведь порядок не наведён, расшатанная ручка на двери, за которую тебя жена пилит уже четвёртый месяц сама себя не прикрутит, плитки в ванной сами себя не пересчитают. Всё не до основного дела, ну прям весь мир против того, чтобы ты делал то, что от тебя требуется. В голове обычно такие мысли: «Как же не охота, но надо. Всё, сейчас доделаю педикюр бабушке, которую я сам уговорил на него, и приступлю».
Просматривается жёсткое отсутствие мотивации к действию, хотя вроде бы на нас давят обстоятельства. Сделать дедлайн на работе или получить люлей от начальника вплоть до увольнения, сдать экзамен или после работать дворником, потому что как можно сидеть на шее у родителей и быть блохгером? От куда берётся эта апатия или излишняя продуктивность, но не в нужном русле?
Данный феномен называется выученной беспомощностью. Выученная беспомощность может проявляться во всех сферах жизни и даже стать кредо по жизни, сделав из человека вечную жертву ситуации. Этот феномен открыл Мартин Селигман в 1967 году в ходе ряда исследований. Выученную беспомощность он определил как состояние человека, в котором он не пытается повлиять на ситуацию, даже когда может это сделать.
Суть эксперимента заключалась в опыте над тремя группами собак в клетках с электрическим полом. В первой группе собак была возможность прекращения страданий от ударов тока (да, собачек жалко, но ни одна собачка не погибла, удары тока были малой мощности), при нажатии на кнопку подача тока прекращалась. У второй группы собак такого удовольствия не было, они не могли своими усилиями прекратить подачу тока. Ток в их клетке прекращался при нажатии на кнопку первой группой собак. А третья группа собак вообще не поддавалась воздействию тока. Позже всех испытуемых посадили в ящик с перегородкой, которую легко можно перепрыгнуть. Животные получали удары током, и, чтобы избежать неприятных ощущений, им нужно было просто прыгнуть на другую сторону. Собаки из первой и третьей групп быстро сообразили, что нужно сделать, и переместились на безопасную территорию. Собаки из второй группы так и остались там, где их било током, скулили, но даже не пытались убежать. Селигман объяснил результаты эксперимента так, что собаки из второй группы научились быть беспомощными. Они никак не могли повлиять на ситуацию первой части эксперимента и решили, что от них ничего не зависит, и решили бросить любые попытки борьбы. Хотя перепрыгнуть перегородку не составило бы для них труда.
Вывод Селигмана был следующий: не сами неприятные ситуации, а мнимое отсутствие контроля над ними развивает выученную беспомощность.
Позже другие учёные провели эксперимент Селигмана с людьми( раздражителем был громкий и неприятный звук). Эксперимент работал и здесь.
Выученная беспомощность встречается сплошь и рядом: у детей, школьников, студентов («Я не понимаю тригонометрию и ничего не могу с этим сделать, потому что я глуп»), жён и мужей(«Да, муж ударил. Но я не могу уйти от него у нас же дети, а он содержит нас, а я их вопитываю. Да и вообще бьёт, значит любит», «Партнёр изменяет, но я буду терпеть, не уйду, я никому не нужен/на, буду стараться быть лучшим для него/нее чтобы больше не хотел/ла изменять»).
Человек, который научился беспомощности, уверен, что ему не под силу влиять на свою жизнь. Он не увидит возможностей, даже если ему их принесут на блюде и ткнут пальцем.
Он всегда найдёт отговорку на сколько бы абсурдной она не была. Выученная беспомощность довольно важная проблема, снижающая качество жизни. Я считаю, что она может возникать по следующим причинам.
Причины выученной беспомощности
Для начала скажу, что с ней не рождаются как и с синдромом «славного парня», о котором я говорил в одном из своих обзоров
- Воспитание, отношение родителей и учителей
Часто данный феномен проявляется в детстве, родители и учителя неосознанно прививают детям это состояние:
- Нет очевидной связи между действиями и последствиями (ребёнок не понимает, как и на что влияют его действия).
- Последствий действий на самом деле нет (это относится как к наказаниям, так и к поощрениям).
- Последствия разных действий одинаковы (за осознанную ложь и случайную порчу вещей наказания одинаковые; за хорошую оценку по сложному предмету и вымытую посуду одно и то же поощрение).
Иногда ребёнок просто не может понять причину почему так происходит: «Почему так произошло? Что я могу сделать с этим?» Например, учитель выделяет какого-то своего любимчика, придирается к ребёнку, просто из личной неприязни. Когда ребёнок видит причину в том, на что он не может повлиять, то он теряет мотивацию, перестаёт стараться.
Когда учитель даёт ребёнку понять, что своими стараниями он сможет получить хорошую оценку и способен выучить предмет, тогда ребёнок не чувствует себя беспомощным.
Важно, чтобы ребёнок видел связь между своими стараниями и результатом.
Эти причины могут развить выученную беспомощность и во взрослом возрасте.
- Череда неудач
Когда активные действия не приводят к результату ни один, ни два, а куда больше раз, у человека опускаются руки. Он постоянно что-то делает, но выхлопа от этого нет.
- Шаблонное мышление
Мужчина — добытчик, а женщина сидит дома и воспитывает детей. Навязанные обществом и зачастую утратившие свой первоначальный смысл стереотипы мешают человеку дойти до цели, ведь «так не принято, зачем я буду идти против правил».
- Менталитет
В стране, где граждане ограничены в действиях и не могут защитить свои права, феномен выученной беспомощности — обычное дело. Люди думают, например: «Я не буду подавать заявление в суд, потому что всё равно проиграю».
Это состояние беспомощности переходит на другие сферы жизни, человек перестаёт верить в свои силы и живёт по принципу «бездействие — это норма».
Как бороться с выученной беспомощностью
- Установите связь между действиями и последствиями
Нужно научиться находить причинно-следственные связи и брать ответственность за свои поступки. То где вы сейчас это следствие ваших выборов и действий. И нужно понимать какие действия привели тебя к позитивному или негативному результату.
- Принимать неудачи
Если у вас случаются неудачи, значит, вы действуете. Без неудач не обойтись, более того, они учат нас не совершать ошибки вновь. Относитесь к ним как к опыту, благодаря которому вы скоро добьётесь успехов.
- Стать оптимистом
Селигман считал, что у пессимистов больше шансов научиться беспомощности, чем у оптимистов, так как у них разные стили атрибуции — объяснения причин тех или иных действий человека. Чтобы стать оптимистом, нужно переосмыслить стиль атрибуции. В своей книге «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» Селигман предлагает тест, который поможет определить ваш стиль атрибуции. Попробуйте пройти его.
Внутренняя или внешняя атрибуция:
Человек приписывает ответственность за ситуацию себе или внешним факторам.
Как думает пессимист: «Я не справился с задачей, потому что я глуп», — пример внутренней атрибуции.
Как думает оптимист: «Я не справился с задачей, потому что было дано слишком мало времени. Ещё чуть-чуть, и всё бы получилось», — пример внешней атрибуции.
Стабильная или временная атрибуция:
Неудачи происходят постоянно или случаются иногда.
Как думает пессимист: «Мне всегда отказывают в помощи, так было ещё со школы, потому что на меня всем плевать», — пример стабильной атрибуции.
Как думает оптимист: «Сегодня он не смог мне помочь, потому что его жена рожала, и это важнее моей проблемы», — пример временной атрибуции.
Глобальная или конкретная атрибуция:
Человек видит проблему глобально, а не в конкретной детали.
Как думает пессимист: «Я не умею общаться с людьми, меня никто не слушает, потому что я зануда», — пример глобальной атрибуции.
Как думает оптимист: «У меня не складываются отношения с этим человеком, потому что у него совсем другие взгляды на жизнь», — пример конкретной атрибуции.
Результаты теста покажут, как вы относитесь к разным ситуациям, какой стиль атрибуции используете и чего в вас больше — оптимизма или пессимизма.
Если в вас больше пессимизма, то нужно работать над оценкой ситуаций. Ищите причины возникшей проблемы. Если вы всегда вините во всём себя, пересмотрите это и подумайте, какие ещё факторы могли повлиять на исход событий. Речь идёт не о собственном оправдании, а об объективности и адекватности вашей оценки.
- Попробовать метод ABCDE
Мартин Селигман и психолог Альберт Эллис разработали метод, с помощью которого можно победить пессимизм и научиться реагировать на неприятные ситуации адекватно.
- Ситуация. Беспристрастно опишите её: «Я опоздал на важную встречу».
- Ваше убеждение. Скажите, что вы думаете об этой ситуации: «Я вышел заранее, но автобус сломался, а потом я попал в пробку. Общественный транспорт работает отвратительно, а пробки — из-за неопытных водителей».
- Последствия. Подумайте, какие чувства и эмоции вызывают у вас убеждения: «Я был очень зол, накричал на случайного прохожего, весь день пошёл насмарку. Больше никогда не поеду на автобусе на работу».
- Внутренняя дискуссия. Обсудите с собой вашу реакцию на ситуацию: «Я погорячился? Я впервые попал в пробку на этом отрезке дороги, потому что там был ремонт. Общественный транспорт достаточно развит, перед важными встречами нужно планировать несколько маршрутов, чтобы не попасть в такую ситуацию снова».
- Отдача. Опишите, как вы чувствуете себя после осмысления реакции: «Я смог справиться с гневом и мне стало легче. Я рад, что у меня получилось взглянуть на вещи разумно».
Если регулярно разбирать каждую ситуацию по полочкам, вы научитесь трезво оценивать происходящее и начнёте мыслить позитивно. А позитивный настрой важен для борьбы с выученной беспомощностью.
- Обратиться к специалисту
Это самый крайний способ борьбы. Если самого у не получается справиться с выученной беспомощностью.
Надеюсь данная статья поможет вам. Так же хотелось бы почитать в комментариях важи примеры и мнения. Спасибо за внимание и удачи)