Ощущение, когда тормозная педаль уходит вниз без сопротивления, может вызвать сильный дискомфорт. Вместо того чтобы поддаваться мрачным предчувствиям, стоит понять причины, которые могут привести к такому состоянию, и выяснить способы предотвращения подобных ситуаций.
Жмем на тормоз — что происходит
Когда водитель нажимает на тормоз, активируется сложная механика гидравлической системы. Давление, создаваемое в главном тормозном цилиндре, передается через тормозную жидкость к поршням, которые, в свою очередь, приводят в действие колодки, замедляя тем самым автомобиль. Современные тормозные системы обычно оснащены двумя контурами для повышения надежности. Вакуумный усилитель, хотя и облегчает процесс нажатия педали, не оказывает влияния на ее ход.
Когда тормоза освобождаются, пружины приводят поршни в исходное положение, а «тормозуха» возвращается в резервуар. Этот процесс исключает возможность проникновения в систему воздуха, что критически важно для поддержания эффективности торможения.
Два основных фактора, влияющих на ход тормозной педали, — это объем тормозной жидкости, который нужен для сжатия колодок, и отсутствие таких веществ, как воздух или вода в жидкости, это обеспечивает ее несжимаемость.
Важные детали
Многие автовладельцы ошибочно полагают, что если в цилиндрах уровень тормозной жидкости стабилен, то эффективность торможения не меняется. Однако, даже при таком условии распределение жидкости способно изменяться, что влияет на работу тормозов.
Пример: изношенность тормозных накладок, в частности, когда речь идет о тормозах барабанного типа с нефункционирующим автоматическим регулировочным устройством. Такое состояние приводит к необходимости перекачки большего объема жидкости для эффективного торможения, что и вызывает изменение хода тормозной педали.
Колодки не изнашиваются мгновенно, что позволяет замечать увеличенный ход тормозной педали. При обнаружения этого признака, достаточно просто поменять колодки и проверить механизм саморегулирования. Один из явных индикаторов сильного износа колодок – необходимость нескольких нажатий на педаль для срабатывания тормозов.
После первого нажатия может не хватить давления, необходимый объем жидкости не будет прокачиваться, колодки прижмутся к барабану лишь после 2-го нажатия. Но опускания педали в пол не происходит. Если же педаль уходит в пол, виноват чаще главный тормозной цилиндр (ГТЦ), и не стоит искать причину в колодках.
Одной из серьёзных проблем в системе ГТЦ является неправильное распределение тормозной жидкости из-за изнашивания уплотнительных элементов поршня. Это явление, известное как перекачка, происходит, когда изношенные манжеты не удерживают жидкость должным образом. Когда водитель нажимает на тормозную педаль и она без сопротивления опускается, при этом уровень жидкости в резервуаре остаётся прежним и под автомобилем нет следов утечки, то проблема обычно в ГТЦ (жидкость возвращается в резервуар, минуя поршни цилиндра).
Это состояние представляет опасность для водителя, однако существует положительный момент: благодаря тому, что современные ГТЦ обычно имеют двухконтурную конструкцию, даже при выходе из строя одного контура система сохраняет способность частично функционировать. Если один из контуров выйдет из строя, автомобиль всё ещё можно остановить, но эффективность торможения будет снижена, автомобиль может занести. Эксплуатация автомобиля с таким дефектом чрезвычайно опасна.
Также стоит упомянуть другую проблему, связанную течью в тормозной магистрали. Если колесо влажное от «тормозухи» и уровень в бачке понижается, это является сигналом к неотложному обращению в сервис для замены тормозного шланга/трубки, а иногда и тормозного цилиндра. Стоит обращать внимание на значок на панели: восклицательный знак в круге (бывает с текстом "Brake"). Он сигнализирует как о включённом стояночном тормозе, так и о критическом уровне тормозной жидкости.
Не сжимать!
Гидравлическая тормозная система автомобиля основана на фундаментальном принципе физики — несжимаемости жидкостей. Однако со временем этот закон теряет свою актуальность, поскольку тормозная жидкость начинает терять свои первоначальные свойства. Даже в закрытую тормозную систему воздух всё же проникает, что со временем приводит к необходимости сжатия не только жидкости, но и воздуха. В результате тормозная педаль становится мягкой, может проваливаться, иногда требует нескольких нажатий.
Влага в атмосфере также может стать причиной неполадок в системе, поскольку тормозная жидкость обладает гигроскопичностью. Когда повышается содержание влаги в жидкости до 3,5% и более, возможно "проваливание" тормозной педали вследствие кипения воды в жидкости и образования паровой пробки, что снижает эффективность торможения. Для устранения завоздушивания системы нужна замена тормозной жидкости и прокачка системы.
Чтобы не проваливалась
Избежать опасности, связанной с провалом тормозной педали, несложно, если соблюдать несколько правил.
Своевременная замена тормозных колодок является ключевым моментом. Изношенные колодки приводят к сильному выдвижению поршня суппорта, что увеличивает вероятность его заедания из-за коррозии металла и износа резиновых элементов. Рекомендуется также проверить состояние суппортов.
Регулярный осмотр тормозных трубок на предмет коррозии и шлангов на износ поможет предотвратить их неожиданный отказ и утечку тормозной жидкости. При обнаружении трещин или вздутий на шлангах их следует немедленно заменить.
Важно помнить о сроке службы тормозной жидкости, который составляет два года. Использование тестера для определения содержания влаги в жидкости может быть полезным, но не стоит полагаться только на этот инструмент. Замена тормозной жидкости — процедура несложная и доступная.
Наконец, следует учитывать, что перегрев тормозной жидкости может привести к закипанию и потере эффективности торможения. Это может произойти из-за заедания суппорта или неисправности ступичного подшипника. Все системы автомобиля взаимосвязаны, и любая неисправность может привести к непредвиденным последствиям.
Экономия на тормозной жидкости может обернуться серьезными проблемами. Если есть сомнения в качестве жидкости, лучше не использовать её вообще. В экстремальных ситуациях она может оказаться ненадежной. Некачественная жидкость может спровоцировать коррозию металлических частей тормозной системы, что недопустимо для надежной работы тормозов.
Запишитесь на ТО автомобиля по самой приятной цене. Это можно легко и выгодно сделать через портал Autospot. Специалисты лицензированного сервиса всё сделают за вас с гарантией высокого качества работ.
Чтобы неплохо сэкономить и заплатить за услугу в разы меньше, лучше записываться онлайн.
На портале Autospot вы можете сравнить цены на эти услуги у разных дилеров города. Чтобы получить максимальную скидку, нужно прибрести расходники у дилера. С учетом размера скидки, которая может доходить до 50%, стоимость таких работ будет более выгодной, чем если бы автовладелец закупал расходники самостоятельно и записывался на выполнение этих работ без скидки.
Как записаться:
- Укажите марку и модель авто, поколение, модификацию и номер ТО.
- Изучите карту города с указанием цен на нужные услуги для вашего автомобиля.
- Выберите предложение, которое подходит вам по цене и местоположению сервиса.
- Запишитесь в один клик, закрепив за собой максимальную скидку.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы следить за актуальными новостями.