Найти в Дзене
Пси-лаборатория

Внутренняя мандала Самости

Спираль - это та же "мандала" - круг, который начинает свое движение в одной точке и идет то ли вверх, то ли вширь. Именно этот образ спирали возник у меня, когда я впервые познакомилась со сказкой "Волшебник страны ОЗ". Ураган, движущийся по спирали, унес домик маленькой девочки в страну фантазий, где она начала свой уникальный путь. Этот сказочный опыт может быть символом пути, который проходит человек, увлеченный самопознанием.

Но, вернемся к самому началу сказки, где ураган уносит домик Дорети в неведомую страну.

“Крах сознательной установки — дело серьезное. Он всегда переживается как конец света, как если бы весь мир вернулся назад к первозданному хаосу. Человек чувствует себя покинутым, сбившимся с курса и потерявши управление кораблем, отданным во власть стихий. Так, по крайней мере, ему кажется. В действительности же, он просто обратился в нужде к коллективному бессознательному, которое отныне берет руководство на себя. «спасительная» мысль, видение, «внутренний голос» с неотразимой силой убеждения появлялись в критический момент и давали жизни новое направление”, пишет Юнг, в работе “Отношения между Я и Бессознательным”.

Четыре героя шли по дороге в Изумрудный город, чтобы обрести желанные функции - мыслительную (Страшила мечтал о мозгах), чувствующую (Дровосек хотел обрести сердце), ощущающую (Лев желал стать храбрым) и интуитивную (Дорети - девочка, которая притягивала волшебство). Герои сказки так похожи на части психики, а также на субличностей, наделенных уникальной судьбой и комплексами. В работе “Тайна золотого цветка” Юнг пишет: “помимо этих обычных, общеизвестных аффектов имеются и более тонкие, более комплексные аффективные состояния, которые уже не назовешь просто аффектами. Это, скорее, сложные душевные подсистемы, обладающие личностным характером тем более, чем они сложнее. Они-то и являются составляющими психической личности и потому должны иметь личностный характер”. Если речь не идет о патологии, то в норме у каждого человека есть уникальные субличности, так или иначе проявляющие себя относительно жизненных перипетий.

-2

Герои идут по желтой дороге, которую в киноленте “Волшебник страны Оз” (1938 года) Дорети и ее маленький пес начали именно с точки, уходящей в спираль. Круги спирали расширялись, а дорога становилась для восприятия все более ровной. Вероятно, следуя этой дорогой по круглой сфере, коей является земля, путешественники пришли бы в ту же точку, но уже с другой стороны сферы. Внимательный читатель заметит, что по сюжету сказки герои отправляются от начальной точки через лес и пустыню к Изумрудному городу. Этот город должен был стать последним пунктом назначения, но волшебник Оз не может помочь главной героине и тогда друзья снова отправляются в путь через лес и горы в другой город, откуда девочка, наконец, попадает в свое пространство - Канзас.

Это похоже цикличность, которая придает карте пространства объем. В стереографическом гиперпространстве, плоскости мандалы стали бы поверхностями вращения. Как тороид, который за счет своего вращения образует окружности вокруг оси, лежащей в плоскости этой окружности и не пересекающей ее. Звучит непросто. Но, можно ли описать пространство бессознательного простыми словами? Мне оно представляется никак иначе, как гиперпространство, где возможно гораздо больше, чем доступно сознанию. Но именно сознание сможет дать залог для изменений в жизни.

Следуя диалектике Гегеля, движение по спирали, создает возможность развития. Прошлый результат отрицается, за счет чего происходит переход на новый уровень, и так снова и снова, по закону “отрицания отрицания”. Движение кажется линейным – то ли вперед, то ли вверх (или вниз). Но, оно происходит именно по спирали, поскольку человек то и дело возвращается к пройденному материалу, но уже с новым опытом и знаниями. Так и в аналитическом пространстве происходит будто бы “кружение” над центральной темой. Аналитик и анализанд приближаются к ней и отдаляются, подходят ближе и снова отходят, соблюдая индивидуальный темп, постепенно преодолевая сопротивления.

-3

Фрейд полагал, что воспоминания как бы располагаются концентрическими кругами вокруг патогенного ядра, причем чем ближе к центральному ядру мы подходим, двигаясь от одного круга к другому, тем сильнее оказывается сопротивление. Юнг же отмечал, что кружение внутри каждого человека, происходит вокруг его центрообразующей Самости. Как следует из замечания, сделанного Валерием Зеленским в книге “Юнгианский бревиарий”: “работы о Самости являются превосходным примером того, что Юнг называл циркумамбуляцией, или обхождением, перемещением вокруг понятия до тех пор, пока его различные аспекты не будут выявлены и поняты”. Как и в анализе, анализанд и аналитик обходят материал кругами, рассматривая его с разных точек и тем самым поднимая все выше, на уровень личного осознания. Будто рисуют аналитическую мандалу.

Линия спирали, как желтая дорога в сказке - это путь для путешественников. Но, в книге Стайн Мюррей “Принцип индивидуации. О развитии человеческого сознания” есть важное замечание, относительно образа путешествия: “Человек не индивидуируется, просто ходя кругами, в буквальном или в переносном смысле. Мы используем образы путешествия, или циркумбуляции относительно центра, с достаточной продуктивностью, чтобы уловить некоторые аспекты или моменты процесса. Это – символы, которые могут помочь как способы понимания и даже расширения процесса индивидуации, обретающего форму в конкретной жизни человека. Разумеется, какими бы ни были образы индивидуации, их надо понимать как метафоры психологического процесса, который происходит в пространстве, не являющемся буквальным”.

Таким образом, в процессе рисования мандалы важен не столько целенаправленный процесс и напряженная интеллектуализация результата (что, в свою очередь, является защитным механизмом), сколько пребывание в состоянии, похожем на медитацию, дающем возможность не понимать, но осознавать, наблюдать спонтанно возникающий опыт. Внутри человека есть своя мандала, с центральной точкой Самости. Внутри эта мандала поделена на четыре части – четыре функции психики, которые необходимо гармонизировать, обходя каждую зону последовательно, круг за кругом. Сюзанна Фостер Финчер так описывает этот процесс в книге “Создание и интерпретация мандалы”: “мандалы разоблачают динамику самости, создавая матрицу, в которой раскрывается ваша уникальная идентичность. Круг мандалы отражает Самость, вмещающую стремление души к самореализации и целостности. В мотивах мандалы находят свое отражение и прошлое всего человечества и символы личного опыта”.

-4

Но, вернемся ненадолго к сюжету сказки “Волшебник страны Оз”, который так созвучен тому, что пишет Финчер в вышеупомянутой книге о мандалах: “В соответствии с традицией, они (верующие) прослеживают рисунок мандалы. Каждый вход охраняется свирепым божеством, который предоставляет такой аспект человека, который должен быть преодолен прежде чем можно будет двигаться к центру: привязанность, зависть, страх. Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей психологическое развитие тех, кто хочет продвинуться в духовном осознании”.

Четыре путника – Дорети, Страшила, Дровосек и Лев следуют по пути, сталкиваясь с препятствиями. По ходу преодоления препятствий, Страшила проявляет недюжую смекалку, Дровосек – сострадание и чуткость, а Лев – бесстрашие и храбрость. Каждый из героев, прочерчивая единый путь, рисует и свой личный. Так в мандале появляются детали и узоры. Дорети же - главная героиня, в психическом пространстве которой и происходит это движение, бессознательно производит объединение диссоциированных частей, актуализирует сильные качества и проходит через инициирующие сложности, которые дают возможность личности развиваться. Это и есть путь индивидуации. Юнг, в работе “Отношения между Я и Бессознательным” отмечает: “Индивидуация означает становление «неделимым» (От лат. individuus — «неделимый», но еще и «неразделенный», «неразведенный», «нерасщепленный»), и коль скоро «индивидуальность» заключает в себе нашу глубочайшую, крайнюю и бесподобную особенность, она также подразумевает становление человека самим собой. Поэтому мы могли бы истолковать индивидуацию как “путь к себе” или как “самоосуществление". Интегрируя эти образы, переводя их в личный опыт, человек также может обнаружить себя на пути индивидуации. Обнаружить себя на пути к себе.

Образы сказки, как продукты коллективного бессознательного, помогают ярче осознать символы, имеющие индивидуальный смысл. Юнг в “Тайне золотого цветка” пишет: “требуется "магически" действующий символ, обладающий тем первобытным аналогизмом, который и воспринимает бессознательное. Это бессознательное может быть постигнуто и выражено лишь через символ, почему и невозможно обойтись без индивидуации символа. Символ, с одной стороны, есть примитивное выражение бессознательного, а с другой идея, соответствующая высочайшей интуиции сознания”.

Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)